Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 17. Влияние православной веры ...

17. Влияние православной веры на нравственное воспитание детей в семье


Чуракова Галина Гусейновна, Индивидуальный предприниматель

Тема "Влияние православной веры на нравственное воспитание детей в семье"

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………........................3

1. Семья как основа православного воспитания детей …………………..........................5

2. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры…........8

3.  Средства духовно-нравственного воспитания детей в православной семье………11

Заключение ……………………………………………………………………….......................13

Список литературы …………………………………………………………….........................14

 

Введение

Актуальность темы данного доклада обусловлена тем, что институт семьи в настоящее время переживает глубокий кризис, а проблемы современной семьи выходят на первый план и относятся в нашей стране к числу наиболее важных и актуальных.

В конце ХХ века в России в результате резкой смены модели общественной жизни, произошло изменение социально-психологического статуса семьи,деформация, неопределенность и частичная утрата семейных ценностей. Семья как социальный институт претерпела большие изменения, приведшие к снижению рождаемости, росту разводов, увеличению количества неполных семей, так называемых гражданских браков, широкому распространению внебрачных отношений и внебрачных рождений детей. Между тем именно семья имеет возможность оказывать глубокоевлияние на весь комплекс физической и духовной жизни детей. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, превышает все другие воспитательные воздействия. От того, какие традиции сформированы в семье, какое место она занимает в жизни ребенка, зависит вся его дальнейшая жизнь. При этом одним из наиболее важных факторов, оказывающих положительное влияние на взаимоотношения родителей и детей, являются духовно-нравственные ценности родителей, в частности, их религиозность и приверженность православным культурным традициям. В нашей стране на протяжении многих веков именно православная церковь и русская православная культура являлись основой формирования семьи. В настоящее время в современной России православная церковь остается одним из основных источников нравственности и подлинной духовности, социальным институтом с тысячелетней историей и пользующейся наибольшим доверием населения.

Нам видится противоречие в том, что в последние годы значительно возрос интерес к проблеме духовно-нравственных ценностей, однако большинство исследований по воспитанию детей продолжает вестись без учета влияния православной веры на нравственное воспитание детей в семье, что и определило актуальность данной проблемы и ее исследование в докладе.

Цель исследования состоит в раскрытии роли и влияния православной веры на нравственное воспитание детей в семье.

Для раскрытия цели доклада были поставлены и решены следующие задачи:

1. Рассмотреть семью как основу православного воспитания детей.

2. Раскрыть основы и особенности духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры.

3. Проанализировать средства духовно-нравственного воспитания детей в православной семье.

Гипотезы исследования: считаем, что если в современной российской семье будут сформированы ценности православного воспитания,такие как:вера в духовное совершенствованиеличности;воспитание трудолюбия, любви, доброты исострадания;соблюдение православных праздников,в такой семье будут формироваться традицииправославной культуры, а также будет осуществлятьсядуховно-нравственное воспитание детей.

1. Семья как основа православного воспитания детей

Семья для каждого человека является наиболее близкой и значимой средой, одной из наиболее жизненно важных ценностей. Именно семья представляет собой основу духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка, а взаимоотношения, сформированные в семье, реализуются в общественных отношениях, в поведении человека как гражданина своей страны.  Как справедливо указывает Е.В. Щеголева,именно с семьи для ребенка начинается Родинаи  наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «родная земля», «родной язык», «малая Родина» [6; с.28].

Институт семьи в современных условиях находится в кризисном состоянии. Нравственные представления о семье, как о духовном единстве мужчины и женщины, вытеснены из современной жизни. Материальное богатство, реализация карьерного успеха заменили в современной семье традиционные отношения, построенные на уважении, жертвенной любви, нравственной добродетели.  Напротив, пропагандируется культ потребления, наслаждения и порока. Духовная пустота отталкивает детей в подростковом возрасте от родительского дома, с каждым годом растет число подростковых суицидов, увеличивается подростковая преступность, пристрастия детей к алкоголю и наркотикам. Присутствуют значительные проблемы детей и детства.

По мнению А.С. Курбатова, разрушение семейных традиций привело к тому, что у многих молодых людей не сформированы представления о добре и зле, пороке и добродетели, присутствует духовно-нравственная неразвитость при отсутствии потребности реализации чувств отцовства и материнства [4, с. 21]. Более того, в современных условиях многие внутрисемейные противоречия, являясь следствием изменения жизненных условий и деградации духовно-нравственных идеалов общества, имеют психологические причины и представляют собой достаточно сложнуюсоциально-психологическую ситуацию в целом в семейной сфере. Такая ситуация для России, с ее многовековой культурой и православными традициями, является противоестественной и гибельной. Для преодоления дегуманизации российского общества требуется восстановление жизнеспособности созидающей православной семьи.При этом возрождение института православной семьи в современных российских условиях возможно только на основе религиозных традиций православной культуры посредством укрепления семьи, ее традиционных культурно-исторических ценностей.

Семья является первой ступенью в жизни ребенка, направляет его сознание, волю и чувства. При участии родителей ребенок познает первый жизненный опыт, получает знания об окружающем, умения и навыки. От того, какие традиции сформированы в семье, какое место она занимает в жизни ребенка, зависит вся его дальнейшая жизнь.

В нашей стране на протяжении многих веков именно русская православная культура являлась основой формирования семьи, способствовала воспитанию поколений сильных духом людей, преодолевающих трудности и невзгоды. Основой супружества всегда были религиозные морально-нравственные представления, утвердившие семью фундаментальным общественным институтом. Как пишет Протоирей Глеб Каледа, библейское содержание образа брачных отношений выделяло в них как основополагающую роль исполнение супругами их высшего личностного предназначения: муж и жена после бракосочетания представляли собой единую духовную плоть, неразрывную внешними обстоятельствами и имевшую свое продолжение в детях [3, с. 115]. Высшим предназначением женщины с утверждением христианского понимания брака стало рождение и воспитание детей, а предназначением мужчины – забота о жене и детях.

В православной религиозной семье наиболее важное место отведено самой семье, с уважительными отношениями, как между родителями, так и между родителями и детьми. Православная семья содержит в себе все человеческие ценности. Воспитание детей в такой семье настраивает на духовное видение, а православный семейный уклад учит детей держать ответ за свои поступки, формирует чувство ответственностии чувство долга. Именно тогда семья становится крепостью, защищая всех ее членов, даря радость любви и общения, возможность личностного раскрытия. Православие формирует у членов семьи уверенность, что семья будет всегда рядом, чтобы в жизни не произошло. Каждый из членов семьи найдет поддержку и в счастье, и в горе. Никто не может заменить родных людей, детей и родителей. Православная семья учит детей любить людей и верить в добро, недержать обиду на окружающих, а принимать сложную ситуацию как испытание и преодолевать ее. Духовно питать детей может только семья, духовно целостная и здоровая.

Создать и сохранить духовно-нравственную здоровую семью – это значит сохранить Родину и наше будущее – детей. В этом видится высокое предназначение совместной деятельности Православной Церкви, государства и общества.

Сегодня главное – найти средства и возможности возрождения духовно-нравственного величия нашей Родины. И они есть, они завещаны нам всей культурой, всей историей Руси. Их действенная помощь – в сохранении традиций православного уклада российской семьи. И каждый из нас может внести посильную лепту в дело возрождения благородства нашего народа, нашего общества. Для этого нам необходимо восхождение к православному самосознанию, когда верность Родине начинается с верности мужу, жене. Забота об Отечестве обретается в заботе о собственных детях, внуках, так как весь великий опыт восхождения человека к духовным вершинам сохранен в традициях православного семейного уклада.

2. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры

В современной России, чтобы быть образованным, культурным человеком, необходимо владеть знаниями об основахроссийской культуры, сформированной на православных традициях и включающих в себя многовековой исторический опыт культурной, духовной и религиозной жизни государства.

Основными целями духовно-нравственного семейного воспитания является формирование и сохранение духовно-нравственного здоровья детей и приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Для того, чтобы эти цели были достигнуты, по мнению Т.С. Георгиевой, необходимо выполнять следующие задачи [1, с.87]:

- учить детей избегать зла, зависти, довольствоваться тем, что имеешь. Уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;

- формировать интерес к изучению Православия, открывать им путь к духовному совершенствованию и познанию православной культуры;

- формировать навыки подготовки и празднования совместно с родителями православных календарных праздников;

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности.

Общая задача духовно-нравственного религиозного воспитания детей в семье состоит в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Это духовное созревание не может быть регулировано извне, оно определяется свободным устремлением души к Богу, к Вечности. Этой главной задаче духовно-нравственного воспитания должны быть подчинены все остальные.

Как указывают А.Я. Данилюк с соавторами, главным результатом духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры должно стать усвоение ребенком вечных православных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление его к добру и неприятию зла [2, с. 14].В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическомуразвитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

Православные ценности – это, прежде всего, качества человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к Отечеству, любовь к ближнему во всех ее проявлениях.

В православии велико значение учения о добродетелях, характеризующих духовно-нравственные качества личности. Само понятие «добродетели» указывает на деятельную форму усвоения добра(«добродеять» - делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Главные православные добродетели – вера, надежда, любовь, а также милосердие, великодушие, терпение, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.

Семейное воспитание детей на основе православных ценностей способствует формированию у них целостного исторического сознания, более полного осмысления исторических событий, религиозных духовно-нравственных мотивов патриотизма. Православное воспитание учит детей любви к Родине, формирует способность и готовность защищать свою страну, и, если будет необходимо, отдать за нее жизнь. Такой пример нам показывает вся история России, ее герои, святые, князи, цари и простой народ, в тяжелых условиях прошедшие через испытания, но отстоявшие как государство, так и православную веру, русскую культуру и традиции.

Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке, учащий детей подражать людям с героической судьбой и причисленным после смерти к лику святых.

К лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических ситуациях остаться верными Христу. К числу таких святых относится и Князь Александр Невский, оказавший значительное влияние на судьбу России.

Александр Невский княжил на Руси в тяжелейший переломный период татаро-монгольского ига, когда само существование Руси как государства находилось под угрозой. Именно усилиями Александра Невского наша страна сохранила свою этническую самостоятельность, православие и культурные традиции. Деятельность Александра Невского не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед.

Православной церковью Александр Невский был канонизирован как благоверный князь. Протоирей Иоанн Мейендорфуказывает, что, как и любой православный святой, благоверный князь  вовсе не был идеальным безгрешным человеком, однако он был правителем, руководствовавшимся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью [5, с.69].

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание детей на таких примерах, как святой и благоверный великий князь Александр Невский будет способствовать формированию у детей патриотических чувств и духовно-нравственных позиций.

3.  Средства духовно-нравственного воспитания детей в православной семье

Семейное духовно-нравственное воспитание детей возможно исключительно при условии формирования в самой семье духовности и нравственности на принципах религиозности и православия. Каждый ребенок в самого раннего детства должен знакомиться с православными традициями и обычаями.

Православие начинается с таинства крещения. Совместные семейные посещения церкви, участие детей в семейных молитвах, исповеди, причастия должны быть неотъемлемой частью жизни детей, так как являются связью между разными поколениями и, в тоже время, средством духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное семейное воспитание должно быть каждодневным трудом, как для родителей, так и для самих детей. Дети должны расти в хорошей, спокойной, счастливой среде. Родители обязаны любить своих детей такими какие они есть и стараться прививать им духовные и нравственные начала, давать религиозные православные знания, учить следовать традициям и церковным ежегодным праздникам.

Духовно-нравственное семейное воспитание должно формировать и укоренять в детях живую веру в Бога, навык «хождения перед Ним», внимание и заботу о том, чтобы не оскорбить Бога своими грехами. Именно страх Божий, по мнению Протоирея Глеба Каледы, способен возбудить в сердце ребенка возвышенные чувства, обуздать порывы его своеволия, привести в порядок желания и наклонности [3, с. 136]. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твердым и великодушным.

К основным средствам духовно-нравственного воспитания детей в православной семье относится соблюдение религиозных православных традиций, которыми должны быть наполнены как воспитание и образование, так и семейный досуг.

Во-первых, чтение детских книг с духовным содержанием. Среди таких книг особое место отведено детской «Библии». Изучая такую литературу, слушая текст и рассматривая иллюстрации, ребенок узнает правила веры и запоминает основные события святого писания.  Полезны для детей также чтения, описывающие житие русских православных святых, таких как, например, Александр Невский, Андрей Первозванный, Дмитрий Донской, княжна Ольга, Сергий Радонежскийи многих других. Совместные чтенияукрепляют детско-родительские отношения, позволяют создавать доверительную атмосферу между родителями и детьми.

Во-вторых, семейные празднования православных праздников. Отмечать такие праздники следует в соответствии с религиозными православными традициями: соблюдение поста, исповедь накануне праздника, посещения праздничной службы всей семьей, принятие Таинства Святого Причастия. Подготовкой к празднованию также может стать изучение детьми совместно с родителями стихов и песен, выступления на импровизированных домашних концертах в кругу самых близких людей.

Детям необходимо объяснять отличия внешних и внутренних атрибутов религиозных православных праздников. Так, например, в праздник Светлой Пасхи выпечка куличей и крашение яиц – внешний атрибут. Внутренними атрибутами, наиболее важными, являются исповедь, посещение праздничной службы, принятие Таинства Святого Причастия.

В-третьих, паломнический туризм –посещение святых мест с целью поклонения святыням и духовного просвещения. Семейные поездки по святым местам обогащают внутренний мир ребенка, укрепляют любовь к Отечеству, пополняют знания по истории, расширяют кругозор, ориентируют его даже вдали от дома и родителей на посещение храмов и церквей.

Выделим основные православные традиции, которые следует укоренять в каждой семье:крещение;посещение храмов;оказание почтения церковным праздникам;совместная трапеза;почитание взрослых;уход за маленькими и больными;обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Выделим также несколько требований, которые следует учитывать в духовно-нравственном воспитании детей. Воспитание должно быть:полным, нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела; гармоничным и согласованным с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре;соотнесенным с личностными способностями ребенка, уровнем его умственного и нравственного развития;непрерывным и постоянным;постепенным и основательным;строгим.

Заключение

Таким образом, православное семейное воспитание – это целенаправленная система воспитания ребенка для успешного развития духовно-нравственных качеств личности при теоретическом руководстве Библии, святоотеческого наследия и современной богословской мысли, при правильном соблюдении возложенных обязанностей, нашедших свое отражение в укладе семьи. Именно в семье происходит самопознание и удовлетворение потребности ребенка в любви, заботе, ласке, уважении и общении. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, формирует ответственность личности перед близкими и обществом.

Знания о позитивной роли семьи в становлении и развитии личности и общества являются чрезвычайно актуальными, так как способствуют пониманию закономерностей развития отношений между людьми, формируют активную гражданскую позицию, осознание себя гражданином, ответственным за все, что происходит вокруг.

Список литературы

1.Георгиева, Т.С. Культура России и русское православие. Очерки [Текст] /Т.С. Георгиева. – М.:  Издательство:Крафт+, 2019. – 496 с.

2.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:[Текст]: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.

3.Каледа, Г. Домашняя Церковь [Текст] / протоирей Глеб Каледа. – М.: Издательство Зачатьевского монастыря, 2013 – 280 с.

4.Курбатова, А.С. Православная педагогика о браке, семье и семейном воспитании[Текст] / А.С. Курбатова. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – 26с.

5. Мейендорф, И.  Брак в православии[Текст] /Протоирей Иоанн Мейендорф. – М: Издательство Христианская жизнь, 2004. – 93с.

6.Щеголева, Е.В. Православные брак и семья[Текст] /  Е.В. Щеголева. М.: Олма-Пресс, 2013. – 192с.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт