Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Реализация технологии модульно...

Реализация технологии модульного обучения на уроках русского языка


Л.А. Путинцева, учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Салехард

 

Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией. Именно такой является технология модульного обучения, описанная в работах П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского.

При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. обучающийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и система контроля и оценки учебных достижений.

Работа по модульной технологии дает возможность развивать у учащихся навыки внимательного чтения, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное, вычленять противоречия, формулировать проблемы, аргументировать, доказывать, исследовать, участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику, обращаться со словарем, справочником и другими источниками информации, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Сущность модульного обучения состоит в том, что «обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей».

Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заключается его отличие от других систем обучения.

Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий. Составляется задания для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля.  На выполнение модуля учащимся даётся определённое время.

В ноябре 2016 года в МБОУ «СОШ № 3» проводилась апробация модуля по русскому языку «От диалога к монологу» для учащихся 5 классов, который является частью региональной апробационной программы, подготовленной авторским коллективом под руководством А. Б. Воронцова, к.п.н., генерального директора образовательного холдинга «Развивающее образование» (2016-2017 учебный год). Материалы апробации разработаны на основе практико-ориентированных педагогических технологий и направлены на достижение качественного результата. Цели апробации данного модуля – определение качественного уровня разработанных учебно-методических материалов; оценка результативности их применения для учебных занятий, выявление целесообразности введения его в практику преподавания русского языка в 5 классе.

Ожидаемые предметные результаты: навык правильного пунктуационного оформления предложений с обращениями, диалогом, прямой речью; формирование умения находить в тексте прямую речь и слова автора; развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; использование полученных знаний при различных ситуациях общения; обогащение словарного запаса.

Универсальные учебные действия: развитие способности к самооценке; умение оформлять свои мысли в устной форме; поиск путей решения учебной задачи и ее самостоятельное выполнение; соотнесение цели и результатов своей деятельности; умение работать в группе, представлять собственные результаты и результаты работы в паре и группе.

Апробация проводилась во внеурочное время на группе учащихся из 15 человек 5-х классов в течение 17 часов.

Работа была построена следующим образом:

1.Учащиеся проходили стартовую диагностику;

2.Определялся индивидуальный учебный маршрут;

3.Выдавался комплект учебных материалов для работы в классе и дома

4.В конце учебного модуля проводилась итоговая диагностическая работа

Работа над модулем началась со стартовой диагностики, задачей которой было:

зафиксировать стартовые возможности ученика в освоении раздела учебной программы. Стартовая программа включала темы «Текст» и «Предложение». Работа состояла из 15 заданий 3 уровней, объединенных в блоки.

Обработка результатов стартовой диагностики выявила затруднения, которые испытывают обучающиеся при работе с текстами, и позволила определить их индивидуальный уровень.

Модуль сопровождался учебно-методическим обеспечением: материалами для учащихся и для учителя.

Тетрадь для самостоятельной работы

1. Записная книжка , в которой подобраны правила, необходимые для усвоения материала: диалог, реплика, обращение, звательный падеж, сведения из этимологического словаря.

2. Подобраны интересные, шуточные тексты-задания по темам: отрывки из произведений УНТ, басен Крылова, сказок Пушкина, детских и зарубежных писателей. Учащиеся имеют возможность провести (САМОКОНТРОЛЬ), проверить себя по ответам, которые находятся в приложении . Если учащийся справился с заданием, то он переходит к следующему заданию; если ещё есть затруднения, то продолжает выполнять задания по этой же теме.

3. Понравился раздел «Незнакомые слова и выражения», именно из этого раздела дети получили  много знаний.

Наиболее эффективными формами работы считаю творческие задания: восстановление, дописывание, создание собственного текста, работа над проектом .

Было создано пять творческих групп для работы над проектом «Пересказ басен Эзопа с включением диалогов».

Работая над проектом, обучающиеся самостоятельно распределили роли, выявили мораль, инсценировали басню и сами проводили видеосъемку. Итогом работы стал урок-презентация, где учащиеся защищали свои работы.

Данный модуль предполагает большую самостоятельную работу учащихся, что соответствует требованиям современного образования, основная задача которого - перевести учащегося в режим саморазвития. Реализация модуля «От диалога к монологу» даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность.

Таким образом, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой. При использовании модулей осуществляется индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности обучаемого, как самостоятельность и коллективизм.

Библиография

Купренас, И.А. Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский) на уроках русского языка// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических. дисциплин: материалы первой областной научно – практической конференции /Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под.ред. Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010. – с. 96 -105.

2. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х томах. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с. 442 – 449.

3.Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 2001.



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт