Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСК...

СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Витвицкая В. Н.,

заведующий сектором дошкольного образования

Департамента образования Администрации

муниципального образования Надымский район

 

Современная модель дошкольного образования Надымского района предлагает комплекс услуг родителям детей дошкольного возраста. В образовательных организациях созданы консультационный центр, консультативные пункты, службы ранней помощи, онлайн-центр психолого-педагогической помощи.

В 2009 году в 10 детских садах Надымского района были организованы консультативные пункты, где родителям детей, не посещающих детский сад, оказывалась помощь в вопросах их развития и воспитания.

Спрос на услуги консультативных пунктов снизился в 2016 году, когда был обеспечен100-процентный охват дошкольным образованием детей от 3 до 7 лет. Актуальными для родителей стали вопросы развития детей с проблемами в развитии, диагностика и коррекционная помощь специалистов в коррекции выявленных нарушений.

С 2017 года в рамках межведомственного проекта «СоДействие» происходит обновление модели психолого-педагогической поддержки семей по трём направлениям:

  • организация служб ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста, в том числе детей с нарушениями в развитии;
  • внедрение дистанционных форм оказания консультативной помощи родителям;
  • создание «гостевых групп» для психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ОВЗ.

Детский сад «Ёлочка» г. Надыма был определен как базовый центр психолого-педагогической помощи населению. В учреждении создан Консультационный центр, объединивший в своём составе лекотеку, службу ранней помощи, дистанционный сервис. Специалисты Центра – квалифицированные педагоги-психологи, учителя-логопеды и учитель-дефектолог – прошли необходимую подготовку для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

В 2017 году в 6 детских садах созданы службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возрасте с такими нарушениями в развитии, как расстройство аутистического спектра, задержка психического и речевого развития, интеллектуальная недостаточность и нарушение опорно-двигательного аппарата.

Помещения служб ранней помощи оснащены оборудованием и материалами коррекционно-диагностической направленности. Специальное оборудование позволяет специалистам использовать современные инновационные технологии: интерактивные доски, «БОС-логотерапевтический», индивидуальный электроаккустический аппарат для развития слуха и речи «Верботон», аппарат биологической обратной связи «Ибис» и другие.

В практике служб ранней помощи наиболее востребованными сервисами поддержки семьи стали онлайн-консультации, телефонное интервью, диагностические и игровые сеансы, индивидуальные коррекционные занятия с детьми в присутствии родителей. За 2,5 года услугами служб ранней помощи охвачено 107 детей с различными нарушениями в развитии, в том числе 2 ребенка-инвалида; индивидуальную помощь по вопросам раннего развития ребенка получили 163 родителя, из них 71 (44 %) – дистанционно. Причёем в последний год охват услугами увеличился на 83 %.

С 2019 года детский сад «Ёлочка» приступил к реализации нового федерального инновационного проекта «Гостевая группа как инновационный подход к социализации детей с ОВЗ». «Гостевая группа» - это кратковременные гостевые визиты детей, которые не могут посещать детский сад из-за тяжести и сложности нарушений развития, в группу типично развивающихся сверстников. Для каждого ребенка подбирается подходящая «гостевая группа» из числа массовых групп, определяется содержание и соотношение организованной и свободной деятельности детей. Внедрение технологии «гостевых групп» позволит расширить диапазон организационных форм психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

С 2018 года для расширения территории оказываемых услуг запущен сетевой муниципальный проект «Создание центра психолого-педагогической помощи родителям посредством дистанционной онлайн-среды».

По инициативе детского сада «Ёлочка» практика дистанционного консультирования родителей внедряется в 3 школах и 3 детских садах. Результатом совместной проектной работы стал запуск единой веб-платформы Надымского района.

Создание онлайн Центра позволило жителям удалённых территорий Надымского района получать помощь специалистов, слушать вебинары и онлайн-консультации, размещённые на веб-платформе, не выезжая из удалённого посёлка. С сентября 2018 года услугами онлайн Центра в дистанционном формате воспользовались216 родителей, зарегистрировано 540 просмотров вебинаров и он-лайн-консультаций.

Системная работа образовательных организаций Надымского района по оказанию психолого-педагогической консультативной помощи родителям детей дошкольного возраста направлена на достижение ключевых показателей национального проекта «Образование». В результате системной работы всех функционирующих на сегодняшний день служб услуги психолого-педагогической и консультативной помощи  получили 686 родителей, из них 386 (56,3 %) дистанционно.

К 2024 году в детских садах и школах Надымского района для оказания психолого-педагогической помощи семьям будут созданы 1 консультационный центр и 23 консультативных пункта, запланировано оказание 8 800 услуг консультативной помощи, в том числе в дистанционном формате.

 

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01 марта 2019 г. № Р-26 «Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей».

1.3. Паспорт регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», утверждён протоколом Совета по управлению проектами при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 декабря 2018 г.

 



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт