Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Семейное чтение как средство ф...

Семейное чтение как средство формирования читательской грамотности учащихся


Плех М.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»,

г. Ноябрьск

 

Проблема формирования читательской компетентности сегодня как никогда актуальна: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях [2].

По данным PISA 2009 года читательская грамотность российских учащихся существенно ниже мировых стандартов. Причем снижение продолжается [4]. Нельзя не согласиться с утверждением: «Любить читать – это счастье». Однако обрести то счастье не просто, т. к. любовь эта не бывает врожденной. Привить ее ребенку – задача взрослых. Только родители, бабушки, дедушки, учителя и воспитатели, собственным примером демонстрируя свою любовь к чтению не на словах, а на деле, могут помочь детям обрести это счастье.

Однако в век современных технологий, когда социальные сети вытесняют из жизни реальное общение, когда для просмотра доступны сотни телевизионных каналов, когда у каждого члена семьи есть личный гаджет с множеством приложений, времени и желания на чтение у взрослых практически нет, редкостью становится и наличие домашней библиотеки. С каждым годом остается все меньше семей, где любят и уважают книгу, где ребенок с раннего детства имеет возможность наблюдать, как читают родители, как они с интересом обсуждают прочитанную книгу, спорят о ее содержании.

Не секрет, что дети с пеленок подражают взрослым, и если в родительских руках книга появляется крайне редко, то, к сожалению, не стоит надеяться, что ребенок будет часто держать ее в своих руках. Я же, являясь учителем русского языка и литературы, стараюсь победить данную тенденцию, прививая детям любовь к чтению. Для того, чтобы привить ученикам любовь к чтению, мы с пятого класса ведем читательские дневники, где за каждый час чтения ребенок получает «плюсик», таких десять «+» дают ребёнку право получить оценку 5 по литературе.

Но самой большой своей находкой, применяемой на практике, я считаю «семейное чтение». Ситуация, в которой родители не заставляют ребенка читать, а садятся с ним рядом, дает огромный положительный эффект, у ребенка при виде книги загораются глаза.

Хочу заметить, что не все родители сразу способны понять ценность данных минут для ребенка, но через неделю, через две или три все семьи включаются в марафон семейного чтения.

Один раз в неделю семья получает задание: прочитать произведение и выполнить по нему творческое задание. В результате такой работы семьи представляю результаты своего труда. Например, мини-исследование «Проблема межличностного общения подростков. Повесть В.К. Железникова «Чучело»».

Семье предлагается:

1. Совместно прочитать повесть.

2. Ответить на вопросы:

1) Почему ребята в классе не приняли новенькую и почему Лену Бессольцеву зовут Чучелом?

2) Кто дал ей это обидное прозвище?

3) Есть ли прозвища у других ребят?

4) Подумайте, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?

5) Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?

6) Кто участники конфликта?

7) Кто виноват в данном конфликте?

После обсуждения данного произведения, всем участникам семьи приходится задуматься о том, как же поступить, если вдруг они окажутся на месте героев? Данная работа помогает формированию житейской мудрости, нравственности, состраданию, умению находить правильный выход из конфликтной ситуации.

Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Иногда я предлагаю выполнить работу «наоборот» – прочитать семьёй произведение и придумать вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе.

Также результатом совместного обсуждения произведения в семье могут быть мини-проекты. Например, совместная разработка сценария мультфильма. К примеру, после прочтения баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» предлагаю продумать содержание каждого кадра, подобрать музыку, которая будет сопровождать фильм.

Интересная работа в рамках семейного чтения – «Урок-концерт» (выразительное чтение стихотворений наизусть), который мы проводим в классе. Дома ребята с родителями разрабатывают программу мероприятия, музыкальное сопровождение. Совместно определяем участников конкурса, членов жюри, критиков. Причём участниками являются не только дети, но и взрослые. Семьи с огромной радостью принимают участие в подобных уроках.

Еще интересная семейная работа – это написание собственных произведений: сказок, стихотворений, поэм, повестей, рассказов и даже романов. В результате в семейных библиотеках появляются уникальные произведения, в которых нередко прототипами героев являются сами члены семьи. В конце года мы устраиваем выставку этих книг, после прочтения произведений оставляем отзыв о прочитанном.

Семейное чтение помогает формированию у ученика личностных, предметных и метапредметных УУД.

Личностные УУД:

– приобретать навыки самоанализа,

– приобретать социальные навыки (оценки поведения людей).

Метапредметные УУД:

Познавательные:

– приобретать навыки применения имеющихся знаний для анализа поставленных проблем;

– овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуации.

Регулятивные:

– оперативно принимать решения («здесь» и «сейчас») на основе группового анализа ситуации;

– наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;

– овладевать практическим, извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Коммуникативные:

– приобретать навыки вербализации, ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной форме;

– вырабатывать умения осуществлять презентацию, убедительно преподносить, обосновывать, защищать и отстаивать свою точку зрения;

– отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точек зрения других [3].

Каким бы ни был «продукт» результата семейного чтения или совместное создание проекта, исследования, важно одно: в процессе такой работы КНИГЕ дается шанс стать полноправным членом дружной читающей семьи, которая, как показывает опыт, уж точно не может быть несчастливой!

 

Список литературы

1. Антипова И.А. Образ читающего ребенка в русской литературе ХХ века/И.А. Антипова // Школьная библиотека. – 2004. – № 1. – С.19-23.

2. Гришина С.М. Книга в современной семье по итогам библиотечного мониторинга/С.М. Гришина. – М.: Российская государственная детская библиотека, 2006.

3. Громова О.М. Откуда берутся нечитающие взрослые / О.М. Громова// Библиотека в школе. – 2008. – № 1. – С. 2-9.

4. Движение "Молодая Россия читает": сборник статей/ Гл. ред. Р.А. Айгистов. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 224с.

5. Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.

6.http://forum.bibldetky.ru/.

7.http://www.birzhaplus.ru/.

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт