Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Внедрение робототехники в обр...

Внедрение робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков


Рассохацкая Л. Н., Чугай Г.Ф, Абакарова Н.З., Яхина Ф.Р.,

МБДОУ Детский сад №12 «Золотой ключик», г. Салехард

 

«Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать  свои постройки, конструкции проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку  и творчество»

Д. А. Каширин, А. А. Каширина

 

Специфичность северного  положения ЯНАО диктует перед обществом новые задачи, которые направлены на реализацию крупнейших и важнейших стратегических проектов – это освоение месторождений полуострова Ямал, строительство завода по сжиганию попутного газа (СПГ), строительство новой трубопроводной системы, железнодорожных и автомобильных магистралей, модернизации агропромышленного комплекса и т.д.

В настоящее время России необходимы такие специалисты как  инженеры, конструкторы, технологи машино- и ракетостроения. Следовательно, перед обществом стоит задача номер один - растить высококвалифицированные кадры. Если с раннего детства и со школьного периода правильно стимулировать стремление ребёнка к познанию, то когда он вырастет, это перейдёт в умение  и желание хорошо учиться и воспринимать все новое познавательное с детским энтузиазмом. У таких детей, как уже доказано учеными, потребность к творчеству постоянно растет, и они испытывают радость от достижения поставленной цели, и желания побеждать.

Лучшая школа интеллектуальной подготовки и развития познавательной активности, социально-личностных качеств старших дошкольников – игра. Непосредственно в играх происходит глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений. Через игру дети учатся принимать и применять все новое, что появляется в их жизни. Современный курс робототехники – «точка роста» информатизации образования, так как он нацелен на подготовку детей к жизни в информационном обществе. Задача инновационного развития экономики требует опережающего развития образовательной среды, в том числе развития  детского технического творчества. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Золотой ключик» общеразвивающего вида» (далее – МБДОУ) в 2016 году участвовал в отборе  образовательных практик. Предложенный материал «Образовательный конструктор – мотиватор ребенка к познанию» был размещен на сайте «Образовательные бренды Ямала». Все это итог работы по проекту «Реализация преемственности на дошкольной и начальной ступенях образования через деятельность по LEGO - конструированию», который получил финансовую поддержку за счет окружной долгосрочной программы «Развитие системы образования ЯНАО на 2012 – 2015 годы» в 2013 году.

Промежуточные итоги реализации проекта позволяют сделать положительный вывод: выпускники нашего сада продолжают заниматься образовательной робототехникой в школах  и в центрах дополнительного образования  нашего города.

В ходе работы проекта были реализованы все поставленные задачи, направленные на обеспечение целенаправленного применения  LEGO- конструктов в   образовательном процессе детского сада, в результате чего был:

- повышен образовательный уровень педагогов за счет обучению  LEGO-технологии на курсах повышения квалификации;

- привит интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми;

- разработаны механизмы внедрения LEGO-конструирования, как дополнительной платной услуги «LОGO – LEGO», «Образовательная робототехника»;

- определены новые задачи и их решение, которые  направлены на принципиальное обновление образовательной системы, что вызвало повышенный интерес у многих  дошкольных образовательных организаций города. 

На данном этапе реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO-WеDо, образовательный робототехнический модуль «Технолаб».

Свою работу по применению робототехники мы проводим в свободной деятельности. Также нами были приобретены наборы  робототехнических модулей «Технолаб» – предварительный уровень. С помощью данного модуля подрастающие инженеры могут освоить основы проектирования различных механизмов в наглядной и игровой форме. Наличие графических раздаточных материалов позволяет педагогу разнообразить учебный процесс, например, уроками по изобразительному искусству, а с помощью наглядных инструкций упрощается процесс подготовки увлекательных занятий.

Далее возникла идея организации системы дополнительных занятий для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет. В результате в 2018 году  был создан кружок  по дополнительному образованию «Образовательная робототехника». Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 6-7 лет.

  Направленность дополнительной образовательной программы «Образовательная робототехника», не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Программа помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе менее болезненным и более эффективным.

Актуальность LEGO-технологии и робототехники  значима в свете внедрения   ФГОС, так как

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

- позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

Команда детского сада неоднократно участвовала в городском и региональном отборочном этапе Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРенок» и становилась победителями. К подготовке детей к соревнованиям педагоги приобщают и родителей участников.

Роль родителей в развитии конструктивных способностей детей дошкольного возраста является немаловажной. В детском саду проводятся тематические выставки по LEGO-конструированию, в рамках которых дети совместно с родителями создают проекты на заданную тему (например, «Мост дружбы», «Мы – пилоты», «МТС», «Роботы – помощники в доме», «День оленевода»).

Также для родителей проводились открытые образовательные ситуации, на которых они видят, как ведется образовательная деятельность с применением конструкторов LEGO,  помогали детям в создании моделей. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность в МБДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей.

Следуя принципу системности, последовательности и преемственности инженерное образование целесообразно начинать в дошкольном возрасте.

Робототехника в игровой форме поможет сформировать и развить не только логику, но и пространственное мышление, что является основой для большой части инженерно – технических специальностей.

 

Список использованных источников:

1.Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Волкова, С. И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
  2. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. – М.: Изд. полиграфцентр «Маска», 2013.
  3. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010.
  4. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  1. Информационные ресурсы
    1. http://ds12.edushd.ru/obrazovatelnyj-konstruktor-motivator-rebenka-k-poz/
    2. http://www.praktiki.yamaledu.org/2016/municipalnye-praktiki-2016/obrazovatelnyy-konstruktor-motivator-rebenka-k-poznaniyu/
    3. http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9968:-lr&catid=1:2011-12-28-15-43-07


Информация © 2011–2022
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2022
Интернет-компания СофтАрт