Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Система компетентностных практ...

Система компетентностных практик «Турнир юных физиков»


Майорова Е.Б., учитель физики,

МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №4», г. Салехард

 

В настоящее время реально существует проблема старшеклассников, которые готовятся к поступлению в высшие учебные заведения, но не имеют условий довузовской подготовки, сравнимых с условиями, в которых находятся их сверстники в городах с крупными научными центрами. Проблема является острой и для выпускников школ города Салехард и других северных территорий Ямала, особенно если это физико-математическое, техническое или естественнонаучное образование.

Существуют различные способы решения, в основном небольшое количество дополнительных занятий в образовательной организации, учреждениях дополнительного образования и занятия с репетиторами, но в полном объеме не только не реализуются цели и задачи довузовской подготовки, но и не формируются важные для выпускника метапредметные компетенции, связанные с планированием его будущего.

Система компетентностных практик  «Турнир юных физиков»  является одним из решений, направленных не только на совершенствование качества физико-математического образования выпускников, но и на формирование метапредметных компетенций ФГОС СОО, необходимых будущим студентам технических вузов.

Реализация данной практики позволяет решать актуальные проблемы физического образования, связанные с удаленным географическим расположением небольшого северного города от научных центров. Прежде всего, инновационная значимость практики связана с иным решением в организации довузовской подготовки старшеклассников с использованием формата профильных смен в г. Санкт-Петербург, причем не только для старшеклассников городов Салехарда, но и Лабытнанги и муниципальных образований Приуральского района.

Организация системы мероприятий в области точных наук для подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде «Турнир юных физиков» для учащихся салехардских школ началась в 2005 году.  Отправной точкой стал Зональный турнир на физическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Начиная с 2011 года – это  система компетентностных практик, проводящихся в несколько этапов в течение каждого учебного года.

Данная практика представлялась как «Образовательный бренд Ямала» на официальном сайте департамента образования Ямало-Ненецкого АО по адресу http://praktiki.yamaledu.org/municipalnye-praktiki-2016/turnir-yunyh-fizikov-ot-igry-k-profilnomu-obucheniyu/

Целью практики является создание условий старшеклассникам как будущим студентам для качественного физико-математического образования, а также получения знаний, необходимых для успешного поступления и адаптации к последующему обучению в любом техническом высшем учебном заведении.

Задачи:

  • Реализация современных технологий метапредметного подхода в профильном обучении по ФГОС СОО.
  • Совершенствование форм профильной  подготовки в формате профильных смен на базе технических вузов Санкт-Петербурга.
  • Отработка форм и технологий использования потенциала образовательных организаций высшего профессионального образования, для совершенствования образовательного процесса и, гипотетически, поиск новых путей получения нового качества физико-математического образования выпускников школ города и округа.
  • Развитие способностей учащихся, одарённых в области физики, и повышение общекультурного и образовательного уровней при их подготовке к участию и при участии в профильных сменах.
  • Создание реальной среды для общения старшеклассников, увлеченных и заинтересованных изучением точных наук.
  • Подготовка к результативному участию старшеклассников в предметных олимпиадах, конференциях, интеллектуальных состязаниях, направленных на формирование компетентностей, связанных с научной деятельностью.
  • Создание сетевых структур управления сопровождением физико-математического образования старшеклассников.

Основная идея практики заключается в нахождении пути решения проблем организации профессиональных проб старшеклассников Салехарда в ведущих технических вузах России в форме каникулярных школ и профильной смены.

Одна из целей проведения всех каникулярных школ – формирование открытого образовательного пространства для старшеклассников Салехарда, которые смогут в школьном возрасте ознакомиться с обучением в технических вузах и в дальнейшем обоснованно выстраивать свои образовательные и жизненные траектории.

Образовательной задачей является формирование метапредметных компетенций старшеклассников высокого уровня не только в области исследовательской деятельности (ФГОС СОО).

Технология практики состоит в поэтапном участии старшеклассников в сериях проектов-модулей (по типу квестов) в области точных наук.

Подготовка к квестам – один из основных этапов работы:

а) объявление мероприятия, размещение заданий на сайтах образовательных организаций, создание сетевых групп в социальных сервисах, создание виртуальных бесед для дистанционного консультирования преподавателями вузов, подготовка научно-исследовательских работ по тематике;

в) проведение 1-2 дневной интенсивной школы по подготовке, оформлению, представлению исследований;

г) 2-дневный турнир в форме научной дискуссии, где все участники команд выступают в ролях: Докладчик, Оппонент, Рецензент, Защитник, Эксперт, Инвестор.

Квесты в г. Салехард:

  • «Осенняя  интенсивная каникулярная школа юных физиков».
  • Открытый муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» в г. Салехард (http://www.rusypt.msu.ru/archive/tour2018/message2.pdf) .
  • Конкурс грантовой поддержки молодежных проектов в рамках Форума молодежи города Салехарда «PROФормат»

Квесты в г. Санкт-Петербург:

  • Университетский этап Всероссийской олимпиады школьников «Турнир юных физиков» в СПбГУ, « Зимняя интенсивная каникулярная школа» с профпробами в технических вузах.
  • «Весенняя интенсивная каникулярная школа» с участием в мероприятиях и выставках Петербургского международного образовательного форума для абитуриентов.
  • Летняя профильная смена на физическом факультете СПбГУ.

Квесты включают в себя большое количество научных, образовательных мероприятий для школьников, в том числе:

  • индивидуальные научные исследования;
  • научно-популярные лекции ведущих учёных России;
  • лабораторный практикум;
  • показ опытов (историческая реконструкция значимых физических экспериментов);
  • экскурсии по современным лабораториям и ресурсным центрам Научного парка СПбГУ;
  • дискуссионные площадки и творческие мастерские;
  • отчётная конференция участников по итогам работы на практике.

Результаты освоения метапредметных компетенций

Многие участники после выполнения научно-исследовательской работы продолжают свою деятельность в выбранном направлении. За время летних каникул и первой четверти они дорабатывают и усиливают свои результаты, что позволяет представлять их на значимых конференциях, публиковать первые статьи.

Продемонстрированные успехи в освоении методик проведения экспериментов, умении наблюдать и делать выводы, быть терпеливым и настойчивым в достижении поставленной цели завершает каждый цикла научной работы представлением её результатов в виде доклада перед соответствующей аудиторией.

Участие в каждом  мероприятии дает неоценимый опыт публичного общения, помогает выявить преимущества и недостатки проведённой работы, улучшает собственное понимание результатов и, несомненно, ставит новые вопросы перед начинающим исследователем.

Инновационные продукты, получаемые при реализации практики:

  • Описание технологии формирования метапредметных умений старшеклассников в ведение проектной, исследовательской и проектно-исследовательской деятельности в формате «физико-математических боев».
  • Программы по усилению профильной подготовки инженерно-технологического направления на основе сотрудничества с техническими вузами.
  • Положения, регламенты, программы проведения интенсивных предметных школ, фестивалей, турниров, профильных смен при вузах.
  • Статьи работников системы образования в периодических изданиях об организации профессиональных проб в инновационной форме летних практик на факультетах и в Ресурсных центрах федеральных вузов.
  • Публикации  работников системы образования об организации исследовательской деятельности на основе сотрудничества с вузами в формате профильных смен, интенсивных школ.
  • Программы развития способностей учащихся, одарённых в области физики, и повышение общекультурного и образовательного уровней при их подготовке к участию и при участии в профильных сменах;
  • Методические материалы по подготовке к результативному участию старшеклассников в предметных олимпиадах, конференциях, интеллектуальных состязаниях, направленных на формирование компетентностей, связанных с научной деятельностью;

Использованные источники информации:

http://www.phys.spbu.ru/school/main.html



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт