Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Система художественно-эстетиче...

Система художественно-эстетического воспитания в МБОУ ДОД «ЦДТ»


Григорьева Н. И.
методист
«Центр детского творчества»
г. Ноябрьск

Григорьева Н. И., методист муниципального

бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества», г. Ноябрьск,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

Центр детского творчества – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, педагогический коллектив которого – это высококвалифицированные, талантливые, увлеченные своим делом специалисты.

Сегодня в Центре в 40 детских творческих объединениях учится 1 683 детей по различным направлениям деятельности.

Одним из приоритетных направлений деятельности в Центре является художественно-эстетическое развитие. Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов изобразительного, хореографического, вокального и театрального искусств, декоративно-прикладного творчества и дизайна. Актуальность и значимость работы в данном направлении определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания растущего человека. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.

Деятельность педагогов по художественно-эстетическому направлению проходит через все разделы Образовательной программы учреждения. Основная цель педагогического коллектива – совершенствование системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, создание условий, присущих современному этапу жизни, а именно:

-                  обновление содержание образования (выбор программ и современных технологий);

-                  создание условий: кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развивающей среды.

Декоративно-прикладное творчество является неотъемлемой частью художественной культуры. В процессе занятия декоративно-прикладным творчеством дети осваивают художественные традиции, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народов России и Ямала. На протяжении разных лет воспитанники творческих объединений «Художественная роспись», «Волшебный узелок», «Школа рукоделий», «Резьба по дереву», «Декоративная обработка дерева», «Гармония», «Подиум», студия костюма «Сияние Севера» представляют свои работы на выставках и конкурсах разного уровня. Высокие достижения воспитанников подтверждаются дипломами международных, всероссийских конкурсов «Детства без границ», «Зелёная планета», региональных «Все краски Ямала», «Рукотворное чудо», «Русь святая, молодая, православная». Умения, знания и трудолюбие, которые приобретают выпускники на занятиях, позволяют им продолжать обучение в вузах профильного направления. Боков Николай – выпускник объединения «Резьба по дереву» – студент художественно-графического факультета Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Менделеева. Выпускницы объединения «Художественная роспись» Фирсова Юлия, Каленюк Мария, Хисматуллин Николай – выпускник объединения «Школы рукоделия» – ученики художественной школы, Гареева Регина – студентка, учится на дизайнера. Выпускница студии костюма «Сияние севера» Наталья Черноволикова после окончания вуза продолжает традиции, заложенные педагогом-наставником Присич Е. А., и в настоящее время работает педагогом объединения «Гармония». Педагоги О. А. Доронин, О. И. Макарова, Л. В. Белоус награждены дипломами разных степеней Всероссийского конкурса «Мастерами славится Россия». Юные умельцы и педагоги мастера более 10 лет состоят в международной Ассоциации детских творческих объединений «Золотая игла» г. Москва.

Богатый практический опыт педагогов Центра в сфере хореографической педагогики убеждает, что хореографическое искусство обладает мощным потенциалом художественно-эстетического развития учащихся.

Творческая жизнь танцевальных коллективов «Крещендо», «Аллегория» и юного коллектива «Академия танца» насыщена и увлекательна: занятия и репетиции, постановки танцев, прослушивание музыки и видеопросмотры. Репертуар коллективов разнообразен, включает в себя различные жанры хореографии (современные направления, стилизацию).

Коллективы «Крещендо» и «Аллегория» – обладатели звания «Образцовый детский коллектив», самые активные участники всех городских, окружных мероприятий. Коллективы «Крещендо» и «Аллегория» принимают активное участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. Они стали лауреатами и дипломантами различных степеней. Танцевальному коллективу «Аллегория» особенно запомнились конкурсы «Балтийская жемчужина», «Роза ветров», «Золотые купола», «Открытая Россия», «В мире танца», «Ямальская студенческая весна», «Национальное достояние», «Париж, я тебя люблю!», «Планета талантов», «Восточные мотивы», «Талантоха».

Коллектив «Крещендо» является участником реализации Федеральной программы «Одарённые дети». Имена семи воспитанниц занесены в энциклопедию «Одарённые дети – будущее России». Три воспитанницы коллектива награждены денежными поощрениями департамента образования. Коллектив стал лауреатом и дипломантом конкурсов «Кудесы», «Морозко» – г. Казань, «Азовденс» – г. Мелитополь, «Сибирь зажигает звёзды» – г. Тюмень, «Волшебный занавес» – в Чехии, «Dance exclusive» – в г. Екатеринбург. Выпускники танцевальных коллективов продолжают обучение по выбранному направлению. Руководитель и коллектив «Крещендо» гордятся Еленой Сопельняк, которая успешно закончила кафедру хореографии Ханты-Мансийского университета культуры и искусств и работает в этом же университете. Анна Мельник, выпускница Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, – артистка танцевальной труппы. Ульянкина Анастасия, Сахончик Вера, Чингирева Дарья, Филатова Виктория – выпускницы танцевального коллектива «Аллегория» – успешно продолжают заниматься любимыми танцами в вузах и хореографических училищах. Приезжая в родной город, приходят в любимый коллектив, проводят мастер-классы.

Команды руководителей и концертмейстеров танцевальных коллективов показывают высокие результаты в работе с детьми по эстетическому воспитанию и профессиональной направленности.

Желание творить – внутренняя потребность маленького человека – отличается чрезвычайной искренностью. Стремление узнавать и создавать находит своё разрешение в условиях изостудии. В Центре успешно действуют две изостудии и объединение «Графический дизайн», которые помогают открыть в ребёнке художника и развить художественные способности, реализоваться в учёбе, творчестве, в общении с другими. За 10 лет работы объединение «Артстудия» дало более 50 победителей и призёров конкурсов Международного и Всероссийского уровней, регионального, окружного и городского – более 150. Работы выпускницы объединения Цирковой Евгении вошли в оформление рабочей тетради для дошкольников «Моя живая азбука». Евгения продолжает обучение в Казанском государственном архитектурно-строительном университете, что тоже является показателем для объединения. Воспитанники изостудии «Палитра» принимают активное участие и становятся победителями во всероссийских, региональных, городских конкурсах. Вот некоторые из них:

-                  Бегунова Александра – лауреат Всероссийского конкурса «Зелёная планета»;

-                  Христич Юлия – лауреат Всероссийского конкурса «Зелёная планета», победитель окружного конкурса «Детство без границ».

Успешная творческая деятельность объединений Центра по изобразительному искусству свидетельствует о том, что оно является универсальным средством в художественно-эстетическом воспитании детей. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка. «Прививать любовь к театру необходимо с раннего возраста» считают в Центре детского творчества. Комплексная программа «Ступеньки» предлагает дошколятам театрализованные игры. Музыкальные сказки «Стрекоза и Муравей», «Муха-цокотуха», «Красная шапочка» для малышей – это источник информации об окружающем мире, развития природных данных детей.

В театральном творческом объединении «Облака» большую роль в формировании художественных способностей отводится регулярным тренингам. Живая и увлекательная форма занятий, основанных на театральных тренингах, пластических импровизациях и играх, помогает ребенку раскрыться и проявить себя в творчестве. Основные виды деятельности, которые используются педагогом при работе, это театральная игра; ритмопластика; культура и техника речи; создание спектакля. Итоговым результатом являются постановки на сцене на городском конкурсе «Театральные встречи».

Музыка играет в важную роль в жизни людей, для детей – первой возможностью выразить себя в мире становится песня.

Студия эстрадного вокала «Радуга» в Центре была создана более 10 лет назад. В 2012 году студии присвоено высокое звание «Образцовый детский коллектив». С первого года обучения в коллективе вводится принцип сознательности и активности, который вырабатывает у детей ответственное отношение к занятиям, повышает самооценку своих действий. В процессе творческой деятельности у детей воспитывается умение эмоционально и творчески оценивать окружающую действительность, формируется система эстетических и нравственных ценностей. Творческая деятельность студии наполнена концертными программами и участием в конкурсах. За последние годы воспитанники становились победителями всероссийских и региональных конкурсов «Полярная звезда», «Дорогами поколений», «Димитриевская суббота», «Браво, дети!» – г. Миасс, «Париж, я люблю тебя» – г. Париж, «Дебют» – г. Тюмень, «Роза ветров». На международном конкурсе в Китае «Звезда Пекина» солистка Диана Биккулова получила Гран-при конкурса. Самым запоминающимся событием в жизни студии было получение Диплома Лауреата из рук Патриции Касс в городе Геленджик в 2012 году. Его получила Евгения Тажидинова, ныне выпускник студии. Педагог и коллектив гордятся своими выпускниками Евгенией Тажидиновой и Марией Никитиной, которые продолжают обучение в Академии культуры и искусства на факультете эстрадно-джазового вокала в городе Тюмень. Образцовая вокальная студия «Радуга» – постоянный участник городских и окружных мероприятий, благотворительных концертных программ. Поистине в красивые и душевные праздники превращаются ежегодные отчётные концерты студии. Вот где можно увидеть и оценить уровень профессионального роста коллектива. Каждый год студийцы показывают новые замечательные номера с интересной постановкой и эмоциональным исполнением. Яркое, задорное пение вокалистов заставляет зрителей взглянуть на детский коллектив как на состоявшихся артистов.

«На занятиях мы учимся познавать мир музыки с разных сторон»,– говорят дети объединений «Вокально-инструментальный ансамбль» и «Юный гитарист». Здесь дети учатся говорить с помощью гитары на языке музыки, и после выпускники продолжают свой творческий путь. Пишут стихи, песни, создают свои группы, выступают на концертах, учат других. Виктор Вагнатов учится в Москве в РГУНГ имени И. М. Губкина. Создал свою группу под названием «SNOW», продолжает писать стихи и музыку для своих песен. Марина Ткаченко учится в ТюмГУ, Саша Трескова учится в Санкт-Петербурге СПбГУ, кафедра английской филологии. Обе продолжают заниматься гитарой, сочиняют песни, участвуют в концертах.

Детские творческие объединения Центра художественно-эстетического направления под руководством профессионалов помогают ребенку открыть себя и развить способности, которые помогут ему стать личностью.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт