Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Добровольчество как фактор вос...

Добровольчество как фактор воспитания социальной толерантности


Кусмаева Гузель Ильдусовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества, педагог дополнительного образования
г. Новый Уренгой

Половина тайны обхождения с людьми

заключена в умении быть внимательным

к их убеждениям; вторая половина –  терпимость

 в своих собственных убеждениях.

Даниэль Фромэн

 

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой  культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе.

В настоящее время педагоги должны сформировать следующие навыки у обучающихся: общения с детьми различных этногрупп; обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде; оказания помощи в адаптации таким детям; прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском коллективе и оказания превентивной помощи; обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со стороны и сверстников и взрослых.

Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков обучающимся могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной работы по данному направлению. Попытаемся определить такую совокупность, кратко охарактеризовав основные идеи, заложенные в ней.

Педагог призван сформировать у детей представления о культуре мира, многовариантности человеческого бытия; навыки национальной самоидентификации, а также навыки позитивного взаимодействия с представителями других наций. На основе познания различных этнокультурных обычаев, традиций, обрядов развиваются толерантные отношения. Необходимо помочь обучающимся разных национальностей понять, что культура каждого народа является национальным «кодом». Раскрыв его, мы поможем им понять народ, рядом живущий, и воспитать в них терпимость, уважение по отношению друг к другу.

Текущее десятилетие объявлено ООН Международным десятилетием коренных народов мира. К ним относится и народы Севера. Но обращение к их проблемам актуально и с практической и с теоретической точек зрения. Такой анализ необходим для поиска путей разрешения проблем развития народов Севера, уходящих корнями в прошлое. Они испытывали на себе «социалистические» эксперименты, промышленное освоение, разрушившие природную среду и привычный уклад жизни. В результате сложилась ситуация, когда противоречивое воздействие индустриальной цивилизации на культуру народов Севера может усугубить их маргинальность. По существу, столкнулись два мировоззрения: мировоззрение коренных северян, которое можно выразить словами: «человек – часть природы», и мировоззрение пришлого населения, выражающееся в словах «человек – царь природы». При этом торжествовало чувство превосходства пришельцев, при полном неумении понять и оценить встреченную культуру. А, не зная друг друга, невозможно прийти и к взаимному уважению, толерантности

Одним из важнейших факторов воспитания толерантности, как свидетельствует современный международный опыт, выступает добровольческая деятельность. Мы рассматриваем ее как форму социального служения, осуществляемого по свободному волеизъявлению обучающихся, направленного на бескорыстное оказание социальных услуг людям, их поддержку, защиту, личностное развитие.

Следует отметить что, добровольческая помощь в различных видах издавна была существенной характеристикой различной национальной культуры наряду с традицией соучастия и сопереживания судьбе ближнего. Достаточно вспомнить распространенные  в русских деревнях «помочи» - когда вся община помогала справиться с непосильными для одной семьи проблемами и трудностями. Чаще всего собирались на постройку дома, полевые работы, строительство плотин и т.п. Семья заранее объявляла о «помочах», готовила угощение и все, что требуется для большой работы. Пословица «дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» отражает социальное значение таких обычаев, базирующихся на проверенных опытом принципах милосердия, благотворительности, гуманизма.

Такие же своего рода обряды, народные традиции взаимопомощи можно встретить и в истории культуры и быта других народностей. Следовательно, добровольческая деятельность существовала на земле издавна. Сейчас она приобрела более новую совершенную форму бытия.

В условиях МБОУ ДО Дома детского творчества обучающиеся детского объединения волонтерской направленности «Следуй за мной» принимают активное участие в следующих социально-значимых акциях «Толерантность и мы», «Добрые сердца», «Дорогами добра», «Вежливый пешеход», «Моя жизнь – мои правила».

Ребята с удовольствием проводят опросы случайных прохожих города. В ходе последнего опроса, посвященного Международному Дню толерантности, участники, рассматривая конкретные виды толерантности, выделили следующие: возрастная, профессиональная, межличностная, расовая, этническая, социально-групповая, конфессиональная.

До сих пор речь шла о толерантности в отношениях волонтеров и тех, кому они добровольно оказывают разнообразную помощь. Как правило, обучающиеся, бескорыстно представляющие свое время и силы на благо другого человека, изначально ориентированы на работу с другими людьми. А каково состояние толерантности в отношениях волонтеров друг с другом в их среде? Учитывая, что многие виды работ нам приходится выполнять в группах, коллективно. И в среде добровольцев далеко не все и не всегда могут понравиться друг другу с «первого взгляда».Поэтому небезынтересны на мой взгляд ответы на вопрос: «вам поручили выполнять работу с человеком, к которому вы испытываете неприязнь. Как вы себя поведете?». Большинство ребят выбрали вариант: «ограничусь только деловым общением». Т.е. обучающиеся готовы пойти на компромисс в интересах дела, работа не должна страдать из-за личных качеств и отношений и должна быть выполнена. 

Большинство волонтёров, подразумевает под толерантностью, прежде всего, уважение к любому человеку. Понимание его «инаковости», и одновременно, умения вести равный диалог, добиваться консенсуса при выполнении порученного дела добровольческая деятельность это универсальная форма социального служения, нацеленного на позитивные изменения в социальной сфере общества путем благотворительной деятельности, которую следует поддерживать и в нашей стране, совершенствуя ее с учетом конкретных исторических условий. Принципы и мотивы волонтерства, сама добровольческая социальная работа, как подтвердило исследование, способствуют формированию у молодого человека не только навыков, необходимых для профессионального роста, но и таких важных качеств, как трудолюбие, милосердие, доброжелательность, гуманное, толерантное отношение к людям.

Основная технология, используемая мною в работе по воспитанию толерантности – это технология группового тренинга.

Методы и приемы активизации учащихся в диалоговом общении направлены на развитие у них как интеллектуальных, так и специальных способностей. Тренинги межличностного общения, беседы, круглые столы, деловые игры так же можно рассматривать как творческий процесс, ведь, чем больше вариантов коммуникаций, восприятия обучающиеся найдут для себя, тем легче им будет пользоваться этим опытом в самых разнообразных видах добровольческой деятельности.

Формирование толерантного мировоззрения у обучающихся конечно, процесс длительный, сложный, он должен начинаться в раннем детстве и продолжаться всю жизнь. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, но решающим среди них является образование, особенно использование образовательных технологий.

Каждая образовательная область вносит вклад в формирование человека, так и добровольческая деятельность является особенным рычагом воздействия на личность, как межнациональный язык и как эмоциональный личностный вид деятельности.

Список использованной литературы

1.     Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 5. - С. 69-73.

2.     Аверзаев И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи// Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С. 64-66.

3.     Добровольческий труд: сущность, функции, специфика//Социологические исследования.-2011. - № 5.

4.     Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 2008.

5.     Шереги Ф.Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи// Мониторинг общественного мнения. - 2010. - № 2. - С. 22-42.

6.     Хайруллин Р.З. Формирование культуры межнационального общения и толерантности в молодежной среде//Мир психологии. - 2009. - № 3. - С. 85-93.

  • harmony 04 ноября 2015 г.
    Действительно, очень важно уметь объединить людей разных национальностей под одним "флагом" нравственности, чтобы избежать ксенофибии. И так здорово, что Ваша деятельность связана с практической направленностью, а не простыми рассуждениями о том, что добро не имеет национальности.
    Действительно, очень важно уметь объединить людей разных национальностей под одним "флагом" нравственности, чтобы избежать ксенофибии. И так здорово, что Ваша деятельность связана с практической направленностью, а не простыми рассуждениями о том, что добро не имеет национальности.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт