Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Роль Русской Православной церк...

Роль Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.


Тюкавкина Т.Ю.
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №2»
г. Салехард

 

Великая Отечественная война стала самой кровопролитной и жестокой за всю историю России. Не было ни одной семьи, которую бы не задела, обошла стороной война. Все дальше вглубь истории уходят события военных лет, однако жертвенный подвиг народа становится ярче и величественнее, ибо в ходе войны решалась судьба не только страны, но и всей мировой цивилизации.

Практически все группы и слои населения консолидировались вокруг идеи победы над врагом.Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой, в т.ч. и верой в Бога.

В настоящее время многие учёные и обычные люди отмечают снижение гуманности в обществе (растёт преступность, безразличие людей друг к другу). Издавна православие в России олицетворяло гуманистические начала. Церковь не потеряла своей роли и в наше время. Поэтому тема данного доклада актуальна, история Церкви – это история духовной культуры, и если мы хотим жить в гуманистическом обществе, эту историю нельзя забывать.

22 июня 1941 года патриарший местоблюститель митрополит Сергий выступил с воззванием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» ипризвал верующих с оружием в руках защищать Родину. «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту границ нашей Родины. Господь нам дарует победу… Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она своего народа и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг» [1, 246].

В первый же год войны в православных храмах стал организовываться сбор денег в Фонд обороны. В 1942-1944 годах широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн [10]. Из письма иерархов Православной Церкви от 15 декабря 1943 года И. В. Сталину: «… нами открыты банковские счета на прием пожертвований от церквей на постройку танковой колонны им. Дмитрия Донского, а также на госпитали Красного Креста. За короткий срок уже внесено более ста тысяч рублей» [3, 132].

На танковом заводе в Челябинске были выстроены 40 танков, которые митрополит Николай 7 марта 1944 года передал Красной Армии. Танки из колонны имени Дмитрия Донского участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го полка дошли до Берлина. Одновременно продолжался общецерковный сбор средств на авиаэскадрилью имени Александра Невского. Помимо этого православные верующие принимали активное участие в сооружении танков и самолетов по инициативе населения областей, например духовенство и верующие Новосибирска пожертвовали 110 тысяч рублей на строительство сибирской эскадрильи «За Родину» [10].

Всего за годы войны по церквам было собрано от 200 до 300 млн. рублей [8, 12].

В патриотическом движении по оказанию помощи фронту активное участие принимали священнослужители Тюменской области. В 1945 году они собрали и сдали в Госбанк для нужд фронта 279 тыс. рублей. Тобольская церковь выделила 10 тыс. рублей на приобретение культинвентаря для инвалидов Отечественной войны, ишимская церковь перевела 3,4 тыс. рублей на счет детского дома. В церквях регулярно проводились богослужения на патриотические темы. По просьбе верующих в области начали действовать еще 6 церквей [4, 202].

Во время Великой Отечественной войны Тобольской кладбищенской церковью было собрано для фронта 110 600 рублей. В 1943 году настоятелем Тобольской Кладбищенской церкви получена телеграмма от Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств [9].

Патриотические поступки духовенство и верующиесовершали и на занятых врагом территориях. Митрополит Сергий в начале войны обратился к верующим, оказавшимся на оккупированных территориях, призывая их не забывать, что они являются русскими людьми, и помогать партизанам [8, 12]. По мере наступления Красной Армии становились известными следующие факты: многие православные священнослужители и миряне являлись связными, соратниками, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков, а сотни патриотически настроенных священнослужителей подвергались арестам, тюремным заключениям, истязаниям, были расстреляны или заживо сожжены [10].

Итак, Православная Церковь объединилась с первого же дня войны со всем советским народом в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Великую Отечественную войну объявили священной, освободительной. Церковь благословила эту войну и внесла значительный вклад своей патриотической деятельностьюв дело победы над врагом.

 «Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои!» –
И.В. Сталин [2, 120]. Знаменитое обращение 3 июля 1941 года Сталин начал именно со слов «братья и сестры». Так обращались к прихожанам православные священники. Этими словами Иосиф Виссарионович поддерживает единство советского народа в борьбе против интервентов.Единство фронта и тыла, морально-политическое единство советского общества стали одной из важнейших предпосылок победы в войне.

Наиболее важную роль в этой победе сыграл людской героизм и патриотизм, самоотверженность и боевой дух. И подкреплено всё это было в первую очередь верой, верой в Бога.

Каково было отношение населения к православию в Советском Союзе в годы войны? Никто другой, кроме фронтовиков, людей, переживших эту войну, не расскажет лучше об этом.

Маршал Георгий КонстантиновичЖуков перед боем вместе с солдатами говорил: «Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это [11].

М.Г. Жукова, дочь полководца, в своей книге вспоминает:«…Прилетел Жуков в сталинградские степи, а тут неразбериха, войска смешались, командиры иные за Волгу уходить намерились: потом, мол, соберемся с силами, отберем город назад у немцев. “А что солдаты думают, – спрашивает Жуков. – Вы с ними говорили?” Молчат. Глянул он строго на генерала, командующего группой, – и на передовую. Пришли в боевые порядки одного стрелкового полка. И увидел Жуков иконку на бруствере солдатской траншеи, на позиции пулеметного расчета. Солдаты в траншее готовились к бою, а Пресвятая Богородица смотрела на них с иконы, прилаженной к горке глинистой земли. Командир полка, командир дивизии кинулись было извиняться – мол, недоглядели. Замполит кинулся к брустверу. Жуков взглянул на них, махнул рукой, как делают, когда человеку бесполезно что-то говорить. “Эх, вы...” И пошел к солдатам, узнал, что сержант с женой, оба воронежские из деревни Тимонинской, перед войной иконку в церкви освятили... Жуков пожал его крестьянскую руку. А в ноябре, перед началом победного контрнаступления, когда землю сотряс первый залп мощной артподготовки, негромко сказал: “Ну, с Богом...” [11].

Николай Петрович Морозов, ветеран Великой Отечественной войны г. Салехарда, прошел все тяготы войны: окружение, Сталинградская мясорубка, жестокая битва под Прохоровкой, контузия, тяжелое ранение (один осколок попал в голову, другой застрял в мышцах, сухожилиях). Римма Морозова, проводившая беседу с ветераном, задает вопрос: «Каким чудом остался жив Морозов?»и отвечает: «По-видимому, молитвами матери» [6,5].

Валентина Георгиевна Кашникова, хоть и была ребенком, помнит жуткие моменты жизни в блокадном Ленинграде, особенно август 1942 года, когда покинула город. «Военные катера шли караваном. – вспоминает Валентина Георгиевна. – Дети помладше находились в нижнем трюме, а мы, постарше, на верхней палубе и видели весь ужас происходившего. Фашисты бомбили беспощадно, не обращая внимания на красные кресты и белые флаги. Стоны, крики о помощи… Люди исчезали под водой прямо на наших глазах. Жуткая картина заставила нас оцепенеть, а бежать-то некуда, оставалось только ждать и молиться. Наконец рев самолетов стих, и мы увидели, что на плаву находится лишь несколько катеров, включая наш. Бог нас сохранил…» [7,6].

Таким образом, помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели.

В Великую Отечественную войну Православная Церковь не только заняла активную позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения, но и оказала значительную помощь государству, проявила заботу об укреплении боевой мощи Красной Армии.

В тот период времени необходима была сплочённость, объединение населения в священной борьбе. Православие – традиционная всеобщая религия русского народа. Во время войны помощь православной церкви состояла из двух направлений – духовного и материального. На нужды фронта собирались немалые суммы. Православие помогало людям обрести относительное душевное успокоение, надежду на победу Советского Союза. В тылу многие молились за фронтовиков. На фронте часто верили в божественную силу икон и крестов (атрибутов религии). Люди верили в Бога и надеялись на него как на поддержку свыше.

Мы должны помнить о войне. И в этом нельзя не согласиться с дважды Героем Советского Союза генералом П.И. Батовым: «Память о войне живет не только в бронзовых и каменных монументах, а прежде всего в человеческих сердцах. И очень трудно научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших» [5, 46].

Список использованных источников и литературы

1.    Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512 с.

2.    Все силы народа – на разгром врага! (Из выступления И. В. Сталина по радио) // Хрестоматия по истории России, XX век: Пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. А. А. Данилов. Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 1999. – 223 с.

3.    Письмо иерархов Православной Церкви // Хрестоматия по истории России, XX век: Пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. А. А. Данилов. Л. Г. Косулина.  – М.: Просвещение, 1999. – 223 с.

4.    ТОЦДНИ, ф. 124, оп. 4, д. 91, л. 5-9 // Очерки истории Тюменской области. – Тюмень: Издательско-полиграфическое предприятие «Тюмень», 1994. – 271 с.

5.    Тюляева Т.И. 60 лет Победы. Методические материалы по организации и проведению учебной и внеклассной работы в школе. – М.: АПКиППРО, 2006.  56 с.

6.    Вскоре мать получила похоронку на сына… // Полярный круг. 2005.  7 апреля.

7.    Климова Е. Сто двадцать пять грамм хлеба // Полярный круг. 2008. 31 января.

8.    Филиппов Б. А. Православная Церковь и советская власть // «История» – приложение к газете «Первое сентября». 1996. № 18.

9.    http://drevo-info.ru

10.http://www.sedmitza.ru

11.http://www.zavet.ru


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт