Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Сохраним детей для жизни (проф...

Сохраним детей для жизни (профилактика подростковых суицидов)


Величко Лилия Петровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества»
г. Ноябрьск

В наше время мы зачастую слышим, что подростки, молодые люди добровольно уходят из жизни. Это вызывает у нас, родителей, педагогов, ужас от непоправимого, отчаяние, недоумение, чувство вины…

Исследования показывают, что подростковый возраст является пиком суицидальной активности. Отличительной особенностью детского возраста является отсутствие страха смерти в виду несформированности данного понятия. По мнению большинства исследователей, концепция смерти у ребёнка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11–14 годам. Ввиду незрелости и отсутствия жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

А что стоит за этим выбором, когда ценность собственной жизни утрачивает смысл?

Наша страна занимает первое место среди европейских стран по  количеству подростковых самоубийств, и однозначного ответа, что обуславливает эту ситуацию, у нас нет. Как правило, разные факторы действуют вместе. Для России одним из самых значимых является аномия – это ситуация, когда старые социальные нормы уже разрушились, а новые ещё не сформировались в полном объёме. Многие из нас жили ещё в Советском Союзе, и такого количества детских суицидов не было, более того, этот показатель был одним из самых невысоких в мире. Были октябрята – пионеры – комсомольцы и дело не в идеологии, а в том, что были сформированы определённые нормы и ценности. Детская организация очень важна для подростка – она даёт возможность ребёнку в определённом возрасте сепарироваться от родителей, причём не остаться один на один  со своим взрослением в этом неспокойном мире.

Очень мощным фактором риска в наше время становится и информационная среда, которая зачатую романтизирует суицид – мерилом огромности чувства становится невозможность его пережить. Такой современный вариант «Ромео и Джульетты», но усиленный интернетом – когда всё это красиво обставляется – стихи, сердечки, свечи, прощальные слова – и всё это разлетается по интернету. И ребёнок, на какой то момент чувствует себя героем… Кроме того, зачастую интернет и подсказывает способ решения всех проблем «Ты устал от жизни? Ты не видишь смысла продолжать эту жизнь? Входи и ничего не бойся!». И сайт для самоубийц подсказывает, какие надёжные способы есть, что необходимо учесть, чтобы наверняка, и в подтверждение того, что это решение – удел сильных, незаурядных людей – рассказывает о великих людях, которые так завершили свою жизнь.

Как фактор риска можно отметить всё более распространяющуюся в детско-подростковой среде компьютерно-игровую зависимость. С этой бедой столкнулись многие, и  сейчас уже приходит осознание последствий. Это в первую очередь –  нарушение социализации, когда ребёнок, вместо того, чтобы выстраивать отношения со сверстниками, совершать поступки, жить реальную жизнь, бесконечно пребывает в игровом пространстве, где у него безграничные возможности, он хозяин и властелин «вселенной». И именно игра становится для ребёнка источником самых сильных эмоций, к тому же ситуация успеха стимулирует продолжать игру. А оказавшись среди живых людей, ребёнок просто не способен адаптироваться к реальной жизни, малейшие трудности, конфликты вызывают желание уйти из травмирующей обыденности, вплоть до ухода из жизни. И когда родители пытаются хоть как-то влиять на эту ситуацию, в ход идут угрозы и шантаж – покончить с собой, если родители не вернут компьютер.

Помимо подростковых суицидов, в последние десятилетия стали появляться и детские (8-10 лет), что было совершенно нехарактерным, невозможным до 90-х. Можно предположить, что косвенно на появившиеся у нас детские суициды влияет и сформированная компьютерными играми идея о множественности жизней – эту игру ты проиграл, можно перезагрузиться и сыграть ещё не раз… Для ребёнка, всё, что связано с сильными эмоциями, переживаниями, азартом, некритично усваивается и откладывается в глубины подсознания. Кроме того, достаточно много провокаций привносит и медийная среда.

Если говорить о причинах детских и подростковых самоубийств, то на первом месте по статистике для 10-15-летних чаще всего – конфликты в семье. Подростку кажется, что его не любят, не принимают таким, какой он есть, что он не соответствует ожиданиям и представлениям родителей. Особенно кризисной становится ситуация насилия в семье, жестокого обращения, когда родители бьют детей за плохие оценки, поведение, унижают, оскорбляют. Иногда суицид выступает как протест против тотального контроля, жесткого подавления желаний и стремлений подростка.

Потеря доверительной связи с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидального синдрома у подростков. Мысли о самоубийстве мучают подростка тем чаще, чем меньше он доверяет своим родителям. Но болезненнее всего дети воспринимают даже не конфликты с родителями, а их холодное безразличие к себе.

Надо сказать, что зачастую и сам подростковый возраст является фактором риска, когда перестраивается тело, перестраивается психика, и сильна потребность раздвинуть границы. Подросток опробует новое поведение, зачастую связанное с серьезным риском – и это потребность заявить о себе как о взрослом. Ребёнок может рискнуть и выйти победителем, но и риск смерти никто не отменял. И опять же современное информационное пространство пропагандирует вот такое рисковое отношение к своей жизни, пропагандирует различные экстремальные занятия. А в дореволюционной России люди, разбившиеся при катании на качелях, приравнивались к самоубийцам и  хоронились за пределами кладбища. 

Также к факторам риска можно отнести и современные субкультуры, такие как готы, эмо. Если готы характеризуются вообще фетишизацией смерти, и вся их эстетика – это эстетика декаданса, умирания, то для подростков, вовлекаемых в субкультуру эмо, характерна эмоциональная нарочитость, когда всё напоказ, все чрезмерно. Зачастую тема смерти  как единственного выхода из среды непонимания и непринятия тебя, такого чуткого и ранимого,  этим жестоким и черствым миром.

В последние время психологи выявляют ещё один из факторов риска – так называемый «прессинг успеха». Когда искренне любящие ребёнка близкие настраивают его, во что бы то ни стало хорошо сдать ЕГЭ, поступить в престижный вуз. Перегрузки, строгие требования в школе, страх не оправдать ожиданий родителей и педагогов, да и собственные высокие притязания, приводят к тому, что у подростка формируется мощный эмоциональный дискомфорт, гнетущая тревога, страх. И не всегда ребёнок может с этим справится.

Другая причина подростковых самоубийств – проблема отношений со сверстниками: несчастная любовь, неумение установить контакт, конфликты. В особую группу риска можно отнести подростков, которые ничем особо не выделяются среди сверстников, и иногда для них суицид – способ заявить о себе. Ведь несколько дней одноклассники будут говорить о нём, вспоминать подробности его жизни, и хоть несколько дней, но он будет значим…

Наиболее критическим является возраст 17-18 лет. Возможно, это объясняется тем, что молодые люди в этом возрасте очень впечатлительны, чувствительны и эмоциональны, каждое, даже небольшое препятствие, каждое разочарование, неудавшееся начинание, безответная любовь кажутся им непреодолимыми. Этот возраст связан с поиском и определением представлений о будущей жизни, выработкой жизненных планов. И если в этот трудный момент у подростка нет духовной составляющей, стержня, устойчивой системы ценностей, велик соблазн «захлопнуть дверь с другой стороны».

О том, сколь важна духовная составляющая, свидетельствует и тот факт, что среди общего количества подростковых самоубийств наибольшие показатели среди коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это связано с вошедшими в культуру названных этносов архаическими религиозными представлениями о «жизни после смерти» и допустимости совершения самоубийства. Тема смерти, самоубийства занимает существенное место в играх, обучающих детей подобным формам поведения. И даже если формально эти народы приняли Крещение, но неукоренённость в традиции, отсутствие постоянного внимания со стороны Православной церкви, к сожалению, только усложняет ситуацию.

В целом, можно говорить о том, что отсутствие традиционных православных ценностей в системе воспитания, где говорится, о категорической недопустимости самоубийства, о том, что это является самым страшным смертным грехом, приводит к тому, что ребёнок в состоянии кризиса  оказывается незащищён традицией, духовным пониманием смысла страданий, Божьего промысла о каждом человеке. И ему нечего противопоставить тем провокациям, тем вызовам современного мира, которые нашёптывают: «Если уж совсем всё так плохо, трудно, стоит ли страдать, мучится?»…

Что делать? Как сохранить наших детей?

Прежде всего, родителям и педагогам  необходимо помнить, что только у них ребёнок может найти ту эмоциональную поддержку, которая ему необходима. Подросток должен быть уверен, при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл – его семья, учителя, которые поймут и помогут.

 

Назовём факторы, ограничивающие суицидальное поведение:

§  эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

§  уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

§  выраженное чувство долга, обязательность;

§  концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

§  учёт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

§  наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

§  психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряжённости.

§  наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

§  негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

 Для формирования антисуицидальных установок необходимо

·      постоянно общаться с ребёнком, не оставлять его наедине со своими мыслями;

·      вселять уверенность в свои силы и возможности;

·      внушать оптимизм и надежду;

·      проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;

·      осуществлять контроль за поведением ребёнка, анализировать его отношения со сверстниками.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

 

Памятка для родителей

Если вы заметили изменения в эмоциональном состоянии ребёнка

Ä ведёт себя отчуждённо и не вступает в отношения;

Ä говорит о чувстве одиночества и изоляции;

Ä переживает свою бесполезность, безнадежность, потерю веры в себя;

Ä постоянно сосредоточен на проблемах, для которых не видит решения;

Ä перестаёт уделять внимание своему внешнему виду;

Ä дарит свои вещи на память друзьям и пишет прощальные записки;

Ä проговаривает о возможности, способах самоубийства

необходимо безотлагательно обратиться за помощью к врачу-психиатру, обсудить эту проблему с психологом, постоянно держать подростка в поле зрения.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт