Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » «В КАЖДОМ ЧУМЕ – ДЕТСКИЙ САД»:...

«В КАЖДОМ ЧУМЕ – ДЕТСКИЙ САД»: ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА


«В КАЖДОМ ЧУМЕ – ДЕТСКИЙ САД»: ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

 

Фомина Ольга Сергеевна,

заместитель заведующего

муниципальным бюджетным

дошкольным образовательным

учреждением «Детский сад ''Буратино''»,

г. Муравленко

 

Подход к отдельному периоду развития в детстве нельзя рассматривать узкопрогматически, как подготовку к переходу на следующий этап развития. Все обстоит как раз наоборот. Сам переход на следующий, более высокий этап развития подготавливается и определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период.

Д. Б. Элько́нин

 

Одной из основных задач реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизических и других особенностей.

Образовательная политика Ямало-Ненецкого автономного округа направлена на предоставление доступного качественного дошкольного образования всем категориям населения, в том числе и детям из числа коренных малочисленных народов Севера.

Большая территориальная разобщенность семей коренного населения, проживающих в родовых угодьях в радиусе до 60 км от города Муравленко, обуславливают проблему обеспечения равного доступа бесплатного дошкольного образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера. В целях оказания помощи семьям, ведущим кочевой и полукочевой образ жизни, в 2000 году в городе Муравленко создан интернат для детей из числа коренных малочисленных народов Севера. 

В дошкольном образовательном учреждении «Детский сад ''Буратино''» сложилась 8-летняя практика по подготовке детей 6–7 лет из числа коренных малочисленных народов Севера к обучению в школе. Важной особенностью по организации предшкольной подготовки детей стало создание современных организационно-педагогических условий (образовательная среда, содержание и формы педагогической работы), сообразных возрасту воспитанников: проведение традиционных мероприятий «Встреча с интересными людьми», «Музей в чемодане», организация экскурсий в интернат для детей из числа коренных малочисленных народов Севера, проведение праздников «Зов тундры», «Вечер подвижных игр народов Севера».

Дети из числа коренных малочисленных народов Севера посещают дошкольное учреждение один год. Как показала практика, данный период не позволяет усвоить программу дошкольного образования в полном объёме. Также следует отметить, что при поступлении в дошкольное учреждение у детей из числа коренных малочисленных народов Севера слабо сформированы основные компетентности дошкольного детства: коммуникативная, социальная, деятельностная и информационная.

По состоянию на 01 января 2019 года численность детей в возрасте от 3 до 6 лет, проживающих с родителями, ведущими кочевой (полукочевой) образ жизни, составляет 29 человек и только 2 (7 %) ребенка в 2018/19 учебном году получали образование на уровне дошкольного. Отсутствие дошкольного образования в младшем дошкольном возрасте и недостаточная предшкольная подготовка приводят к низким результатам обучения в школе. Это подтверждают и результаты мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе по методике Галины Сергеевны Ковалёвой. Дети из числа коренных малочисленных народов Севера имеют более низкий уровень готовности к обучению в школе.

Для выравнивания стартовых возможностей детей из числа коренных малочисленных народов Севера, не посещающих дошкольное учреждение, возникла идея организации предшкольной подготовки детей от 3 до 6 лет в условиях кочевья.

Для организации данной работы был разработан проект «В каждом чуме - детский сад». Это совместный продукт сотрудников дошкольного учреждения «Детский сад ''Буратино''» и интерната для детей из числа коренных малочисленных народов Севера.

Целью проекта является создание условий для организации предшкольной подготовки детей от 3 до 6 лет в условиях кочевья.

В рамках реализации проекта предусматривается проведение следующих мероприятий:

Приобретение мобильных образовательных комплектов для дошкольников «Первые шаги в математику» (3+). Наверное, возникает вопрос, почему мы выбрали этот ресурс для организации предшкольной подготовки детей от 3 до 6 лет? Ответ очень простой. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста из числа коренных малочисленных народов Севера, которые с большим интересом играют с яркими, многофункциональными пособиями, мы решили использовать данный ресурс для организации предшкольной подготовки детей от 3 до 6 лет.

Мобильный образовательный комплект предназначен для индивидуальной и групповой работы с детьми, нацелен на организацию разносторонней работы по основным направлениям развития детей: познавательное и речевое. Он позволяет получить новые и закрепить имеющие знания. Прост и удобен в использовании. Работа с ним не требует специальной подготовки. Привлекательный дизайн и разнообразные упражнения помогают создать игровую атмосферу и вовлекать детей в деятельность. Пособия расположены в удобной мобильной системе хранения, что обеспечивает оптимальную сохранность во время транспортировки. Данный комплект, помимо математических навыков, выполняет также и ряд других функций: изучение счёта, сортировка по различным параметрам, изучение геометрических форм, развитие логики, развитие познавательного интереса, слухового восприятия речи, пополнение знаний об окружающей среде.

Данные комплекты будут предложены родителям (законным представителям) для использования в повседневной жизни в условиях кочевья.

Второе направление – это взаимодействие с родителями (законными представителями) детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Для родителей в рамках работы консультационного пункта «Тундровичок» на базе интерната планируется организация коуч-сессий по использованию мобильного развивающего комплекта в условиях кочевья.

Следующее мероприятие – проведение образовательных сессий для детей от 3 до 6 лет по формированию ключевых компетентностей дошкольного детства в условиях группы кратковременного пребывания на базе дошкольного учреждения.

Прохождение производственной практики студентами «Муравленковского многопрофильного колледжа» из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях кочевья. И привлечение педагогов коренной национальности, тьюторов (старшие братья и сестры) для организации предшкольной подготовки детей в условиях кочевья в каникулярное время.

Проект представляет собой систему взаимодействия четырёх целевых групп: дошкольников, педагогов, родителей (законных представителей), волонтеров и тьюторов. 

Система оценивания эффективности реализации цели и задач проекта включает в себя сравнительные безоценочные данные; анализ результатов деятельности; определение критериев эффективности реализации проекта. Методами оценки результатов реализации проекта выступят наблюдения, анкетирования, беседы, мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе по методике Г. С. Ковалевой.

Однако есть опасения, что при реализации проекта могут возникнуть определенные риски:

  • Неэффективное использование мобильных развивающих комплексов. Пути преодоления – проведение обучающего семинара для родителей (законных представителей) по использованию мобильных развивающих комплексов в условиях кочевья, показать простоту в использовании.
  • Формальный подход студентов-волонтёров, педагогов коренной национальности, тьюторов (старшие братья и сестры) в проведении работы по предшкольной подготовке детей в условиях кочевья в каникулярное время. Пути преодоления – проведение мастер-класса по использованию разнообразных упражнений, созданию игровой атмосферы для вовлечения детей в деятельность.

Мы считаем, что успешная реализация проекта «В каждом чуме – детский сад» позволит:

  • организовать предшкольную подготовку детей от 3 до 6 лет в условиях кочевья, используя мобильные развивающие комплексы;
  • организовать сетевое взаимодействие через привлечение волонтёров из числа студентов Муравленковского многопрофильного колледжа, педагогов коренной национальности, тьюторов;
  • уменьшить количество воспитанников из числа КМНС, имеющих низкий уровень готовности первоклассников к обучению в школе;
  • восполнить дефицит раннего развития детей от 3 до 6 лет в группе кратковременного пребывания для детей на базе пришкольного интерната;
  • повысить компетентность родителей (законных представителей) из числа коренным малочисленных народов Севера в вопросах развития и образования детей;
  • увеличить процент охвата детей младшего дошкольного возраста из числа КМНС дошкольным образованием.

 

Список использованных источников

1. Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

2. Научная и учебно-методическая литература

2.1. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды (Текст). М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

3. Информационные ресурсы:

3.1. https://docviewer.yandex.ru



Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт