Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Личность человека как таинство

Личность человека как таинство


Якутина Александра Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа № 1»
г. Новый Уренгой

Одна душа, созданная по образу Божию, драгоценнее в очах Бога,

нежели тысячи миров со всем их содержимым.

Изречения пустынных отцов

 

В духовной жизни каждого из нас нет более важной задачи, чем обновить в себе удивление  и волнение перед настоящим  чудом и тайной собственной личности. Кто я? Что я?  Ответ не очевиден вовсе.  Мы знаем самого себя лишь малую часть. Человеческая же  личность безгранична. Границы простираются далеко в пространство и в бесконечность; они убегают в прошлое,  будущее и  вечность. В нас сокрыты таинственные и неизмеримые глубины, ускользающие от нашего сознания.

«Святой и смиренный человек – вот великое видение. Ибо, что может быть более великое, чем видеть невидимого Бога, явленного в Своём храме – видимом человеке?", – изрёк однажды  преп. Пахомий (286 – 346). В таинстве человеческой личности, сотворённой по образу живого Бога, следует отметить четыре  главнейшие  особенности: общение,  благодарение, свобода,  возрастание. 

По словам Аристотеля, человек есть "политическое животное", так как он становится самим собой – истинным человеком – только когда живёт в организованной социальной общине. Человек диалогичен – не может быть человека, пока не будет в наличии по крайней мере двоих людей, находящихся в общении.  "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". "Сотворим" – это означает, что три Лица Троицы как бы держат совет друг с другом. Человек создан по образу Троицы – по образу Бога, который, Един в Трёх, но не Один. Следовательно,  человек призван выразить себя, как и Бог, в общине и общении . Подобно Богу, который является единством  Трех Личностей, живущих друг в друге в вечной любви, человек становится полностью человеком  только когда он живёт в других и ради других. Мы все взаимно соединены, чтобы взаимно учить друг друга. Посему жизнь и называется наукою. Какое зло – равнодушие к образу жизни другого,  или сводить всю задачу к неодобрению и пересудам заочным, по мысли Преосвященного Феофана Затворника, – крайне унизительно для человеческого достоинства. Через участие мы становимся людьми.

Настоящая,  не мнимая  личность,   всегда говорит не "я", но "мы", не "мое", а "наше". И молитва, с которой мы обращаемся к Сыну Божиему, начинается словами "Отче наш", а не "Отче мой". Мы, православные христиане двадцать первого века, безмерно нуждаемся в открытии вновь этого значения общинности.  Является ли каждый из нас  только индивидуальностью, обращенной к самой себе, или истинной личностью, живущей в тесном общении с другими? Совсем не случайно греческое слово, называющее личность, означает также и лицо, лик.  Человек  является настоящей личностью (в отличие от индивидуальности) только когда он обращен лицом к другим лицам, глядит в их глаза и позволяет  им смотреть в глаза ему. Святой Дух, живущий в наших сердцах, есть Дух общения: делая нас отличными друг от друга, Он делает нас всех единым.

Созданный по образу Божию и наделённый  даром самосознания и нравственного выбора человек  славит  Бога за мир, возвращая Ему творение обратно с благодарностью, и в этом акте приношения каждый становится воистину человеком, в полном смысле личностью. Отличительная особенность человека среди других животных, его привилегия как священника творения – возможность прославлять Бога и привлекать Божие благословение на других людей и предметы. "Молитва – это состояние постоянного благодарения", – утверждает св. Иоанн Кронштадтский (1829-1908). Поэтому, если мы,  несомненно, люди в своей духовной жизни, наша молитва должна быть хвалебным обращением к Богу за творение и проникнута духом благодарения.

Благослови, душа моя, Господа!

Господи, Боже мой! Ты дивно велик,

Ты облечен славой и величием (...)

Бог  свободен, и человек, сотворённый по Его образу, тоже обладает даром свободы. Голос совести, умение решать задачи нравственного характера, возможность  свободного выбора,  самосознание – отличительные признаки личности. Творец  ежедневно повторяет человеку: "Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие: выбирай же..."  

Тема свободы ярко освещена Ф. Достоевским. Великий Инквизитор  в "Братьях Карамазовых" понимает, что Христос принёс людям в дар свободу: Сын Божий пришёл освободить нас. Но эта свобода в глазах  кардинала – слишком тяжёлая ноша, чтобы человек её нёс, довольно острый меч, чтобы люди могли им владеть; человечество стало бы счастливее, отбери у него этот дар. "Мы исправили   Твое дело", – говорит Инквизитор Иисусу Христу. В каком-то смысле это верно: очень  часто свобода является  тяжким даром. И все-таки, чем менее человек свободен, тем менее он человек.  Свобода порождает различие, разнообразие.  Если каждый из нас свободен, то это означает, что каждый выражает образ Божий способом неповторимым, отличным. В настоящее время  культура подчас навязывает нам стереотипное мышление, файловое, программируемое  на компьютере, измеримое. Святой Дух, делая нас всех свободными, нас делает и разными. Однообразным является зло, а не святость.

Возрастание, движение, непрерывный прогресс –  важнейшие  черты истинной  личности.  Этот аспект зачастую выражают, акцентируя внимание на  различие между образом и подобием Божиим…  "Образ" означает то, чем человек владеет  с самого начала, то, что он  никогда не утрачивает, тогда как "подобие" означает нашу главнейшую  цель, полноту освящения и жизни в Боге.  Образ дарован человеку при рождении, а подобие достигается благодаря правильному использованию  собственной  свободы, благодатью Божией. Человек – странник, всю жизнь стремящийся от образа к подобию. Наше познавание Бога, хотя и будет постоянно расти, никогда не закончится. Природа совершенства удивительным образом  заключается в том, что мы никогда не станем полностью совершенными, но всегда будем двигаться "от славы в славу". Как и история, вечность – не замкнутый круг, а  путь, ведущий вверх по вечно восходящей  спирали. Как утверждает св. Ириней: "Слава Божия есть живущий человек". Каждый человек должен постараться, чтобы эта слава  могла полнее проявиться в нём. Пусть каждый станет всё более подобным Богу, всё более становясь человеком.

 

Литература

1.  Научно-просветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание»  Издательство «Школьная пресса». 2002, №2.

2.  Доказательство апостольской проповеди 12 [русск. перев. проф. Н. Сагарды в: "Св. Ириней Лионский. Творения». М., «Паломник-Благовест», 1996]

3.   Лосский В. Н. Богословие образа // Лосский В. Н. По образу и подобию.

4.  Леонтьев А. Н. Очерк психологии личности. – М., 1997.

  • Shkola1 10 ноября 2015 г.
    Спасибо за Ваши мудрые мысли.
    Спасибо за Ваши мудрые мысли.
  • jannetka 10 ноября 2015 г.
    Таинство становления личности – это больше, чем наше обычное обращение к деятельности человека, психическим процессам и его объективно регистрируемым психическим состояниям. Старый подход к психологии человека и, разумеется, ребенка, требовавший изучения переживаний, внутренних предпочтений, привязанностей, становления духовной составляющей личности, казалось бы, ушел в прошлое. Однако жизнь общества, ее изменчивые пристрастия обращаются вновь к этим источникам понимания «духовной» составляющей человеческой психики. Это оправдано, если уже с новой позиции, обогащенной представлениями о деятельностной основе развития личности и ее культурно-исторической обусловленности, православие вновь попытается исследовать неуловимый феномен душевной индивидуальности человека.
    Таинство становления личности – это больше, чем наше обычное обращение к деятельности человека, психическим процессам и его объективно регистрируемым психическим состояниям. Старый подход к психологии человека и, разумеется, ребенка, требовавший изучения переживаний, внутренних предпочтений, привязанностей, становления духовной составляющей личности, казалось бы, ушел в прошлое. Однако жизнь общества, ее изменчивые пристрастия обращаются вновь к этим источникам понимания «духовной» составляющей человеческой психики. Это оправдано, если уже с новой позиции, обогащенной представлениями о деятельностной основе развития личности и ее культурно-исторической обусловленности, православие вновь попытается исследовать неуловимый феномен душевной индивидуальности человека.
  • Светланика 12 ноября 2015 г.
    Очень хорошая статья! Хочется стать ближе к Богу через молитву, стать чище и лучше.  Особенно запали в душу слова: "Слава божия есть живущий человек" Каждый человек должен постараться, чтобы эта слава могла  полнее проявиться в нем. пусть каждый станет все более подобным Богу, все более становясь человеком". 
    Очень хорошая статья! Хочется стать ближе к Богу через молитву, стать чище и лучше.  Особенно запали в душу слова: "Слава божия есть живущий человек" Каждый человек должен постараться, чтобы эта слава могла  полнее проявиться в нем. пусть каждый станет все более подобным Богу, все более становясь человеком". 
  • svfadeew 14 ноября 2015 г.
    Тема личности  актуальна. Спасибо Вам за содержательную статью, которая заставляет задуматься.
    Тема личности  актуальна. Спасибо Вам за содержательную статью, которая заставляет задуматься.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт