Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «ШКОЛА БУДУЩИХ IT-ИНЖЕНЕРОВ». ...

«ШКОЛА БУДУЩИХ IT-ИНЖЕНЕРОВ». ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МБОУ «СОШ № 3» Г. ТАРКО-САЛЕ


«ШКОЛА БУДУЩИХ IT-ИНЖЕНЕРОВ». ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МБОУ «СОШ № 3» Г. ТАРКО-САЛЕ

 

Красутских Евгений Владимирович,

заместитель директора по образовательному процессу,

учитель информатики муниципального бюджетного

образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3»,

г. Тарко-Сале

 

Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204 определил целевые ориентиры в реализации национального проекта «Образование». Главной целью проекта является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют результаты, которые не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. На помощь педагогам и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии. Применение интерактивных технологий в обучении практически не имеет ограничений, но в настоящее время понятие «интерактивные технологии в школе» наполнилось новым смыслом.

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи создания конкурентоспособной системы подготовки квалифицированных кадров. В Российской Федерации наблюдается инженерный кризис – нехватка кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что является фактором, который тормозит экономический рост страны. Встаёт необходимость изменения в содержании обучения, пересмотра устаревших подходов к процессу обучения.

Решающее значение в работе современного инженера имеет способность к пространственному воображению. Оно необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий, поэтому освоение 3D-моделирования в общеобразовательной школе призвано способствовать приобретению соответствующих навыков. Не менее важным требованием для работы инженера является развитое системное, образное, аналитическое мышление. На сегодняшний день одной из перспективных методик развития этого навыка является обучение теории и практике алгоритмизации (прикладная Робототехника) и схемотехнике (образовательная микро-электроника).

Информатизация обучения – наиболее современная тенденция развития дидактики и конкретных методик. Именно поэтому коллективом была принята программа развития школы на период 2017–2022 годы, в рамках которой разработана программа информатизации школы, которая реализуется в настоящее время.

Инновационный проект «Школа будущих IТ-инженеров», реализуемый в МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале, даёт возможность получить обучающимся полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, стать востребованными специалистами в будущем. Учащиеся должны овладеть основами современных IТ-технологий, уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности.

На момент начала разработки проекта наметился ряд противоречий.

Методические материалы (разработанные учебные программы, пособия) по теме «Робототехника», «Микроэлектронное программирование» и «3D-технологии» практически отсутствуют в свободном доступе. Педагоги нуждаются в курсах повышения квалификации по данным направлениям. Данное противоречие определило актуальность проекта на научно-теоретическом уровне.

Требования к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Современный ученик должен быть мобильным, медиаграмотным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Однако реальное состояние сформированности информационной компетентности учеников (в контексте образовательных курсов «Информатика» и «Технология») не позволяет им соответствовать указанным требованиям. Данное противоречие определило актуальность проекта на социально-педагогическом уровне.

Применение полученных знаний закрепляется при подготовке учащихся к различным соревнованиям и конкурсам. При этом методических пособий для обучения учащихся на различных ступенях обучения в свободном доступе нет. То есть возникла необходимость их разработки, внедрения и апробации. Данное противоречие определило актуальность проекта на научно-методическом уровне.

Таким образом, можно выявить основную проблему проекта: как обеспечить эффективное внедрение образовательных курсов по изучению современных технологий и практическое применение учениками знаний этих курсов для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни?

В соответствии с озвученной проблемой, была сформулирована и основная цель проекта: создание условий для обучения учащихся передовым инженерным технологиям и вовлечения их в техническую среду. Для реализации данного проекта, проектной командой МБОУ «СОШ №3» г. Тарко-Салебыли обозначены следующиезадачи:

  • организовать работу лаборатории современных технологий;
  • разработать учебные курсы по программированию микроэлектроники, робототехнике, компьютерному моделированию и 3D-технологиям;
  • разработать рабочие программы с включением курсов в образовательную программу обязательного предмета «Технология» 5–9 классы;
  • повысить уровень информационно-коммуникационной компетентности участников образовательного процесса.

 

Инновационный проект «Школа будущих IT-инженеров»подразумевает несколько направлений реализации:

  • образовательные курсыинженерных IТ-технологий, которые проходят учащиеся в рамках школьной программы (предметы «Технология», «Информатика») и на занятиях в рамках внеурочной деятельности.
  • проектная деятельность – у учащихся есть возможность участвовать в увлекательных, связанных с жизнью проектах, охватывающих области науки, технологии, математики, экологии и др. дисциплин.
  • соревнования – участие в школьных, городских, республиканских, российских международных состязаниях (IТ-конкурсы, олимпиады и соревнования). Результаты эффективности прохождения курсов и проектной деятельности должны подкрепляться участием в конкурсах, научно-практических конференциях, соревнованиях разного уровня.

 

Участниками проекта являются: администрация школы, педагоги, учащиеся и их родители (законные представители).Целевая группа: учащиеся 5-9 классов.В ходе реализации проекта должны будут достигнуты следующие результаты:

  • создана лаборатория современных технологий (Второй компьютерный класс школы используется для проведения занятий по робототехнике и 3D-технологиям);
  • приобретены учебные комплекты;
  • разработаны учебные курсы по робототехнике и 3D-технологиям:
  • «Основы робототехники (LEGO Mindstorms)»;
  • «Программирование микроэлектроники в среде Arduino»
    • «Компьютерное моделирование и конструирование»;
  • «3D-анимация и мультипликация»;
  • «3D-проектирование зданий, мебели и предметов быта»;
  • разработана и апробирована программа по профориентации, ориентированная на пропаганду выбора технических специальностей, IТ-специальностей, в том числе с учетом региональных особенностей ЯНАО;
  • в школьные предметы интегрированы технологии робототехники и 3D-технологии;
  • опыт внедрения и использования робототехники и 3D- технологий в образовательном процессе будет обобщен и распространен в ЯНАО:
  • программы курсов по робототехнике и 3D-технологиям имеют рецензии и будут опубликованы в профильных СМИ;
  • проведены мастер-классы для педагогов города по использованию робототехнических и 3D-технологий в образовательном процессе.

 

В результате участия в данном проекте учащийся переходит на другую качественно новую ступень освоения как предметов школьного курса (технология, физика, математика и др.), так и нешкольного (компьютерное моделирование). Из школьника с хаотичным, т.н. «клиповым» набором знаний он превращается в современного универсального человека, способного системно и самостоятельно мыслить, и эффективно решать изобретательские задачи с использованием компетенций, полученных в разных видах деятельности.

 

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение
    1. Конституция Российской Федерации.
    2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 124-ФЗ.
    3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении концепции дополнительного образования детей» от 04.09.2014 г. № 1726-Р.
    4. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 08.12.2011 г. № 2227-Р.
    5. Указ Президента РФ В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204.

 

  1. Информационные ресурсы
    1. Результаты регионального мониторинга «Оценка информационно-коммуникационной компетентности обучающихся 8 классов МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале 2016/17, 2018/19 учебные годы.
    2. Результаты школьного мониторинга о продолжении обучения выпускников 9-х, 11-х классов в ОО ВПО и СПО.
    3. Решения педагогических советов МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале: от 20.12.2016 г. № 5, от 09.01. 2019 г. № 1.

 



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт