Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОПЫТНО-Э...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «Система общественно-профессиональной экспертизы качества деятельности дошкольной образовательной организации» в МБДОУ детский сад «Сказка», Тазовский район


Свечникова Л.В., начальник управления развития и организационно-методического обеспечения, департамент образования

Администрации Тазовского района

Грошкова Т.В., заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Сказка»

 

Основной идеей разработки проекта стал поиск новых механизмов оценки качества образования, позволяющих увидеть не только его результативность, но и раскрыть потенциальные риски и перспективы дальнейшего развития.

В настоящее время среди многообразия видов оценочных процедур  особо можно выделить потенциал ОП экспертизы. Экспертиза позволяет получить более объективные и полные данные, выявить степень удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, привлечь общественность к решению актуальных проблем и задач.

Дошкольная организация – это открытая образовательная система, готовая к сотрудничеству с социальными партнерами, профессиональным педагогическим сообществом и представителями общественности.

 Дошкольные организации  активно переходят с формальной оценки качества деятельности на различные виды независимых экспертиз, предлагая проявить должную инициативу непосредственным потребителям услуг, представителям профессионального сообщества и общественности.

В 2014 году в Тазовском районе впервые на базе детского  сада «Сказка» началась реализация  инновационного проекта в рамках опытно-экспериментальной работы, который позволил определить механизмы осуществления общественно-профессиональной экспертизы в условиях сельского детского сада. Научным руководителем муниципальной инновационной площадки стала кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Новицкая Виктория Александровна. Педагоги ДОО района в течение периода реализации ОЭР были вовлечены в систему методических мероприятий по осуществлению процедуры общественно-профессиональной экспертизы.

Методологическая основа опытно-экспериментальной работы МБДОУ детский сад «Сказка»

Цель ОЭР - разработка апробация и оценка системы общественно-профессиональной экспертизы качества деятельности дошкольной образовательной организации

Объект исследования: процедуры оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации

Предмет исследования: система общественно-профессиональной экспертизы качества деятельности дошкольной образовательной организации

Для достижения цели коллективу детского сада необходимо было разработать нормативно-правовую основу, изучить имеющийся опыт по направлению, оценить эффективность инновационной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Определить нормативно-правовые и теоретико-практические основания разработки системы общественно-профессиональной экспертизы оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации.
  2. Выявить специфику осуществления процесса оценки деятельности дошкольной образовательной организации в регионе.
  3. Дать оценку эффективности системы общественно-профессиональной экспертизы качества деятельности дошкольной образовательной организации).

 Модель независимой оценки качества деятельности дошкольной организации  представлена на слайде.

Объектами экспертизы качества дошкольного образования выступают образовательная программа, среда, условия, обеспечивающие  качество реализации процесса взаимодействия взрослого и ребенка в ДОО (качество результатов, качество процесса, качество условий).

В программе ОЭР на разных  ее  этапах были задействованы  внутренние и внешние ресурсы. Обновление материально-технической базы учреждения и сетевое сотрудничество с учреждениями СПО и ВПО.

 Важным условием, обеспечивающим качество дошкольного образования, является организация  процедуры его оценивания.

Открытость ДОО обеспечивается привлечением к процедуре оценивания независимых экспертов, заинтересованных в получении достоверной информации о качестве дошкольного образования. Для этого необходимо формирование экспертных команд, т.е. создание вариативных групп экспертов: представителей родителей, профессионального сообщества,  социальных партнеров, представителей общественности и независимых экспертов- профессионалов.

Успешность общественно-профессиональной экспертизы во многом зависит от готовности эксперта видеть и оценивать объекты экспертизы.

Для осуществления независимой оценки качества необходимо формирование пакета экспертных методов (Разработка критериального аппарата независимой оценки качества деятельности дошкольной организации)

Конечные продукты ОЭР

Системность полученных результатов ОЭР была обеспечена четкой реализацией программы в соответствии с поставленными задачами. Эффективность результата ОЭР подтверждается разработанными методическими продуктами, которые успешно внедрены в практику работы детского сада и дошкольных организаций района.

Итоговыми продуктами опытно-экспериментальной работы стали:

Структура экспертного стандарта качества услуг дошкольной образовательной организации

Сформирован инструментарий для проведения общественно-профессиональной экспертизы оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации.

Создание методических рекомендаций по реализации системы оценки в работе детского сада.

Разработка локальных документов, регламентирующих реализацию разработанной системы общественно-профессиональной экспертизы оценки качества деятельности ДОО.

Программа повышения квалификации педагогов ДОО «Общественно-профессиональная экспертиза как эффективный вид оценки качества деятельности дошкольной организации».

Программа подготовки экспертов – родителей «Академия детства». 

Очень важно подчеркнуть, что в ходе ОЭР выявлена проблема – неготовность всех групп общественно-профессиональных экспертов к осуществлению процедуры экспертизы.

Самыми требовательными, заинтересованными и главными экспертами являются родители детей. Родители ежедневно получают информацию о жизнедеятельности ребенка в детском саду, но не все готовы ее правильно интерпретировать. Апробация мероприятий по подготовке экспертов из числа родителей проведена. Разработан информационный блокнот эксперта. Результаты педагогического мониторинга, поведенного на заключительном этапе ОЭР позволяют говорить, что повысилась доля родителей, активно включающихся в процесс взаимодействия с сотрудниками детского сада: на констатирующем этапе работы лишь 23% родителей осуществляли взаимодействие с педагогами посредством  участия в мероприятиях, направленных на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. На заключительном этапе реализации программы Академия Детства 76% родителей воспитанников стали регулярными участниками мероприятий. 10 родителей получили удостоверение общественного эксперта.

 К обсуждению вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольного возраста присоединяются родители из другой дошкольной организации села.

Можно сказать о высокой востребованности методических продуктов, созданных в рамках реализации программы ОЭР, педагогическим сообществом района. Творческая группа ДОУ приняла заочное участие в третьей Санкт-Петербургской городской ярмарке инновационных продуктов педагогов дошкольного образования, где представили свои наработки разные регионы. На ярмарке одновременно проходила и профессиональная и общественная экспертиза качества продуктов, опыт реализации детского сада представлен в сборнике методических материалов.

Практика детского сада может быть с успехом внедрена в дошкольных организациях в целом, и программа подготовка родителей-экспертов к осуществлению независимой оценки качества дошкольного образования.



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт