Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Технологическая карта урока

Технологическая карта урока


Калугина Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6
г. Салехард

 

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тип урока: изучение нового  материала

Тема

Мы – друзья.  Пословицы и поговорки о дружбе.

Цели

 

Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;

Планируемый результат

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;

Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.

Основные понятия

Пословица, поговорка

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, литературное краеведение

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

Литературное чтение.  2 класс. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий (1 часть)

 

Толковый словарь Ушакова, Литературоведческий словарь.

- электронные физкультминутки

- лист самооценки

- презентация к уроку

Организация пространства

Групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

Организует эмоциональный настрой на урок.

 

Уточняет рамки оценивания.

 

 

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

 

 

 

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Будем мы сейчас трудиться

Новым знаниям учиться.

- Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

 

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)

 

- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:

 

(Слайд 2)

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились

 

Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели
Личностные УУД 

Жизненное самоопределение
 

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(7 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Организует формулирование темы урока учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Работают с шифровками. Составляют из слов пословицу и поговорку.

 

 

 

 

 

 

 

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

 

 

.

У каждой группы листок с шифровкой.

1 группа: беде, в, друг, познается.

2 группа: слуг, друг, лучше, верный, сотни.

 Учащимся нужно расшифровать свою запись.

(Слайд 3)

1 группа: Друг познается в беде.

2 группа: Верный друг, лучше сотни слуг.

 

- Как вы думаете, а что это такое?

(Это пословицы и поговорки)

- О чем эти пословицы и поговорки?

(О дружбе)

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(будем говорить о пословицах и поговорках о дружбе)

 

- Ребята, послушайте обращение писателя к вам.

 

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (С. Михалков)

- Ребята, о каких друзьях говорит автор? (о книгах)

-  Книги могут стать вам друзьями?

- Чему они вас учат?

 

Книги учат детей

Всем премудростям жизни -

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

 

- У вас много друзей, но мне хотелось бы, чтобы вашим главным другом стала книга.

(Слайд 4-6)

- А вы знаете, что президент России

Владимир Путин подписал Указ, «О проведении в Российской Федерации Года литературы», в соответствии с которым 2015 год в  Российской Федерации, объявлен годом литературы».

 - Как вы думаете, ребята, для чего в России нужен год литературы?

(Слайд 7-11)

- Вот сегодня мы тоже попытаемся стать грамотнее и культурнее. (Самооценка работы группы)

Уметь работать в группе, находить определение понятиям.

 

 

Познавательные УУД 

Составлять предложение из слов

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД

 профессиональное самоопределение
 

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

 (20 мин)

Цели:

- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.

 

 

 

Организует работу группы со словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует выбор главных и существенных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщает о деятельности В.И.Даля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу по осмыслению пословиц и поговорок и дальнейшем использовании их в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует физминутку для глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем.

Учатся в группе работать с толковым словарями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся находить главные и существенные признаки в определении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с творчеством писателя В.И.Даля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся понимать смысл пословиц и поговорок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по учебнику. Учатся объяснять смысл пословиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку для глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)

- Они относятся к устному народному творчеству.

- Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?

- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

(Слайд 12)

Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.

1 группа находит объяснение понятия – пословица.

2 группа – объяснение понятия – поговорка.

(Слайд 13)

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

 

- Давайте оформим наши знания в виде схемы:

(Слайд 14)

 

Пословица

Поговорка

Краткость, меткость, мудрость

Образное крылатое выражение

Поучительность,

содержит вывод

Отношение к чему-либо без вывода

Ритм, рифма

               -

 

- Ребята, а вы помните, кто в России был главным собирателем сказок? (В.И.Даль)

- Как вы думаете, кто в России был главным собирателем пословиц и поговорок?

- Владимир Иванович Даль

Рассказа о В.И.Дале.  (Слайд 15)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19 веке. Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат.  Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.

В.И.Даль внес большой вклад в развитие литературы.

 

- Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали.

 (Самооценка работы группы)

 

Работа с пословицами.

Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.

 

Работа по учебнику

- Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Что сказано об этом в учебнике?

(стр.114)

- Давайте прочитаем, что думают о дружбе Аня и Ваня?

- А что думает о дружбе профессор И.Самоваров?

(чтение детей)

- Ребята, как вы понимаете эти высказывания?

Пословица - мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.

 

- Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах  и объяснить их смысл.

Работаем на странице учебника (стр.115)

- Задача каждой группы найти пословицу для каждого предложения и объяснить ее смысл.

1) Друг – это как для дерева что?

Человек без друзей, что дерево без корней.

2) Его сравнивают с родней.

Старый сосед наравне с родней.

3) Без этого невозможно победить или выиграть?

Один за всех и все за одного.

4) Этим крепка дружба.

Дружба заботой и подмогой крепка.

 

(Самооценка работы группы)                       

Электронная физминутка

(Слайд 16- 20)

 

- Ребята, мы сейчас читали пословицы из учебника? Где еще вы можете найти пословицы и поговорки?

- Так ли важно читать и понимать смысл пословиц?

-  А в чём прелесть чтения?

 Читаешь много - знаешь много.

Не секрет: сейчас книгу затмило телевиденье, компьютер. Конечно, посмотреть сказку в цветном изображении; найти ответ на нужный вопрос в Интернете гораздо проще, чем самому найти его в книге, зайти в читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Готовые ответы и решения не дают прочных знаний. Ведь надолго остается в памяти то, что сделал, совершил сам человек. Лучше запоминаешь то, что найдено и прочитано самим тобой.

Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека. Он становится эталоном вежливости, воспитанности, образованности. Такой человек и сам не сделает плохого, и другого научит хорошему.

Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

 

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

 

 

Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков

 

 

 

Коммуникативные УУД учиться работать в группе

 

 

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

IV. Контролирующее задание (10 мин)

Цель:

- проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки народов мира.

-  организовать работу на компьютере, с целью проверки изученного материала.

 

Организует работу на компьютерах.

Работа на компьютере и ноутбуках

Работа с ноутбуками.

(Слайд 21)

- Ребята, мы живем в Салехарде и поэтому должны знать литературу ненецкого народа. Как вы думаете, у ненцев есть пословицы и поговорки о дружбе?

 

Соотнесение пословиц русского народа и ненецкого:

Русские:

1. С милым рай и в шалаше.

2. Делами славен человек.

3. Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет.

 

Ненецкие:

1. С хорошим человеком и без чума тепло.

2. Доброе дело равняет человека со звездой.

3. Со злом придешь – сам испытаешь.

 

 

(Самооценка работы группы)

 

Игра «Пословица или поговорка»

- Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.

1. Дружба дружбой, а служба службой. (пос)

2. Как кошка с собакой. (пог)

3. Гусь свинье не товарищ. (пог)

4. Без беды друга не узнаешь. (пос)

5. Не бойся врага умного, бойся друга глупого. (пос)

6. Вражда не делает добра. (пог).

- Оцените свою работу.

Самооценка работы группы.

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД

Уметь работать в группе.

 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания.

 

Организует рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают работу группы.

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Для чего нужны пословицы и поговорки?

- Пословицы и поговорки являются необходимым художественным элементом языка литературных произведений. Они используются писателями для характеристики героев, выражают отношение автора к событиям, подчеркивают развитие действия, способствуют созданию национального колорита.

 

(Слайд 22)

- Оцените свою деятельность на уроке:

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились

Выставление оценок.

Спасибо за урок!

(Слайд 23)

 

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

VI. Домашнее задание (2 мин)

Организует запись д/з.

Записывают домашнее задание.

Найти и прочитать рассказы В.Осеевой о дружбе. Найти в них пословицы и поговорки.

 

 

             

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт