Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » УРОК ТЕХНОЛОГИИ: ВЧЕРА И ЗАВТР...

УРОК ТЕХНОЛОГИИ: ВЧЕРА И ЗАВТРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ


УРОК ТЕХНОЛОГИИ: ВЧЕРА И ЗАВТРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

Поплутин Евгений Валерьевич,

учитель технологии муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Школа № 4»,

г. Муравленко

 

В современных условиях содержание курса технологии ориентировано на развитие у учащихся ограниченного круга трудовых навыков, преимущественно по ручной и машинной обработке материалов. У обучающихся формируется недостаточно целостное представление о техносфере и современных видах технологии.

По действующим программам школьники знакомятся с узким кругом операций, являющихся фрагментами технологий. Они представлены процессами изготовления простых изделий, функционально доступных для труда детей соответствующего возраста. Кроме того, в ранее действовавших программах по технологии сохранялся гендерный и отраслевой подход профилирования содержания.

Основная идея нового содержания курса технологии для основной школы вытекает из современного понимания сущности технологии.

Сегодня технология трактуется как способ производства и охватывает уже методы производства, квалификацию работников, машины, оборудование, сооружения, целые производственные системы, инфраструктуру, а также саму продукцию с высокими технико-экономическими параметрами.

Министерство просвещения РФ утвердило инновационную концепцию преподавания предмета, согласно которой Роботы-помощники, «умный дом», 3D-дизайн и лазерная резка..., все это в ближайшем будущем появится на уроках технологии в школах. Школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, «умным домом» и «интернетом вещей».

В связи с этим с нового учебного года в нашей школе в параллели 5 классов преподавание предмета «Технология» будет вестись по учебнику Авторского коллектива Казакевич В. М., Пичугина Г. В., Семенова Г. Ю., рекомендованный Министерством просвещения РФ, которыйможет быть использован в период перехода от программ, деливших предмет по направлениям обучения: индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии, к новому содержанию технологического образования. Данная программа не предполагает деления обучающихся на группы по гендерному признаку при проведении уроков.

Для более глубокого освоения предмета «Технология» педагоги планируют использовать технологию дополненной реальности в образовательном процессе. Дополненная реальность (от англ. “augmentedreality, AR” – «расширенная реальность») – это новая технология наложения виртуальной (цифровой) информации на видимый объект. В качестве основы (маркера) может выступать изображение, фотография, схема или другой видимый объект. С помощью специальных программ на основу добавляются виртуальные объекты: ссылки на веб-страницы, видео, текст, графика и 3D-объекты. Дополненная реальность считывается с маркера с помощью цифровых устройств – смартфонов, планшетов или специальных очков или шлема. Огромным плюсом использования технологии «AugmentedReality (дополненной реальности)» является её наглядность, информационная полнота и интерактивность (в связи с тем, что человеческий мозг предназначен для обработки образов, а не текстов).

 

Основные преимущества использования AR/VR в образовании

 

Наглядность

3D-графика позволяет воспроизвести детализацию даже самых сложных процессов, невидимых человеку. К тому же ничто не мешает увеличить уровень детализации или воспроизвести механическую модель, например, рассмотреть и изучить устройство любого оборудования

Безопасность

Практические основы управления оборудованием можно абсолютно безопасно отработать на устройстве виртуальной реальности

Вовлечение

VR-технологии дают возможность смоделировать любую механику действий или поведение объекта, решать сложные задания в игровой форме

Фокусировка

Пространство, смоделированное в VR, можно легко рассмотреть в панорамном диапазоне 360 градусов, не отвлекаясь на внешние факторы

 

Урок дополняется погружением в VR на 5–10 минут. Предполагается деление урока (в случае необходимости) на несколько этапов, в каждом из которых наиболее сложные моменты визуализируются в виртуальном мире.

На уроках технологии предполагается использование таких приложений с применением дополненной реальности, как:

 

Приложения с применением дополненной

реальности (для примеров)

Раздел курсов предмета «Технология» (пример)

ARRulerApp

 

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.grymala.aruler

Разметка заготовок из древесины

Интернет каталог

 

https://www.ikea.com/ms/ru_RU/customer-service/about-services/planning-and-advice/index.html#programms

 

Интерьер жилого помещения.

Эстетика и экология жилища.

Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения

 

SketchAR

 

https://play.google.com/store/apps/details?id=ktech.sketchar

 

Сборочный чертеж.

Графическое изображение соединений на чертежах.

Спецификация составных частей изделия.

Правила чтения сборочных чертежей

LEGO 3D Catalogue

 

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.lego.catalogue.global

Исследовательская и созидательная деятельность

Augment – Дополненная реальность

 

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ar.augment

 

Исследовательская и созидательная деятельность.

Творческий проект.

Графическое изображение деталей и изделий

Sketchfab

 

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.sketchfab.sketchfab

Исследовательская и созидательная деятельность

 

Риски при использовании технологий AR и VR на уроках

 

Жесткость

программы

Несмотря на то, что технологии виртуальной и дополненной реальности имеют большой потенциал для повышения успеваемости учащихся, они же могут существенно отвлекать. В случае излишнего увлечения формой в ущерб содержанию эффект может быть обратным

Нарушение программы

Использование в рамках стандартного школьного урока в 40 минут могут приводить к существенному нарушению программы, временные затраты на работу с материалом с использованием данных технологий могут изменять план учебных занятий

Количество и разнообразие существующих приложений

Недостаточное количество специально созданных для образования приложений с использованием технологий AR и VR

 

Для того чтобы минимизировать риски при использовании технологий АR и VR при проведении уроков технологии решено в школе начать реализацию курсов внеурочной деятельности, в ходе практических занятий которых обучающиеся познакомятся с виртуальной, дополненной реальностями, поймут их особенности и возможности, выявят возможные способы применения, а также определят наиболее интересные направления для дальнейшего углубления:

 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

«Промышленный дизайн. Проектирование материальной среды»

(68 часов)

 

«Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности: 3D-моделирование и программирование»

(68 часов)

«Геоинформационные технологии» (68 часов)

Основы «Программирования на языке Python на примере программирования беспилотного летательного аппарата» (68 часов)

Цель программы:

освоение обучающимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии

формирование уникальных Hard- и Soft-компетенций по работе с VR/AR-технологиями через использование кейс-технологий

вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно-исследовательских и инженерных проектов

освоение Hard- и Soft-компетенций обучающимися в области программирования и аэротехнологий через использование кейс-технологий

Программа учебного курса направлена на:

развитие инженерного и художественного мышления обучающегося

углубленное освоение обучающимися дизайнерских навыков и методик проектирования, получение начальных знаний о разработке приложений для различных устройств

развитие у обучающихся мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков, изучение основ программирования на языке Python и программирование автономных квадрокоптеров

 

подготовку творческой, технически грамотной, гармонично развитой личности, обладающей логическим мышлением, способной анализировать и решать задачи в команде в области информационных и аэротехнологий, решать ситуационные кейсовые задания, основанные на групповых проектах

 

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией, химией, биологией, физикой, историей, искусством, иностранным языком.

При проведении уроков технологии и курсов внеурочной деятельности предполагается использование разных форматов работы с обучающимися.

 

Форматы работы с обучающимися

1.

Перед занятиями и изучением нового материала можно попросить учеников сделать таблицу с графами «Что я знаю о теме занятия?» и «Что я хочу узнать».
Педагог собирает информацию и подбирает материалы в зависимости от потребностей школьников

2.

Ученики делятся на команды. Даётся распространенное заблуждение, например, «технологии VR опасны для здоровья», «видеоигры – корень всех бед детей» и др.

Аудитория делится на согласных и несогласных. Каждая группа ищет по 3 аргумента за свою позицию и выбирает представителя для дебатов. Участники дебатов за 2 минуты излагают свою точку зрения и отвечают на вопросы другой команды.

Учитель дает обратную связь по форме дебатов и представляет наиболее распространённую в научной области точку зрения по проблеме

3.

Участникам предлагается нарисовать простое схематическое изображение понятия/определения (принцип работы VR шлема, что такое дополненная реальность, как работает панорамная камера и др.). Получившиеся скетчи/схемы клеятся на доску, проводится голосование за лучший скетч

4.

Ученики собирают суперслайд/коллаж, на котором представлено их видение/ассоциации с понятием (например, коллаж, объясняющий понятие «иммерсивная виртуальная реальность», «дополненная реальность в медицине», «видео 360 в области культуры» и др.)

5.

Участники пишут на бумаге 2 правдивых и один ложный факт о разбираемой технологии/устройстве/личности. Все меняются бумажками с соседом и отгадывают ложное. Рефлексия и разбор сложных фактов.

Учитель называет два правдивых и один ложный факт про изучаемый предмет. Ученики предполагают, какой из фактов вымышленный. Рефлексия, почему все факты кажутся правдивыми

6.

На доске изображается поле три на три клетки (можно больше). В каждой клетке пишется слово/термин/имя, связанное с темой/фактом.

Участники делятся на две команды – «крестики» и «нолики». Задача игроков – поочередно объяснять, как связано записанное слово с технологиями VRAR. При правильном ответе клетка закрашивается

 

Освоение данных технологий повлияет на развитие ряда базовых компетенций у обучающихся, владение которыми критически необходимо любому специалисту на конкурентном рынке труда.

 

Список использованных источников

  1. Информационные ресурсы

1.1.https://play.google.com/store/apps/details?id=com.grymala.aruler

1.2.https://www.ikea.com/ms/ru_RU/customer-service/about-services/planning-and-advice/index.html#programms

1.3.https://play.google.com/store/apps/details?id=ktech.sketchar

1.4.https://play.google.com/store/apps/details?id=com.lego.catalogue.global

1.5.https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ar.augment

1.6.https://play.google.com/store/apps/details?id=com.sketchfab.sketchfab

 



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт