Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Религия и искусство в современ...

Религия и искусство в современном обществе


Чередникова Любовь Васильевна
МБОУ «СШ № 7»
г. Новый Уренгой

Чередникова Любовь Васильевна
МБОУ «СШ № 7»
Новый Уренгой

Роль искусства в жизни общества во все времена и у всех народов была очень высока. В наши дни именно искусство обеспечивает самопознание и саморазвитие человека во взаимодействии с окружающим миром.

Одним из видов искусства является декоративно-прикладное творчество. Вышивка – один из древнейших видов рукоделия. Есть в нем особая тема – вышивка икон. Вышивание икон (бисером или нитками) – древнее мастерство, издревле известное на Руси. Иконы облачались в богатые оклады, с бисером, жемчугом, пиленым перламутром, а иногда и с драгоценными камнями.

Сегодня вышивка – это не просто ремесло. Это высокое искусство, которое помогает развить терпение, усидчивость, а значит и творческие способности.

Интерес к древнему рукоделию продолжает расти, ведь сегодня практически каждая может попробовать вышивку бисером, крестом, гладью, стразами. Все это благодаря наличию готовых наборов, в которых есть необходимые материалы и имеется подробная инструкция к вышиванию. Своим мнением поделилась со мной сотрудница текстильного магазина Ольга. Она обратила внимание на то, что чаще всего приобретают именные иконы. Рукодельницы по-разному относятся к вышивке икон: кто-то их «штампует», а кто-то не может даже прикоснуться к данной тематике.

В последнее время привлечение внимания общественности, государственных и церковных структур к духовному наследию российского народа, к истории, культуре, образованию происходит и через организацию выставок декоративно-прикладного творчества. Так, например, со 2 по 22 октября 2015 в Новом Уренгое проходила выставка «Творчество и искусство» на базе МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба», где были представлены работы педагогов города. Я тоже приняла участие в данном мероприятии. Одной из моих работ была икона «Троеручица», вышитая бисером.

Осмыслить и разобраться в проблемах духовно-нравственного просвещения через декоративно-прикладное творчество, найти тонкую связь искусства и религии мне помог разобраться протоиерей Олег Нелин, настоятель Храма Серафима Саровского в свете приходского совета Богоявленского собора города Новый Уренгой.

Протоиерей Олег считает, что вышитая икона также относится к искусству, как и иконы, написанные маслом. Кроме того, он отметил: «Перед началом работы необходимо взять благословение. Данное благословение является не разрешением на работу, а молитвенной помощью в деле. Вышитую икону можно подарить, ведь такая работа несет в себе частичку души мастера. В храмах же вышитые иконы не используются, так как церкви стараются придерживаться канонических образов. При выборе схемы нужно уделять особое внимание лику святого, т.к. в наше время можно увидеть католические и протестантские образы. Во время работы необходимо обращаться с молитвой к Богу и к тому святому, лик которого мы вышиваем. В данном случае икона- это не просто языческий идол, это проводник в высший духовный мир. И не важно, что подтолкнуло человека к вышиванию иконы, главное это итог – молитва, которая не может оставаться безрезультатно и изменения происходят в жизни людей, которые этим занимаются. Выставки вышитых икон служат стимулом для человека задуматься о высшем духовном мире, проявить может себя в каком-то творчестве. Сегодня мы начинаем возвращаться к дореволюционным истокам и традициям, в частности в больших семинариях при монастырях и храмах развивается золотошвейное мастерство. Не секрет, что есть заводы, специализирующиеся на изготовлении икон, церковной утвари. И здесь не столько гордыня, сколько потребительский интерес к вещам духовным. Такая работа и ценится по-другому».

На мой взгляд, возвращение и приобщение к вышивке икон все-таки свидетельствует о духовном подъеме. Время загоняет нас в рамки, в которых мы часто находимся одни. Именно в такие моменты люди обращаются к Богу. Нет ничего лучше, чем обращение к Господу через молитву и вышивку иконы. Потому что именно в это время мы наиболее близки к Создателю, можем почувствовать его заботу, любовь, помощь. От вышитых икон веет теплом, добром и благодатью. В работе остается частичка души. А это и есть воспитание человека, приобщение его к православным традициям, пробуждение у человека его исторической памяти и национального самосознания.

Религия и искусство в современном обществе

 

Роль искусства в жизни общества во все времена и у всех народов была очень высока. История сохранила немало случаев, когда восприятие прекрасного становилось импульсом для тех или иных свершений, для изменения образа жизни. И роль сегодняшнего современного искусства также высока. В наши дни именно искусство обеспечивает самопознание и саморазвитие человека во взаимодействии с окружающим миром. Проблемы современного мира – эмоции, страхи, стресс – преломляются в искусстве и окрашивают его в яркие тона. С помощью искусства человек задумывается о своей роли в обществе и о смысле бытия в наших противоречивых и изменчивых условиях. Люди должны жить в гармонии с окружающим миром, природой. А для этого, человечество должно стремиться, прежде всего, к гармонии с самим собой. И помочь в этом призвано искусство.

Одним из видов искусства является декоративно-прикладное творчество. В настоящее время рукоделие становится все более популярным, а вышивка является любимым хобби для многих девушек и женщин.

Вышивка – один из древнейших видов рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются IV – V веками до нашей эры.

Есть в рукоделии особая тема – вышивка икон. Вышивание икон (бисером или нитками) – древнее мастерство, издревле известное на Руси. Иконы облачались в богатые оклады, с бисером, жемчугом, пиленым перламутром, а иногда и с драгоценными камнями.

Иконопись существует с самого зарождения христианства. Считается, что первые иконы возникли в апостольские времена. Позже сформировались каноны, по которым можно создавать иконы. На востоке и западе формировались разные каноны, поэтому вышитые православные иконы заметно отличаются от католических и других западных ответвлений. В основном это проявляется в том, что наши иконы аскетичны и символичны, тогда как западные – чувственны и натуралистичны.

История вышитых икон на Руси берет начало от принятия христианства. Первоначально вышивание было занятие для избранных. До XVII века им занимались монахини и представительницы знати. Из Византии к нам пришло лицевое шитье: изображение картин с помощью вышивания. Особое распространение такие работы получили в XV веке, до этого основная масса икон была написана маслом. Вышивка же выполнялась шелковыми нитками на натуральной шелковой основе, в работе использовались оттенки бежевого и серо-бежевого тонов и для вышивки одежд малое количество золотых, серебряных и прочих дорогих нитей.

В XVI веке вышивка икон становится царским занятием, появляются царицыны мастерские – светлицы, во главе которых стояли именитые киевские княгини и такие царицы, как Ирина Годунова и Анастасия Романова.

В искусстве вышивания Русь прославилась во всех странах благодаря жемчугу. Дело в том, что речного жемчуга у нас было очень много: даже простые крестьянские девушки могли себе позволить расшить им наряд. В декоре же церквей, облачения, икон жемчуг используется с самого принятия христианства, также жемчугом украшаются вышитые золотом иконы. Чаще всего жемчугом украшались иконы Богоматери: ведь жемчуг – символ чистоты и непорочности.

Если жемчуг был у всех, то драгоценные камни стоили дорого. Но на церковное украшение и шло все самое дорогое. Поэтому иконы, украшенные самоцветами, вовсе не были редкостью. В XVII веке появляются мастерские именитых людей, купцов Строгановых. При этом сами иконы становятся намного богаче, усиливается декоративность образов, используется большее количество шелка, одежды, фон иконы украшается драгоценными или полудрагоценными камнями, жемчугом, увеличивается количество золотых и серебряных нитей. Иногда такие иконы вышивали монахини – для главных храмов страны. В сохранившихся древних церквях до сих пор хранятся такие иконы. В старину драгоценными камнями украшали оклад иконы, потому что включить их в вышивку было проблематично. В современности задача упростилась: технологии позволяют использовать камни как бисер.

История бисера начинается с момента изобретения стекла в IV веке до нашей эры в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусами соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.

Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Секреты стекольного мастерства тщательно охраняли, поэтому до конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Такое стекло хорошо подвергалось огранке и обладало прекрасными оптическими свойствами. Даже в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал производство стекла и только в XVI веке началось его возрождение. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению стекла. Завод просуществовал до 1706 года.  Бисер продолжали завозить из-за границы. Вторую половину XVIII до серединыXIX века можно смело назвать «Золотым веком бисера» в России. Увлечение бисером охватило все слои общества.

В период советской власти очень много икон было сожжено и утеряно. Связь с древней русской культурой была насильственно прервана. Современные мастера восстанавливают традиции лицевого шитья по немногочисленным дошедшим до нас образцам древнего мастерства.

Бисерное искусство в конце 90-х годов получило очередной виток своего развития и вновь популярно. В последнее время у нас в стране наблюдается возрождение православных традиций.

Совсем уж современное явление – это вышивка стразами. Долгое время она была характерна лишь для светского искусства. Стразами расшивалась одежда вельмож и богатых людей. Теперь же стразы продают в любом рукодельном магазине. Неудивительно, что появилось такое явление, как вышитые стразами иконы. Отдельно идут иконы, украшенные стразами Сваровски. Они получаются очень дорогими.

Сегодня вышивка – это не просто ремесло. Это высокое искусство, которое помогает развить терпение, усидчивость, а значит и творческие способности. Старинное ремесло приобретает все новых поклонников. Происходит «окультуривание» населения. Д.С. Лихачев писал: «В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». [5] И действительно, благодаря данным наборам, молодое поколение в какой-то степени приобщается к многовековому культурному наследию российского православия. Происходит переосмысление духовных ценностей, традиций. Все больше и больше людей разных возрастов обращают свое лицо к церкви.

В последнее время привлечение внимания общественности, государственных и церковных структур к духовному наследию российского народа, к истории, культуре, образованию происходит через организацию выставок декоративно-прикладного творчества. В феврале 2007 года в г. Дубны в фойе ДК «МИР» прошла выставка современного православного искусства. На ней были представлены образцы лицевого шитья (работы матушки Нины Волгиной), а также иконы учащихся и выпускников Иконописной школы имени преподобного Алипия Печерского.[7] В марте – мае 2012 года в Храме Христа Спасителя проходила выставка современной вышитой иконы «Прикосновение». Цель этого мероприятия – пропаганда современного православного искусства не только в Москве и городах России, но и за рубежом. Одной из задач организаторов – показать, как мастерство художников отражается в священных изображениях, сочетающих художественную вышивку и драгоценные камни с древнерусской иконографией.[8]

Исходя из такого обилия информации, мне стало интересно, проводятся ли в Новом Уренгое такие выставки и что думают о вышитых иконах жители города. Также хотелось узнать и мнение церковнослужителей.

Со 2 по 22 октября 2015 года в городе Новый Уренгой проходила выставка «Творчество и искусство», подготовленная МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба». Методист по выставочному залу – Куба Светлана Николаева – пояснила цель и значимость данного мероприятия. На выставке представлены работы именно педагогов, работников образовательных организаций и учреждений. Работы очень разные: вышивка бисером, крестом, выпиливание, выжигание. Присутствуют и куклы в разных стилях (в том числе и обереги). Цель выставки – показать творчество именно педагогов. То, что они могут не только преподавать науки, но и заниматься, в свободное от работы время, декоративно-прикладным творчеством. На выставке представлено 4 иконы, вышитые бисером. Одна работа «Дева Мария с младенцем» представлена не в иконном стиле. Кроме того, представлен в технике выжигание, выпиливание по дереву лик. Посетители оставляют положительные отзывы. Светлана Николаевна считает вышивку икон одним из направлений современного искусства. Методист по выставочному залу убеждена, что «возможно вышивка икон может быть возвращением к духовности». [2] Несколько лет назад меня тоже увлекло декоративно-прикладное творчество. На выставке «Творчество и искусство» мною были представлены 3 работы, одна из которых икона «Троеручица», вышитая бисером. В моей практике – это вторая икона из четырех. Две работы я подарила близким людям. Сейчас я вышиваю еще одну икону (четвертую) «Матрону Московскую». Не могу не согласиться со Светланой Николаевной в том, что для такой работы необходимо особенное душевное состояние. Во время работы душу переполняют эмоции: любовь, восторг, умиротворение, поддержка. Но большую радость доставляет момент, когда ты можешь передать частичку своей души.

Интерес к древнему рукоделию пробуждается и продолжает расти, ведь сегодня практически каждый может попробовать вышивать бисером, крестом, гладью, стразами. Все это благодаря наличию готовых наборов, в которых есть необходимые материалы и имеется подробная инструкция к вышиванию.

В Новом Уренгое есть несколько магазинов, которые продают схемы для вышивки икон, а также и готовые наборы. В филиале одного из таких магазинов, продавец Ольга поделилась своими мыслями на эту тему: «Схемы для вышивки икон мы завозим уже на протяжении нескольких лет. Много женщин рано или поздно в процессе своего увлечения вышивкой приходят к вышиванию икон. Наборы берут как для себя, так и для того, чтобы вышить в подарок для близких. Особенно популярны вышивки Николая Чудотворца, Казанской и Владимирской Божьей Матери, Ангела Хранителя, ну и конечно же именные иконы. Наборы приобретаются как крестом на канве, так и бисером на специальной ткани, где лики и руки святых, а также церковные символы напечатаны красками. Покупательницы по-разному относятся к такой вышивке: кто-то «штампует», а кто-то не может даже прикоснуться к иконе. Многие отмечают, что вышивка бисером иконы положительно влияет на настроение и самочувствие. Мысли приходят в порядок, на душе становится тепло и радостно, даже мелкие жизненные и семейные неурядицы проходят сами собой. Еще говорят, что перед началом работы нужно взять благословение у батюшки и так просто вышивать нельзя. Но люди разные. Сама техника работы с бисером не представляет особой сложности, схемы вышиваются достаточно быстро, а сам процесс приносит только удовольствие и помогает отвлечься от повседневных забот». [3]

Осмыслить и разобраться в проблемах духовно-нравственного просвещения через декоративно-прикладное творчество, найти тонкую связь искусства и религии мне помог разобраться протоиерей Олег Нелин, настоятель Храма Серафима Саровского в свете приходского совета Богоявленского собора города Новый Уренгой. [4]

Грех ли вышивать иконы?

Да нет, конечно. Вышивание икон – это не грех. Всегда творчество, связанное с церковным искусством, считалось делом святым и требовало соответствующего состояния душевного того, кто этим занимается, в частности иконописцы. Они много ведь готовились к этому подвигу, потому что написание иконы – это тоже своего рода подвиг ради Христа. Готовились постом и молитвой, очищали свою душу и только потом приступали к написанию икон. Ну и вышивание само по себе – это тоже в некотором смысле иконотворчество. Потому что это изготовление или творчество, связанное с производством таких вот ликов святых, Божьей Матери, самого Спасителя, конечно же требует определенной чистоты души тех, кто этим занимается. То есть – это не просто рукоделие, а это уже иконопись.

Нужно ли брать благословение перед началом работы?

Желательно, чтобы человек, который приступал к вышиванию икон, брал благословение, потому что это труд особенный. Он связан не только с рукоделием, но и с каким-то вторжением в духовный мир и конечно здесь могут быть испытания, искушения и поэтому благословение священника – это же не просто разрешение, как, например, писателю не писать, вот церковь наложила монополию на это творчество и все. А благословение священника – это молитвенная помощь Господа тем, кто этим занимается.

Можно ли освятить такую икону?

Мы освящаем такие иконы. Единственное мы их в храме не используем, потому что в храме мы стараемся соблюдать канонические нормы письма. Например, в новом соборе практически все иконы писаны в каноническом стиле. А дома такие иконы, конечно же, можно держать и относиться к ним правильно. То есть не как к картинке какой – то, а действительно как к иконе для того, чтобы она напоминала нам о горнем мире, высшем мире, чтобы мы совершали молитвы.

Какую цель несет в себе икона?

Икона для нас - это первообраз. Многие конечно православие укоряют в том, что мы якобы язычники, обожествляем посторонние предметы, нарушаем заповедь Божью об идолопоклонстве. Господь говорил: «Не сотвори себе кумира». На самом деле Церковь на протяжении 7 веков отстаивала иконопочитание и Седьмой Вселенский Собор в VIII веке и был посвящен тому, чтобы утвердить иконопочитание.И как основной догмат церкви, иконопочитание вошло в наш мир церковный.И он уже незыблемый этот догмат, потому что мы понимаем, что икона – это не просто доска краски или, в данном случае, нитки и полотна, а икона – есть первообраз, обращаясь к образу, который написан, нарисован или вышит, мы обращаемся к первообразу. То есть молитвой мы возносимся к тому миру, в котором обитает этот человек и сам Господь. Поэтому икона – это не просто языческий идол, это проводник в высший духовный мир.

Можно ли вышить такую икону в подарок?

Конечно можно.

Каким должен быть образ?

Мы, как хранители православных традиций, все равно стараемся придерживаться и в иконописании, и резьбе икон, и в вышивке канонических образов. Потому что сегодня область этого творчества наполнили католические символы, которые больше чувственны, чем выражают молитвенно-духовное состояние, которое присуще православию. Потому что выражалась и аскеза, и путь этот духовный. Поэтому стараться придерживаться канонических правил. В католическом и протестантском мире, откуда приходят образы более упрощенные. На них также оказано влияние искусства западноевропейского. Вещи передают не духовное состояние, а внешнюю красоту и само католичество уклонилось и отображает на иконах чувственные переживания. Мы же используем канонические образы, которые были издревле присущи церкви. Когда покупаем такую заготовку, то конечно нужно обращать внимание и отдавать предпочтение каноническим образам.

Есть ли правила для вышивания икон?

В наборчиках все разложено, единственно, еще раз повторюсь, вышивать икону нужно с молитвой. Когда человек вышивает, он должен понимать, что это не просто творчество. Мы не можем сидеть вышивать и смотреть телевизор или вести праздные беседы. Все-таки мы должны духовно обращаться к тому, кого мы вышиваем, лик.

Какой должна быть молитва при вышивке?

Вообще молитва должна быть всегда посвящена Богу. Потому что конечная цель всех наших молитв – это, конечно, Господь и стяжения благодати Духа Святого. То, что Святые, иконы которых мы вышиваем, сама Божья Матерь являются ходатаями пред Богом, получаем помощь от них. Поэтому сначала мы обращаемся к Богу, а потом, когда вышиваем иконочку, обращаемся к тому Святому, лик которого вышиваем.

Можно ли такую икону считать современным искусством?

Я думаю, что да. Это одно из направлений искусства, потому что все, что человек творит – это искусство и очень хорошо, когда мы не просто крышки унитаза выставляем как образец современного искусства, а именно обращаемся к высшим, духовным моментам. Это действительно сегодня присутствует, ценится, а авангардные направления свидетельствуют о разрухе в головах.

Что может подталкивать в вышивке икон?

Знаете, у всех, с кем я встречался, кто начинал вышивание икон, очень разные ситуации. У кого-то это скорбь, у кого-то это радость, чувство благодарности Богу или тому святому, за вышивку лика которого берутся люди. Поэтому ситуации разные, но итог их один – молитва, которая не может оставаться безрезультатно и изменения происходят в жизни людей, которые этим начинают заниматься.

Каково отношение Церкви к выставке икон?

Не исключаю гордыню и тщеславие, т.к. они являются неотъемлемыми спутниками нашей жизни. Кто-то с ними борется и старается хотя бы внешне не выражать, но в любом случае, даже негативные моменты жизни человека получают другую окраску, когда человек соприкасается с иконой. И в любом случае такие выставки служат стимулом для человека задуматься о высшем мире духовном, проявить себя может быть в каком-то творчестве, направленном не просто на стяжание каких-то там похвалы или денег, а именно угождение, богослужение.

Вышивают ли сегодня золотом лики? Сохранились ли золотошвейки?

Сохранилось. Так же это направление получило большое развитие. Существуют школы при больших семинариях, в частности в Москве. Много таких школ и при Храмах, и при монастырях. Развивается это движение, потому что уже прошло то время, когда мы брали и занимались «ширпотребом», когда все делали лишь бы было. Сегодня мы начинаем возвращаться к тем дореволюционным традициям и истокам. Много знаю мастерских, которые берут старинные фотографии и образцы старинных облачений для того, чтобы это вновь воспроизвести. Это направление активно развивается.

Почему в церковных лавках не продают схемы для вышивки икон?

Мы больше за искусство традиционное, за канонические нормы. Так как мы не можем использовать в Храмах и в богослужении. Поэтому и не продаем. Хотя в принципе, нет нарушений, если и в церковных лавках будут продавать такие наборы. Такой необходимости не было. Мы стараемся распространять предметы религиозного назначения.

Нужно ли разграничивать наборы в текстильных магазинах?

Сама по себе эта проблема существует. И в магазинах такие наборы могут лежать вперемешку и с картинами, и с языческими символами, идолами, и с мусульманской атрибутикой. Это не совсем правильно и коробит сердце.

Можно ли считать увлечение вышивкой как возвращение Церкви в сознание людей?

Я не считаю, что вышивка икон – свидетельство духовного роста. Вышивка была всегда присуща, как и рукоделие. Через это женщины реализовывали связь с нашими истоками, историей, традициями. Знаем и о «вышиванках», которые тоже были наполнены глубоким смыслом. Они были взяты из язычества, те же символы, та же свастика, крест. В принципе, христианство это все приняло и внесло в это высший духовный смысл. Но так или иначе, мне кажется, это продолжение такого женского труда, который свидетельствует о духовности.

Есть женщины, которые «штампуют» иконы, а есть те, которые не могут прикоснуться к такой вышивке. Почему?

Есть люди, которые, действительно, поставили вышивку икон на поток. Для них это действительно заработок. Не секрет же, что есть специализированные заводы, которые зарабатывают на изготовлении и икон, и всей церковной утвари. Что уж тут греха таить, и люди этим пользуются. Кому – то это нравится. Ведь это же все-таки труд. Почему бы человеку не продать результат своего труда. И здесь не столько гордыня, сколько потребительский интерес к вещам духовным. Мы больше ценим, когда человек вышил для себя или для близких вышил иконочку в подарок. Ведь в такую работу вложена частичка души, а когда это поставлено на поток на продажу, то ни о какой душе и речи нет. И ценится такая работа по-другому.

В наш стремительный век мы зачастую забываем не только о традициях, культуре, близких, но и о себе. На мой взгляд, возвращение и приобщение к вышивке икон все-таки свидетельствует о духовном подъеме. Время загоняет нас в рамки, в которых мы часто находимся одни. Именно в такие моменты люди обращаются к Богу. Нет ничего лучше, чем обращение к Господу через молитву и вышивку иконы. Потому что именно в это время мы наиболее близки к Создателю, можем почувствовать его заботу, любовь, помощь. У детей проявляется интерес не только к искусству вышивки, но и к истории, культуре, религии. Маленькие ребятишки как завороженные любуются бисером, переливами его цветов, трогают пальчиками. Девочки находят в иконе образ, с которым можно поделиться. Вышивание помогает сосредоточиться, осознать свое место, предназначение. Вышивка икон веет теплом, добром и благодатью. В работе остается частичка души. А это и есть воспитание человека, приобщение его к православным традициям, многовековому культурному наследию российского православия, пробуждение у человека его исторической памяти и национального самосознания.

Вот почему мне близки слова академика Д.С. Лихачева: «Религия же – именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмысливать жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда остаётся соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах». [5]

 

Библиографический список

1.        Журнал Министерства народного просвещения. 1860, № 11-12

2.        Интервью. Куба С.Н., методист по выставочному залу МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба»

3.        Интервью. Сотрудник магазина «Умка»

4.        Интервью. Олег Нелин, настоятель храма Серафима Саровского

5.        Д.С. Лихачев. «Русская культура». М.: «Искусство», 2000.

6.        К.Д. Ушинский. «О нравственном элементе в русском воспитании». 

7.        http://pravoslavie.dubna.ru/3/vistavka_07.html

8.        http://www.patriarchia.ru/db/text/2071398.html

9.        http://www.promvishivka.ru/vyshitye_ikony.html

10.    http://www.livemaster.ru/topic/9727-istoriya-vyshivki-biserom


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт