Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Развитие учебно-познавательной...

Развитие учебно-познавательной мотивации у обучающихся 7-9 классов посредством внеурочной деятельности по математике


Нестерова Виктория Олеговна
учитель математики первой квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 Надыма»
г. Надым

Несмотря на свою необязательность для школьника, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов, тест-практик по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.

Учитывая то, что на уроках не всегда хватает времени для программного материала, на внеурочных занятиях учитываются возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Основной целью организации внеурочной деятельности является развитие учебно-познавательной мотивации обучающихся по математике.

Считаю, что наиболее важными задачами во внеурочной деятельности по математике являются следующие:

·      развитие мышления и математических, творческих способностей обучающихся;

·      пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к математике и ее приложениям;

·      развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

·      создание актива, способного оказать помощь в организации внеклассных мероприятий по математике;

·      расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении математики в технике, экономике;

·      расширение и углубление представлений обучающихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки.

На протяжении многих лет организую внеурочную деятельность в самых разнообразных формах: математические тематические вечера, симпозиумы, открытые практикумы, игры, организация научно-поисковой деятельности.

В прошлом году провела «Геометрический симпозиум». Это математический вечер был подготовлен для целой параллели восьмых классов. Целью этого мероприятия послужило обобщение целого раздела геометрии – свойства геометрических фигур. Математический вечер являлся художественным, занимательным, познавательным мероприятием. В первой части вечера ребята в стихах обобщили все свойства уже изученных фигур и рассказали о фигурах и их свойствах, еще не знакомым, обучающимся в 8 классе. Далее последовала викторина, в которой принимали участие все зрители. Для проведения викторины подбирала задания, при решении которых ребята должны проявить смекалку, находчивость, математические способности по данному разделу. Данная форма мероприятия всем очень понравилась.

Наиболее удачно организую математические игры. Условно выделяю три вида игр: индивидуальные, групповые, массовые. В основном, провожу игру как отдельное внеклассное мероприятие по математике, используя шаблоны популярных телевизионных игр. Например, два года назад я подготовила и провела внеклассное мероприятие в рамках Месячника проведения нетрадиционных форм учебных занятий и внеклассных мероприятий в школе в форме игры «Слабое звено». Это может служить примером индивидуальной игры. Все вопросы подбирала, учитывая материал, предусмотренный программой 6-7 классов, вопросы на смекалку, на сообразительность.

Всегда среди школьников популярна игра в форме «КВН». Традиционное представление данного мероприятия – Дня знаний по математике. Команды нашей школы представляли выступления на тему «Геометрия – витамин для мозга». Это групповая работа. В этой игре принимали участие ребята, не проявляющие интереса к математике, но люди творческие, креативные.

Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний обучающихся в области закрепления материала. Так в 9 классе провела игру «Поле чудес» по теме «Арифметическая прогрессия». Задания в этой игре подбирались мною таким образом, чтобы учащиеся использовали при их решении знания, выходящие за рамки школьной программы. При этом задания разнообразны по форме: задания в текстовой форме; вопросы, требующие односложных ответов или кратких пояснений; задачи, предполагающие подробные обоснования, рассуждения, выкладки. Так же предпочтение отдавалось задачам, которые имеют не единственный способ решения. Данная игра является групповой (команды состояли из нескольких человек). Все участники остались довольными и были награждены грамотами.

Много лет являюсь классным руководителем и учителем предметником в этом же классе. Поэтому проводя математические мероприятия, решаю задачи общешкольной программы «Школа и семья». Такую игру подготовила вместе с ребятами в форме «Что? Где? Когда?». В этой игре принимали участие ученики вместе со своими родителями. Мы долго готовились к игре. Делая подбор вопросов, использовали интернет, методическую литературу. Задания включали фотовопросы об ученых-математиках, исторические сведения о происхождении чисел, об изобретениях ученых, которые мы используем в быту. Ребята помогли создать мультимедийную презентацию, «скачать» музыку к игре, сделать черный ящик, волчок. В организации игры председатель родительского комитета предоставила призы для участников мероприятия. Родители поделились со зрителями воспоминаниями о своей школьной жизни, о важности изучения математики, как практической науки.

Чтобы отследить, приносят ли пользу мои мероприятия обучающимся, после каждого из них проводила анкетирование. В анкету входили следующие вопросы:

·      Понравилась ли тебе игра (мероприятие)? Почему?

·      Что нового ты узнал после проведения данной игры (мероприятия)?

·      В какую форму игры ты хотел бы сыграть еще? На какую тему?

·      В какой роли ты хотел бы принимать участие в игре (организатор, зритель, игрок, ассистент)?

Анализируя анкеты и свои мероприятия, я пришла к следующим выводам:

мероприятия по математике в форме игры помогают обобщить и углубить знания по предмету;

в игре каждый ученик может проявить свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям;

развивается устойчивый интерес к внеклассным мероприятиям;

появляется потребность в работе с дополнительной литературой, учатся  искать необходимый материал на интернет-сайтах;

растет мотивация к занятиям в исследовательской деятельности, в олимпиадах, интеллектуальных играх;

формируется система проведения внеклассных мероприятий для обучающихся 5-9 классов;

воспитывается культура общения;

формируются коммуникативные навыки.

В результате мои ученики участники, победители и призеры многих игр, олимпиад и конкурсов:

 всероссийская олимпиада школьников, грамота за результативное участие на муниципальном уровне, 2014 год;

 международная олимпиада по основам наук, дипломы I, II степеней, 2 медали высшей и премьер лиги, 2015 год;

 блиц-турнир Максима Поташева, 2 сертификата участника; 2015 год;

 заочная физико-математическая олимпиада «Авангард», диплом I степени, 2015 год;

 международная конкурс- игра «Кенгуру», ежегодное участие;

 всероссийская олимпиада по математике «Слон», «Клевер», 2014,2015 года, призеры и участники и др.

Внеклассные занятия с учащимися приносят пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, мне приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве уроков, на личном профессиональном росте. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт