Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Сделай свой выбор: разнообразн...

Сделай свой выбор: разнообразные формы профориентационных проб


Сделай свой выбор: разнообразные формы профориентационных проб

 

Баязитов Дмитрий Олегович,

преподаватель государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Муравленковский многопрофильный колледж»,

г. Муравленко

 

Ситуация на современном рынке труда достаточно специфическая: предприятиям не хватает квалифицированных рабочих, при этом наблюдается избыток невостребованных специалистов с высшим образованием. В связи с этим в 2015 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации был сформирован список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.

В нашем регионе запущен проект «Рабочие кадры для Арктики», в который вошли 20 рабочих профессий из ТОП-50 российского списка и 10 арктических профессий.

Основной целью профориентационной работы в колледже является помощь учащимся в выборе своей будущей профессии, а также популяризация специальностей и рабочих профессий, востребованных в нашем регионе.

Ежегодно колледж проводит набор не менее чем по 4 профессиям и специальностям, кроме этого, в отдельные группы поступают студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Представление об идеальной системе профориентации и уровень её развития во всех странах мира отличается. Но в каждой профориентационной системе существует 3 обязательных компонента:

  • профориентационное тестирование;
  • получение информации о рынке труда;
  • проведение профессиональных проб.

Профессиональная проба – это моделирование профессиональной деятельности, то есть знакомство с профессией на практике. Школьник пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление о ней – «примерить» её на себя.

Что дает профессиональная проба?

Во время работы в реальной профессии школьник приобретает бесценный личный опыт:

  • получает первые навыки и компетенции в профессии, осваивает новые инструменты и технологии;
  • оценивает, насколько интересны ему ежедневные задачи, которые решают специалисты в этой области;
  • оценивает, комфортно ли ему работать в этой или подобных организациях;
  • понимает, как устроена организация и какую позицию он хотел бы занимать в ней;
  • получает целостное представление о специальности и смежных с ней.

Для привлечения абитуриентов в колледже проводится профориентационная работа в различных формах:

  1. Тест-драйв «Студент на один день», на котором учащиеся погружаются в атмосферу колледжа и целый день изучают ту или иную профессию, полноценно посещая занятия по профильным дисциплинам.
  2. Профессиональные пробы по различным профессиям и специальностям, на которых учащиеся школ могут самостоятельно выполнить трудовые действия разных рабочих и специалистов.
  3. Мастер-классы специалистов по различным направлениям.
  4. Проведение Дней открытых дверей, целью которых является привлечение внимания школьников к учебному заведению, специальностям, профессиям.
  5. Посещение школьниками площадок проведения регионального чемпионата WorldSkills.
  6. Тестовые опросы с целью определения склонности человека к конкретному виду деятельности.
  7. Встречи специалистов предприятий с родителями будущих абитуриентов.

В Муравленковском многопрофильном колледже впервые в профессиональных пробах, проводимых в рамках IV Регионального чемпионата WorldSkills Russia, приняли участие воспитанники МБДОУ «Детский сад ''Непоседы''» (подготовительная группа «Колобок», возраст 6–7 лет).

С целью расширения возможностей для проб и определения индивидуальных траекторий профессионального развития на основе самостоятельного выбора школьников необходимо разнообразить формы работы с обучающимися, а именно применять:

1. Активное использование мультимедийных и информационных технологий.

2. Переход от пассивных методов работы к практико-ориентированным.

3. Активное использование в профориентации элементов различных форм, методов и стандартов международного движения «WorldSkills».

4. Использование современных игровых технологий, в том числе популярную у молодежи форму проведения досуга – квест.

5. Современные технологии информационного сопровождения профориентационной деятельности (социальные сети).

Совмещение усвоения информации и практической деятельности с получением результата деятельности позволяет сформировать стойкое, четкое понятие и представление о профессии. Поучаствовав в нескольких мастер-классах, тест-драйвах, посетив площадки чемпионатаWorldSkills, выпускники могут представить себя в профессии, понять, что им нравится больше, разобраться в своих способностях.

В профориентационной работе активно используется материально-техническое оснащение колледжа, в том числе виртуальные тренажёры и интерактивные комплексы, привлекаются профильные специалисты, имеющие опыт работы на производстве.

Профориентационная работа со школьниками, с одной стороны, готовит их к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями, содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с потребностями экономики в кадрах определенных профессий, с другой стороны, повышает привлекательность учреждений профессионального образования. Вся эта деятельность направлена не только на выбор профессии, но и на выработку сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.

 



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт