Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Технопарк как современное проф...

Технопарк как современное профессионально-ориентированное образовательно-развивающее пространство


Орлова Л.В., директор, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», г. Надым

 

Актуальность подготовки будущих профессиональных кадров, формирования у подрастающего поколения современных профессиональных компетенций, внедрения актуальных форм профориентации определена в стратегических федеральных инициативах: национальный проект «Образование» на 2019 – 2024 годы, федеральные проекты  «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», разработки АСИ «Атлас новых профессий» [1.1., 1.2., 1.4.].

В логике реализации выше названных приоритетных направлений с 2018 года на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Надым (далее – Центр) функционирует региональная инновационная площадка «Технопарк как современное профессионально-ориентированное образовательно-развивающее пространство» (далее – РИП). В рамках деятельности РИП Центр реализует инновационные подходы к организации профориентационной деятельности, моделированию образовательного пространства, позволяющие приобрести ребенку практический опыт, который может стать для него основой выбора будущей профессии, создания собственной траектории развития [2.2., 2.5., 3.1.].

Технопарк – это профориентационная среда, позволяющая детям и подросткам познакомиться с профессиями, актуальными и востребованными на рынке труда, в том числе в северном регионе. В Технопарке действует Парк профессий с профессиональными пробами для детей дошкольного и младшего школьного возраста и организован цикл учебно-ознакомительных практик для учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Парк профессий представлен 3 интерактивными площадками «Транспорт», «Медицина» и «Звукорежиссура» с возможностью погружения в 8 профессий (врач и медицинская сестра, автомеханик, водитель, инженер-конструктор, звукооператор, звукорежиссер и ди-джей).Профориентационные площадки Парка профессий – это мини-кабинет врача с настоящими медицинскими измерительными приборами и инструментами, станция технического обслуживания и автошкола со специализированным оборудованием, студия звукозаписи (фото 1-4).

В 2018 году возможность раннего профессионального самоопределения в Парке профессий получили более 500 детей дошкольного и младшего школьного возраста из 15 образовательных организаций. Организация «активности» детей по погружению в профессии осуществляется в практико-ориентированном формате. Профориентационные ролевые игры и образовательно-развивающие квесты разработаны на основе педагогической инновации «edutainment» [2.4., 3.2., 3.3., 3.4.]. В увлекательной форме дети осваивают некоторые практические навыки различных профессий, в результате чего у них складывается свое понимание профессии.

Одним из важных эффектов деятельности Парка профессий стал запуск с сентября 2018 года муниципального сетевого проекта «Парк профессий – территория ранней профориентации» (в составе муниципального портфеля проектов «Формирование системы профориентационной работы с учетом тенденций рынка труда для успешного самоопределения обучающихся») [1.5., 1.6.] для городских детских садов. Координатором сетевого проекта выступает Центр детского творчества. В рамках проекта создаются дополнительно 6 площадок на базе городских детских садов, расширяется практика профессиональных проб за счет внедрения научно-исследовательского центра, студии архитектуры и дизайна, гончарной и столярной мастерской, пресс-центра с отметкой в трудовой книжке.

Формирование «профориентационного» мышления подростков, обучающихся в технопарке, их готовности к осознанному выбору будущей профессии осуществляется через организацию учебно-ознакомительных практик в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами Центра [1.3., 2.1., 2.3., 2.6.]. Для учащихся среднего и старшего школьного возраста организуются практики по 15 профессиям на базе учреждений и предприятий г. Надыма.

К 6 реализуемым в Технопарке дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам продвинутого уровня разработаны профессиональные модули учебно-ознакомительных практик (в объеме до 36 ч.). Это реальная возможность для формирования предпрофессиональных компетенций и обучения на рабочем месте по профессиям инженера-электроника, инженера-дефектоскописта, научного сотрудника в области экологии, оператора видеосъемки и видеомонтажера, юрисконсульта, ипотечного брокера и др. [3.6.]. 

В рамках действующих 12 договоров о сотрудничестве, в том числе двух - о сетевой форме реализации образовательных программ, в 2018 году 119 учащихся Технопарка прошли учебно-ознакомительные практики на базе 7 предприятий и организаций г. Надыма (ГКУ ЯНАО «Научный Центр изучения Арктики», ООО «Научно инженерный центр «Ямал», МАУ МО г. Надым «Бизнес-инкубатор», ООО «РегионБизнесКонсалтинг», МУП «Редакция Надымской студии телевидения» и др.) и Регионального школьного технопарка ГАОУ Астраханской области  ВПО «Астраханский инженерно-строительный институт» (фото 5-8).

Полученные в ходе практик умения были применены при разработке конкурсных робототехнических проектов и исследовательских работ, успешно представленных на региональных, всероссийских и международных конкурсах, научно-практических конференциях, форумах: Центральная региональная площадка VII Всероссийского Фестиваля науки «NAUKA 0+»(2018 г.), VI Открытая научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Ступень в будущее (2018г.), XIX Всероссийская олимпиада «Созвездие - 2018», Всероссийский Форум научной молодёжи «Шаг в будущее» (2018г.), проектная смена «Большие вызовы», Образовательный центр «Сириус», г. Сочи (2018г.).

По данным психодиагностики, 89% учащихся, прошедших учебно-ознакомительные практики, подтвердили свои профессиональные предпочтения. Безусловно, главным результатом такой работы считаем профессиональное самоопределение наших выпускников. 62,5% выпускников Технопарка, обучавшихся по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам с модулями учебно-ознакомительных практик, продолжили обучение по профилю в организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования: Академия машиностроения им. Ж. Я. Котина (г. Санкт-Петербург), Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Санкт-Петербургский государственный университет, институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» и др.

Актуальный опыт представлен на муниципальном, региональном, федеральном уровнях в рамках различных мероприятий для педагогической общественности:  районного мероприятия «Парк открытого образования» (27-30 марта 2018 г.), заседания Координационного совета при департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам организации введения ФГОС (февраль 2018 г.), научно-практической конференции «Сфера дополнительного образования – ресурс развития системы образования ЯНАО» в рамках международного образовательного форума (15.03.2018 г.), публикациях в научно-методических журналах «Методист», «Внешкольник» и др.

Центр планирует развитие инфраструктуры профориентационных площадок Парка профессий. В настоящее время в организации прорабатывается вопрос создания модели мобильного технопарка по направлениям: «Аэроквантум», «Наноквантум», «Роботоквантум», «Промышленный и инженерный дизайн», «Виртуальная и дополненная реальность».

 

Список использованных источников:

  1. Нормативно-правовое обеспечение
    1. Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование», утвержденные на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 03.09.2018.
    2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12. 2017 № 1642.
    3.  Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. - Письмо Минобрнауки России «О методических рекомендациях» от 28.08.2015 № АК-2563/05.
    4. Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 № 1132-П.
    5. Приказ Департамента образования Надымского района от 01.11.2018 №1147 «Об организации проектной деятельности в системе образования Надымского района с 2018/2019 учебного года».
    6. Модель открытого образования Надымского района на 2015-2020 годы, утвержденная приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 01.10.2015 № 831.
  2.  Научная и учебно-методическая литература
    1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. - №1/2. – С.42-45.
    2. Гуткин М.С. Об одном из подходов к конструированию профессиональных проб / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило // Школа-Труд-Профессия: тезисы междунар. семинара, программа ЮНЕСКО. - Ярославль, 1991.  
    3. Модели ведомственного и межведомственного сетевого взаимодействия в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ // Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. – ФГАУ ФИРО. 2014. - №6. -  с.4-16.
    4. Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
    5. Рабинович П.Д. Модель техносферы образовательного учреждения // Информатика и образование. ООО «Образование и информатика». – Москва - №2. – 2013. – с. 10-17.
    6. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик: Учебно-методическое пособие / С.В. Кривых. – СПб.: Экспресс, 2014.

3. Информационные ресурсы

3.1.  http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/06/2.pdf

3.2. http://e-koncept.ru/2015/95297.htm

3.3.https://multiurok.ru/files/mietodichieskii-sieminar-ed-iutieimient-kak-piedag.html

3.4. http://urlink.ru/NYI9CO5p

3.5.http://cdt-nadym.edusite.ru/p160aa1.html

3.6.http://cdt-nadym.edusite.ru/p141aa1.html



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт