Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи


Канбулатова Зухра
МБОУ «СШ № 7»
г. Новый Уренгой
Пламадяла Яна
МБОУ «СШ № 7»
г. Новый Уренгой

Воспитывая детей, нынешние родители

воспитывают будущую историю нашей страны,

а значит, и историю мира.

А.С. Макаренко

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что родители и учителя заложат в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Сейчас родителям трудно контактировать со своими детьми. Каждый раз, когда они хотят с нами поговорить, мы отталкиваем их и пытаемся уйти от разговора или от каких-либо вопросов.  Ни для кого не секрет, что родители хотят своим детям добра.  Они хотят воспитать в своём чаде только хорошие качества. Но не все родители, а только единицы хотят быть для своих детей не только воспитателями, но ещё и  друзьями, с которыми можно было бы поделиться  самым сокровенным. А ведь это  так важно и значимо.

Духовность, заложенная в душу ребёнка в детстве, помогает человеку преодолевать рамки материальной заданности, устремляться к соприкосновению с сакральной реальностью, погружаться  в глубины понимания, испытывать высоту вдохновения, ощущать  свою безмерность в пространстве и бесконечность во времени.

Поэтому взрослые должны с самого раннего возраста прививать своим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.

Нравственность – это то, как человек живёт и действует. Духовность и нравственность существуют в неразрывном, целостном единстве. Духовно-нравственное воспитание включает в себя множество аспектов. Создание системы ценностей – это одновременно и основа, и цель воспитательного процесса.

Наша цивилизация – это христианская цивилизация. Те ценности, которые мы сегодня разделяем – так называемые общечеловеческие ценности – это в действительности христианские ценности. Мы должны не забывать, насколько они важны нам, особенно сейчас. Рядом с нами живёт много подростков, отрицающих существование Бога. Им кажется, что они разумнее  верующих людей. Полагаясь только на себя и родных людей, они не просят помощи у Божьей силы. А есть те, кто не может дать доказательств тому, что Бог есть, но и не может отрицать того, что его нет. Каждый имеет свою точку зрения, и это тоже неплохо.  Несомненно одно: вера в Бога всегда помогала людям жить праведной жизнью, быть более добрыми, милосердными по отношению к тем, кто рядом.

Решающее влияние на нравственный облик ребёнка оказывают здоровая нравственная атмосфера в семье, нравственный облик окружающих людей. Если все именно так, то добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а задатки дурных наклонностей, приобретенные, может быть, прежде, немного изгладятся.

Детям нужно давать читать духовные книги. Ведь главное не то, какие мы есть, когда читаем эту книгу, а то, какие мы становимся, когда закрываем её. Мы видим мир не таким, как он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля. И каждый видит его по-иному, по-своему, часто ставя центром своего мира вещи ничтожные и вовсе не давая места тому, что единственно важно.

Душа наша – вещь мудреная. В хорошем она состоянии или в худом, это свидетельствует о мире  или смятении в ней. Когда душа больна, ей нужно помочь выздороветь. Что же может ей помочь? На наш взгляд, в качестве лекарств могут подойти  художественно–эстетические средства: литература, изобразительное искусство и классическая музыка. Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Поэтому важно как можно раньше приобщить ребёнка к литературе как к ценности русского народа.

Классическая музыка является  также очень важным средством формирования духовного мира ребёнка. Она развивает чувства и творческие способности, отражает во всей полноте переживания, помогает более тонко понимать окружающий мир, будит в человеке высокие чувства. Ведь как приятно напевать любимую мелодию и радоваться каждому звуку, погружаться в мир прекрасного, открывать фантастический мир и путешествовать по каждой нотке.

Таким образом, ребёнок знакомится с окружающим миром с помощью разнообразных средств и способов. Все они становятся источником духовно-нравственного воспитания личности ребенка.

Размышляя по данной проблеме, мы пришли к выводу, что каждому родителю необходимо сделать несколько очень важных шагов по пути формирования его ребёнка как высоко духовного и нравственного человека, а именно:

– обобщить и уточнить представления ребёнка о единении человечества, помочь ребёнку почувствовать необходимость в присутствии других людей рядом и понять ценность этого присутствия;

– уточнить и обобщить представления ребёнка о человеке как о духовно-нравственной личности, помочь обрести стремление к духовному самосовершенствованию;

– познакомить ребёнка с высоконравственной жизнью, воспитывать уважение к выдающейся личности;

– расположить ребёнка к доверительному диалогу о нормах и правилах в его жизни, развивать нравственные и моральные чувства;

– развивать у ребёнка умение анализировать положительные и отрицательные качества личности человека на примерах реальной жизни.

Нам кажется, что наряду с этим ребёнок должен знать несколько важных для него терминов.

1.                 Патриотизм – любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

2.                 Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

3.                 Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

4.                 Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

5.                 Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

6.                 Человечество – мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка.

А оно, в свою очередь, является ключевым фактором развития самой страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Но мы не должны все задачи по воспитанию  взваливать только на плечи наших родителей, им так сложно сегодня, и мы это прекрасно понимаем. Безусловно, они могут направить нас, но основная ответственность лежит только на нас самих. Ребёнок должен понимать, что в будущем рядом не будет его любимых родителей. Придётся самому принимать важные решения, справляться со всеми вызовами, которые поставит перед ним жизнь,  решать проблемы.

Сегодня в борьбе за лучшие условия жизни многие люди просто забывают о главной её ценности, о том, что собственно делает человека человеком.

Важно, чтобы родители помнили, что дети не их собственность, а дети – что родители им ничего не должны. Самое главное – это любовь, доверие, взаимопонимание и терпение. Родители на примере своей любви должны научить ребёнка любить. Взрослые должны понимать своих детей, доверять им,  почаще ставить себя на их место, ведь они тоже были когда-то детьми. Дети не «сверхчеловеки», они чего-то могут достичь, чего-то нет, и нельзя требовать от них слишком много, иначе и они потом будут так относиться  к своим чадам. Также недопустима ложь, как с той, так и с другой стороны. Со стороны родителей недопустимо давать невыполнимые обещания,  не нужно пытаться реализовать через детей свои несбывшиеся мечты. Нужно  на самом деле интересоваться жизнью ребёнка. Причём, не только учёбой, но и вопросами душевными (дружбой, любовью, переживаниями). Нужно объяснять ребёнку, что всё можно решить словами,  нужно чаще разговаривать с детьми, и ни в коем случае  нельзя забывать, что мы, их дети, все личности и имеем собственное мнение.

Конфликты могут случаться в любой семье, необходимо стремиться к их решению и поиску компромисса.

Всегда меньше возникает конфликтов там, где здоровая нравственная атмосфера в семье, правильно организованная жизнь школы, нравственный облик окружающих людей.

В каждом человеке есть та или иная склонность, которой определяются возвышенные или плотские устремления, благородные или низкие поступки. Проявляться сами по себе могут  инстинкты, низшие стремления природы в человеке, а дух (высшие стремления) – благодаря сознательно-волевым усилиям самого человека.

Православие несёт в себе всеобъемлющий идеал переустройства, как внутреннего человека, так и всего мира. Действительно, очень важно мировоззренческое ценностное основание, на котором человек строит свой духовный дом, своё представление о мире, строит своё историко-культурное пространство. Вообще, религия – важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества, так как на протяжении всей его истории религиозные движения оказывали влияния на общество, культуру и человеческую цивилизацию в целом.

К сожалению, у большинства современных людей отсутствует представление о религии. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Таким образом, можно сказать, что без духовно-нравственного стержня нельзя воспитать по-настоящему сильную личность. Как известно, резкое снижение нравственности и христианской религиозности приводит всё больше людей к разочарованию в жизни, потери её смысла и тяжелым расстройствам психики. 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт