Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Профессиональное самоопределен...

Профессиональное самоопределение учащихся как условие успешной социализации


Раянова Г.Р.
руководитель проекта
МАОУ «СОШ №4»
г. Губкинский

Проект «Центр управления карьерами» на базе МАОУ «СОШ № 4» функционирует с 2011 г. Центр создан по инициативе ООО «Роснефть-Пурнефтегаз» и  Администрацией школы. Цель деятельности: формирование у обучающихся умения выбора профессиональной сферы, дальнейшей образовательной траектории, оптимально соответствующих личностным особенностям, индивидуальным способностям, ценностям и интересам, запросам рынка труда города и округа.

Стратегия развития проекта профориентации определяется решением следующих задач: создание в системе профессиональной ориентации условий для  выявления профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей, построения индивидуального образовательного маршрута обучающегося для обеспечения осознанного выбора будущей профессиональной деятельности; социализация и адаптация обучающихся с учётом реальных социально-экономических условий, потребностей рынка труда.

 Для реализации целей и задач центр профориентации изучает ценностные ориентиры обучающихся, способствует повышению общего уровня информированности подростков о мире профессий и профессиональных требованиях, формированию активной гражданской позиции, способности адаптироваться в условиях рыночной экономики, развитию активности и самостоятельности в профессиональном самоопределении.

Особо значимой является проблема приобретения обучающимися представления о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего профориентационного процесса центра.
       Квалифицированную помощь в формировании школьниками личных целей и планов собственной карьеры оказывают  педагог-психолог школы Хайруллина Л.С. и куратор проекта Раянова Г.Р.  В учебный план введены элективные курсы «Шаг в профессию» (7-9 кл.), «Планирование профессиональной карьеры» (10-11 кл.), знакомящие   со структурой образования, учебными заведениями, требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, противопоказаниями к профессиям.

Для выявления склонностей, интересов, способностей личности, профессиональной направленности подростков, составления индивидуального профессионального маршрута,
предоставления информации о профессиях, специальностях, учебных заведениях и потребностях рынка трудадиагностика профессиональных способностей и склонностей обучающихся был приобретен ООО «РН-Пурнефтегаз» системный продукт «ЭффектонСтудио Онлайн». По данной программе обучающиеся проходят различные тесты, после чего система автоматически выводит список рекомендуемых профессий в процентном соотношении, список подходящих престижных вузов России  и ссылки на них, по которым ученик работает с информацией для будущих абитуриентов.

На сегодняшний день отработан механизм взаимодействия с социальными партнёрами (более 23 организаций) по вопросам профессиональных проб, социальных практик, трудоустройства школьников в течение года.  Подписаны соглашения о сотрудничестве со следующими организациями: ООО «Роснефть-Пурнефтегаз»; центр занятости населения, фотоискусство («ИП Митькин»); парикмахерское дело (ИП Мишук); помощник воспитателя (МАДОУ ДС «Русалочка»); хореограф (ансамбль «Северное сияние», «СББИ»; медицинское направление (ГБУЗ «ГГБ»), МДЦ «Медия»; аптекарское дело (МУП «Центральная городская аптека»); компания НикАвтоЦентр  (автодело, продавец, маркетолог, менеджер «ИП Никитюк»); сбербанк № 8495 (помощник промоутера); стоматологическое  направление (ИП Омаева, «Сибдент»); журналист, школьное  ТВ  «Альтернатива» (руководитель Симагин О. И.); рекламное агентство, фотожурналист, веб-дизайнер (ИП Мариничев); тележурналист (ТВ «Вектор»); газеты «Губкинская Неделя», «Нефтяник Ямала»; Государственным юридическим бюро, МЦ  «Факел».

Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодёжи при выборе будущей профессии. Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии.

Именно с такой целью трудоустроены более 90 учащихся в компанию «Никавтоцентр», МЦ «Факел, МДЦ «Медия», детский сад "Солнышко", кинотеатр "Пандора", дом быта, плавательный бассейн "Фортуна", ООО "Паритет", УДМиТ, "ЦДДМ" "Современник", "Теле 2", ГДК "Олимп"  и т.д. Желающих устроиться на работу большое количество, но количество рабочих мест ограничено. Всех желающих записываем, организуем с компанией ознакомительную экскурсию, назначаем наставников, после чего все «потенциальные работники» проходят испытательный срок-кастинг две недели. Это своего рода ролевая игра  «Безболезненное первичное знакомство с рынком труда». Самая активная, ответственная, креативная, инициативная молодёжь от 15 лет и старше получают рабочие места в компаниях, организациях города.  Им оформляют трудовую книжку, фиксируют стаж работы, платят заработную плату от 4 до 12 тысяч рублей. Таким образом, права работающих обучающихся, совмещающих обучение с работой, в юридическом смысле защищены.

Центр оснащён компьютерным диагностическим классом (25 ноутбуков), системой «ЭффектонСтудио Онлайн»,  принтерами,  интерактивной доской,  проектором,  сканером, имеется локальная сеть и wi-fi линия к сети Интернет.
Снят видеоролик о деятельности Центра «Управляй  мечтой», «После учебы – на работу», «Шаг в профессию», «Профессия – журналист», «МДЦ «Медия» и т.д. Неоднократно печатались статьи и заметки в городской, окружной, федеральной прессе, трансляция в новостях телерадиокомпанией «Вектор» (vector-tv.ru),  видеоматериалы об интересных и значимых событиях из жизни учреждения.

В целях оказания помощи учащейся молодежи в профессиональном самоопределении, повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда в центре профориентации «Центр управления карьерами» прошли следующие профориентационные мероприятия: информирование обучающихся школ о рынке труда города, о профессиях, востребованных в настоящее время экономикой, правилах выбора будущей профессиональной деятельности и учебного заведения для получения профессионального образования осуществлялось в форме экскурсий, профессиональных проб, мастер-классов, интеллектуально-развлекательных игр, уроков занятости с использованием профориентационных игр, показом видеофильмов, слайдов, профориентационных занятий на темы: «Мир профессий», «Выбор профессии и современный рынок труда», «Престижные вузы страны», «Ярмарка вакансий» «Я выбираю профессию», круглый стол «Профессиональный выбор», видеоконференция с округом «Трудовая занятость молодёжи», вовлечены в исследовательскую работу, проектную деятельность по предметам, подготовку и участие в олимпиадах, турнирах, конкурсах и других соревнованиях. Исследовательские работы «Востребованные профессии в монограде», «Назад на Ямал»  вовсероссийской научно-практической конференции «Юность. Наука. Культура» два года подряд заняли I место в номинации «Социология». Учащиеся написали следующие проекты: «Зачетная книжка», «Иллюзия брака», «5 из 7» (о пятидневке), «Моя профессия – журналист», «Назад на Ямал», «Геолог – женская профессия», «Маркетинговое исследование строительных магазинов г. Губкинский» и т.д. Традиционно (в этом году 6-й раз) в апреле подведён итог  проектной деятельности «Моя будущая профессия», где обучающиеся 11 классов защищали презентацию перед гостями ООО «РН-Пурнефтегаз», ЦЗН, УО, Администрацией школы, членами жюри, 10-классниками. Выпускники рассказывают о содержании выбранной профессий, выявляют плюсы и минусы данной деятельности, отвечают на вопросы: почему выбрали именно данную профессию, какие попытки, действия  были совершены для того, чтобы выбрать данную деятельность, достичь поставленных целей, задач  и т.д. 

Проект «Центр управления карьерами» обладатель трёх грантов:   городской конкурс «Лидер инноваций» в 2012 году – I место в номинации «Лучший инновационный проект в сфере образования» (грант 50 000);  городской конкурс инновационных проектов «Миры возможных профессий» (грант 100 000); окружной конкурс инновационных проектов  на получение грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа (грант 500 000, г. Салехард). Победитель международного форума-конкурса «Евразийский экономический форум молодёжи» в подразделении «Образовательные инициативы XXI век» (г. Екатеринбург, 2012 г); Всероссийского конкурса на присуждение премии «Траектория», II место в номинации «Сотрудничество с бизнесом» («Росмолодёжь» –  г. Москва, 2013г), победитель Всероссийского конкурса «Профи», «Общественное признание» (С-Петербург, 2014), «Думать. Действовать. Исследовать» ОАО «Роснефть» (г. Комсомольк-на-Амуре, 2016); поделились опытом работы в Государственной Думе по теме: "О трудовой подготовке, профессиональной ориентации и развитии научно-технического творчества обучающихся в системе образования" (предложения по данному вопросу, г. Москва, 2014); во Всероссийской неделе профориентации ФИРО, 2015; в Московском межрегиональном молодёжном форуме «ДИАЛОГ2015»; в коллегии департамента образования ЯНАО с практикой по профориентации (г. Н. Уренгой, 2014) и т.д.

В среднем наблюдается позитивный сдвиг в профессиональной компетенции подростков. Видно, что полученный материал, помог подросткам выделить области своих интересов, наиболее значимых для них, выбрать будущую профессию в соответствии с личными способностями, качествами, интересами и склонностями, типом темперамента, а также обстановкой на рынке труда. Наблюдается повышение уровня информированности подростков о мире профессий и в целом повышение профориентационной компетентности. По результатам трудоустройства выпускников  мы видим, что выбор факультетов расширяется: океанотехники и морских сооружений; вокального искусства; режиссерский; актерский; факультет логистики; журналистики; стоматолога, врача;  гражданской авиации; архитектурный факультет; разработки газовых и нефтяных месторождений; перевод и переводовед; антикризисного управления; менеджмент ресторанно-гостиничного бизнеса; рекламы и связи с общественностью; дефектологии. Из 80  выпускников школа в 2015 году поступили  в вузы – 68 (85%), в учреждения СПО  – 11 человек (14%),  трудоустроена  1 выпускница (1%). Из поступивших в высшие учебные заведения на бюджете государства обучается  25 человек (31%), из них 11 на целевых местах.

Исходя из полученных результатов, мы видим, что профессиональные занятия (в том числе профессиональные пробы для подростков) прошли успешно. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт