Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Реализация комплексного регион...

Реализация комплексного регионального проекта «Модель этнокультурного образования» в системе образования автономного округа в 2016 г.


Слепа К. А.

Цель проекта: Повышение доступности и качества образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера с максимальным учетом этнопсихологических и социокультурных особенностей, традиционной материальной и духовной культуры и традиционной хозяйственной деятельности.

Задачи проекта:

1. Выявление наиболее эффективных путей и условий, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в условиях деятельности кочевой школы.

2. Повышение охвата дошкольным образованием и предшкольной подготовкой детей из числа коренных малочисленных народов Севера в местах кочевий.

3. Учебно-методическое обеспечение преподавания родных языков в школах на основе новых научных подходов и образовательных технологий.

4. Организация работы школ-интернатов на принципах деятельности центров этнокультурного образования и центров образовательных округов.

Реализация комплексного регионального проекта в системе образования автономного округа «Модель этнокультурного образования» направлена на повышение доступности и качества образования детей из числа КМНС с максимальным учетом этнопсихологических и социокультурных особенностей, традиционной культуры.

Основными направлениями реализации модели являются: организация кочевого дошкольного образования, предшкольной подготовки детей, преобразование школ-интернатов в социокультурные центры, разработка учебников нового поколения по родным языкам.

В результате организации обучения в местах кочевий на Ямале возникли самые разные модели кочевого образования, учитывающие сложившуюся инфраструктуру и род занятий местного населения.

  1. Полустационарная кочевая школа (МОУ Школа Анны Неркаги, д. Лаборовая, Приуральский район), занятия в которой посещают дети оленеводов, проживающих на стойбищах вблизи этностойбища «Земля Надежды», либо те, чья семья во время каслания оказалась в районе фактории. Занятия организуются также с дошкольниками в группах кратковременного пребывания. Полустационарная модель кочевого образования является базовым ресурсным центром для педагогов, выезжающих на обучение к месту проживания детей – на стойбища.

  2. Кочующая школа (кочевой детский сад) (Пуровский район, Ямальский район) используется для семей кочевников проживающих на очень большом расстоянии от каких-либо населённых пунктов. В данном случае работа педагога носит разъездной характер: она связана с касланием за оленеводческой бригадой или семьей частников. Такой вариант осуществляется в настоящее время в Пуровском и Ямальском районах (в том числе этим занималась этнографическая экспедиция «Настоящие люди», опыт которой сейчас обрабатывается к представлению широкой общественности). В работе кочевого детского сада принимают участие и старшеклассники образовательных организаций, которые проходят летнюю профильную практику в родном стойбище, организуя предшкольную подготовку детей.

  3. Стационарная школа: дети вместе с родителями проживают в тундре, а обучение происходит в консультационных группах на базе школ (г. Муравленко) или в специально созданных (построенных) чумах, либо модульных зданиях (ф. Паюта с. Харсаим, Приуральский район). Обучение детей на базе школы происходит, когда родители детей приезжают в город для закупки продуктов, одежды, посещения лечебных учреждений 1-2 раза в месяц на 4-6 дней. Обучение и консультирование в модульных зданиях организовано таким образом, что педагог приезжает для работы вахтовым методом на 2-3 недели (жильё предоставляется). Также обучение детей дошкольного возраста может происходить в группах кратковременного пребывания созданных непосредственно в детском саду крупных поселков (МДОУ «Радуга» с. Аксарка, МОУ Школа – детский сад с. Катравож, МДОУ «Брусничка» с. Белоярск) или в пришкольном чуме при образовательных организациях (МБОУ «Сюнай-Салинская начальная школа – детский сад). Группы открыты для детей не посещающих детский сад, в виду отсутствия вакантных мест или на период приезда родителей в населенный пункт.

  4. «Передвижной» филиал образовательного учреждения (модульное здание, балок), который следует с места на место вместе с потребителями услуги – семьями рыбаков (детский сад «Снежинка» с. Находка, Тазовский район).

  5. Выездной воспитатель: ещё один вариант оказания услуг дошкольного образования через создание групп кратковременного пребывания детей в маленьких национальных поселках (Шурышкарский район) или оленеводческих бригадах (Надымский район). Организация работы воспитателей МБДОУ «Детский сад «Зайчонок» с. Мужи и МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда в разъездном режиме.

  6. Сезонная кочевая школа. В летний или осенний период педагоги выезжают на место каслания оленеводческих бригад находящихся на значительном удалении от населенных пунктов и организуют образовательный процесс в естественных условиях проживания оленеводов (МБОУ «Овгортская ОШИСОО» Шурышкарский район, МБОУ «ШИООО д. Харампур Пуровского района).

    В 2016 г. в Ямало-Ненецком автономном округе функционировало 19 образовательных организаций: 13 детских садов, 6 школ. Начальным общим образованием было охвачено 36 обучающихся, дошкольным образованием – 478 детей, из них: педагогами – 259 человек, старшеклассниками (профильная практика) – 219 человек.

    Организация кочевого дошкольного образования осуществляется через открытие дошкольных групп кратковременного пребывания в местах кочевий.

    В организации предшкольной подготовки детей принимают участие не только педагоги, но и старшеклассники, студенты, которые проходят практику в родных стойбищах.

В системе образования округа формируется образ новой системы образования на Севере: на базе традиционных школ-интернатов создаются этнокультурные центры, организуется дополнительное предпрофильное образование детей из числа КМНС. Организация работы школ-интернатов на принципах деятельности центров этнокультурного образования организована через проведение праздников народов Ямала; встречи с родителями, представителями общественных организаций; проведение профориентационной работы со старшеклассниками по выбору профессии и профильной практики на предприятиях села и района. Проведенный в 3 квартале 2016 года региональным институтом конкурс «Школьный чум» еще раз доказал, что в образовательных организациях разработаны этнокультурные программы и в школьном чуме педагоги проводят внеклассную работу с детьми: тематические вечера, экскурсии, мастер-классы и т.д. За отчетный период 160 старшеклассников прошли профильную практику на предприятиях агропромышленного комплекса, что говорит о заинтересованности детей в традиционных видах деятельности.

В целях обеспечения учебно-методическими комплектами преподавания родных языков в школах в марте 2016 г. на окружном практико-ориентированном семинаре по теме «Приведение содержания обучения родным языкам народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока в соответствии с требованиями ФГОС» был определен авторский коллектив учителей родных языков по разработке УМК нового поколения на ненецком и хантыйском языках с 1 по 4 класс. В течение 2-3 квартала 2016 года учителя школ-интернатов автономного округа направляли в ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО» материалы (тексты, конспекты уроков, иллюстрации и т.д.) для включения в УМК. В разработке учебно-методических комплектов приняли участие и сотрудники регионального института: подбор иллюстраций к учебникам, составление тематических текстов и обращений к ученику, распределение содержания рабочей программы по обучению родному (ненецкому) языку, разработка тематических материалов к учебникам и т.д. В результате проведенной работы в сентябре 2016 г. филиалом издательства «Просвещение» изданы макеты учебно-методических комплектов на хантыйском и ненецком языках для 1-4 классов. В октябре-ноябре 2016 г. в региональном институте развития образования организована работа с макетами учебников и методических пособий по хантыйскому и ненецкому языкам на предмет языковой, стилистической правки, психолого-педагогического и этнического соответствия представленных материалов. После проведения экспертизы изданных УМК были выявлены следующие замечания: нет перевода задания на родном языке, расхождения в написании одних и тех же слов и их форм, допущены пунктуационные ошибки и т.д. Экспертные заключения были направлены филиалу издательству «Просвещение» с целью внесения изменений в УМК нового поколения.

    В целях изучения, сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера было организовано и проведено ряд мероприятий:

  1. В 3 квартале 2016 г. проведен мониторинг «Преподавание родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера в образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа». В результате проведенного мониторинга выяснилось, что изучение родного языка и литературы организовано в 8 МО для 5671 ребенка, в 45 образовательных организациях, в том числе: в 7 дошкольных образовательных организациях (178 чел.), в 37 общеобразовательных организациях (5484 чел.) и в 1 организации дополнительного образования (9 чел.). В образовательных организациях автономного округа предмет «Родной язык и литература» преподаётся на хантыйском (шурышкарский, приуральский и сургутский диалекты), ненецком (тундровой и лесной диалекты), коми и селькупском языках. Также необходимо обновление учебников в общеобразовательных организациях автономного округа для 1-9 классов по ненецкому, хантыйскому и селькупскому языкам, т.к. основная масса учебников 2005 -2006 г. выпуска.

  2. В ноябре 2016 г. в очном режиме была проведена межрегиональная олимпиада по краеведению и родным языкам, в которой приняли участие 27 обучающихся и студентов Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов. Обучающиеся показали достаточную компетентность в вопросах краеведения и в знании родных языков.

Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз отметить, региональный проект «Модель этнокультурного образования» позволил обеспечить создание системы целенаправленного обучения, начиная с дошкольной подготовки детей-тундровиков, расширил формы взаимодействия с семьями не только в селе, но и в местах кочевий и способствует сохранению языка и культуры коренного этноса, приобщению к культурным традициям своего народа.

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт