Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Духовно-нравственное воспитани...

Духовно-нравственное воспитание через этнокультурный подход


Бакинова Саглар Леонидовна
МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
г. село Салемал

Современный мир – мир научно-технического прогресса, социальных изменений, мир разнообразия взаимоотношений между людьми. Все это заставляет говорить о повышенных требований и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. Нравственное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Решающую роль в этом процессе играет общество. Формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и  в них выплескивается. Стать нравственным — означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию. Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела — делая человека завтра лучше, чем сегодня.

Безусловно, в духовно-нравственном воспитании ведущую роль играет семья, которая  как устойчивая социальная общность выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурныхтрадиций. К сожалению, не каждая современная семья сегодня является тем самым главным звеном в формировании нравственного стержня личности, как того хотелось бы. Основной «груз» воспитания детей сейчас лежит на плечах образовательных учреждений и педагогов. 

В Салемальской школе-интернате одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном воспитании учащихся является этнокультурное направление. Обучение и воспитание строится на основе  национальной культуры и народных традиций.

Этнокультурное направление в воспитательном пространстве школы-интерната реализуется через введение таких социально значимых проектов, как«Игры тундровых детей», «Мы родом из тундры», «Фольклор моего народа», «Топонимика салемальской тундры», «Нядма и его команда» и др.

Реализация ведущих идей проектов осуществляется через различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая, исследовательская и др.).

Участие в проектах позволяет учащимся освоить закономерности адекватного природо -, этно - и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, ребята разрабатывают и реализовывают различные творческие и исследовательские проекты, такие как «Забытые игры жителей тундры», «Блюда из оленьего мяса», «Фольклор моего народа»,  «Ты и я – мы из одной семьи (Пыдар сит няꞌ ӈоб״ туꞌ терниꞌ)», «Советы  мудрых и святых: на народнуюмудрости не опираясь… (ӈарканенэцяꞌ табекохоꞌ инзеле״ - илартасӈэӈгу), «Работа у ненца всегда с собой (Ненэцьманзаяданяданда пере.)» и др. Создавая проекты, обучающиеся учатся уважать традиции и обычаи коренных народов Севера и одновременно рассказывать о культуре других народностей, населяющих Салемал, учатся работать в команде, что способствует воспитанию таких качеств как взаимовыручка, ответственность за товарищей, чувство «плеча». Безусловно, без формирования этих качеств не может быть нравственного воспитания человека.

Учащимися проводится большая исследовательская работа по изучению истории становления и развития села Салемал. Ежегодно на школьные научно-исследовательскиеконференции представляются работы краеведческого характера: «Улицы моего села», «Салемальцы – орденоносцы труда», «Володя Солнышко», «История одной медали» и др. По результатам кропотливой исследовательской  работы о Владимире Солдатове, медбрате, который погиб на мысе Вануйто, спасая тундровых жителей от тифа, удалось найти родственников Володи, наладить сотрудничество с Тобольским медицинским колледжем, носящим его имя. В результате совместного труда учащихся и педагогов в сентябре 2015 года школе присвоено имя Володи Солдатова. Что, бесспорно, является сильнейшим инструментом в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся школы.

На духовно-нравственное воспитание направлены также ежегодные социальные акции, которые призваны формировать в детях такие качества как сострадание, милосердие, личную ответственность за младших и пожилых, ответственность за экологическое состояние малой родины.

В школе традиционно проводятся социальные акции «Подари игрушку детства» («Мядонзэй"»),«Тенеӈгуна"», «оБЕРЕГайка», «Лекармꞌ  нива" юргӈу"»,  «Ебцотако сит тохолаӈгу», «Хуркариꞌ хобцоко" теневава"», «Посылка солдату», «Красная ветка рябины», «Зеленая Россия» и др. Учащиеся с готовностью оказывают помощь в проведении акций, являясь их непосредственными участниками. Участие в  акциях позволяет развивать в детях чувство личной сопричастности к социально-значимым событиям школы, села, осознавать личную ответственность за происходящее вокруг него.

Особенной популярностью среди детей и взрослых пользуются общешкольные КТД   «Ханзерˮманяˮсянакуваˮ», «Нет земли родней, чем тундра», «Ӈопой҆ ӈаркамядˮтерваˮ», «День оленевода», общешкольный конкурс семей «Мы родом из тундры», конкурсно-игровые программы «Ямальский калейдоскоп», «В краю оленьих троп»,  «Обряд гостеприимства народов ханты», «Традиции русского и ненецкого чаепития», «Мядикова», «Хартꞌ иринат"вадаку"».

Во время проведения коллективных творческих дел центральным местом является этнопедагогический чум, в котором хозяйки чума всегда ожидают гостей с горячим чаем. Образовательное пространство, созданное в этнопедагогическом чуме, позволяет проводить в нем внеурочные занятия, воспитательные мероприятия,  методические семинары для педагогов. Кроме того, чум является любимым местом у воспитанников интерната для занятий досугом, в нем они проводят свободное время, занимаясь любимыми делами (вышивка, шитье, вязанье, бисероплетение). Если для воспитанников интерната чум – место, в котором можно окунуться в привычную атмосферу, то для учащихся школы, проживающих в поселке, чум является одним из образовательных ресурсов, которое они используют для собственного развития. Мероприятия, проводимые в чуме, способствуют нравственному воспитанию подрастающего поколения, формированию уважительного отношения к культуре, обычаям и традициям коренного населения, трансляции среди сверстников культуры своего народа.

                    Педагоги в ходе проведения мероприятий используют арсенал методов и приемов, направленных на формирование у  школьников фундамента  этнической, экологической и культурологической грамотности и соответствующей компетентности,  умению соблюдать правила поведения в мире природы, людей,  этносов, правила здорового образа жизни, проявлять уважение к людям другой национальности, любить и беречь малую родину.

Безусловно, духовно-нравственное воспитание молодого поколения должно осуществляться в тесном сотрудничестве семьи и школы. Коллектив Салемальской школы-интерната ведет постоянный поиск путей педагогического сотрудничества и  общения с родителями, взаимообучения педагогов и родителей. Стали традиционными ежегодные образовательные семинары для родителей в форме семейных гостиных, проведение совместных мероприятий в рамках деятельности Клуба выходного дня, участие родителей в общественной жизни школы. Совместная деятельность с родительской общественностью осуществляется через призму этнокультуры.

         Этнокультурный подход в духовно-нравственном  воспитании  обучающихся  в условиях поликультурного пространства (в Салемальской школе обучаются дети разной национальности) является одним из эффективных средств преодоления  дефицита  духовных ценностей, который наблюдается в среде современной молодежи.

  • geza 04 ноября 2015 г.
    Действительно, этнокультурный подход в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения - это действенный инструмент. Только развивая интерес к культуре другого народа и вместе с тем прививая навыки популяризации культуры собственного народа, можно воспитать высоконравственную, высококультурную личность, способную адекватно реагировать на происходящее вокруг него.
    Действительно, этнокультурный подход в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения - это действенный инструмент. Только развивая интерес к культуре другого народа и вместе с тем прививая навыки популяризации культуры собственного народа, можно воспитать высоконравственную, высококультурную личность, способную адекватно реагировать на происходящее вокруг него.
  • Амирасланов 04 ноября 2015 г.
    Народная педагогическая те­матика всегда актуальна, поскольку она обращена прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. с.Салемал 
    Народная педагогическая те­матика всегда актуальна, поскольку она обращена прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. с.Салемал 
  • Tatiana 04 ноября 2015 г.
    В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской национальной идеи, культуры, изучения истории России, своего родного края для воспитания нравственной личности гражданина. Особое значение для возрождения русской культуры имеет  возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной фольклором и Православием, историко-культурным наследием родного края.
    В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской национальной идеи, культуры, изучения истории России, своего родного края для воспитания нравственной личности гражданина. Особое значение для возрождения русской культуры имеет  возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной фольклором и Православием, историко-культурным наследием родного края.
  • repriza 04 ноября 2015 г.
    Безусловно, вызывает огромное уважение, что в школе ведется большая работа по бережному отношению к национальным традициям и обычаям коренного населения Севера. Очень важно, что сами  тундровики, живущие в чумах стараются свято хранить и передавать из поколения в поколение весь опыт, что нажит и заложен предками. Можно быть уверенными, что совместные усилия не пройдут даром и принесут свои плоды.
    Безусловно, вызывает огромное уважение, что в школе ведется большая работа по бережному отношению к национальным традициям и обычаям коренного населения Севера. Очень важно, что сами  тундровики, живущие в чумах стараются свято хранить и передавать из поколения в поколение весь опыт, что нажит и заложен предками. Можно быть уверенными, что совместные усилия не пройдут даром и принесут свои плоды.
  • alex29 05 ноября 2015 г.
    Этнокультурный подход сегодня является самым реальным механизмом формирования ценностей института семьи. Считаю, что этот подход  помогает нам "достучаться" не только до ребенка, но и до его семьи, поднимает интерес к самобытности, помогает в самоопределении детей, развивает устойчивые гражданские позиции, помогает сохранить любовь и уважение к окружающим и к самому себе.
    Этнокультурный подход сегодня является самым реальным механизмом формирования ценностей института семьи. Считаю, что этот подход  помогает нам "достучаться" не только до ребенка, но и до его семьи, поднимает интерес к самобытности, помогает в самоопределении детей, развивает устойчивые гражданские позиции, помогает сохранить любовь и уважение к окружающим и к самому себе.
  • elvira1971tim 05 ноября 2015 г.
    Действительно, одним из важных компонентов духовно-нравственного воспитания является деятельность связанная с обучением и воспитанием детей из числа коренных малочисленных народов Севера, направленная на сохранение традиционной культуры, родного языка, истории и обычаев.
    Действительно, одним из важных компонентов духовно-нравственного воспитания является деятельность связанная с обучением и воспитанием детей из числа коренных малочисленных народов Севера, направленная на сохранение традиционной культуры, родного языка, истории и обычаев.
  • bujhm1965 05 ноября 2015 г.
    Школа, дополнительное  образование не всегда   в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием.  Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, а также различных структур духовенства решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, а также формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Благодаря мероприятиям, которые проходят в Салемальской школе-интернате воспитанники  получают  знания в области духовно-нравственного воспитания и могут дать правильную оценку своего поведения и поступков других людей, что очень важно в жизни каждого человека!   
    Школа, дополнительное  образование не всегда   в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием.  Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, а также различных структур духовенства решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, а также формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Благодаря мероприятиям, которые проходят в Салемальской школе-интернате воспитанники  получают  знания в области духовно-нравственного воспитания и могут дать правильную оценку своего поведения и поступков других людей, что очень важно в жизни каждого человека!   
  • bujhm1965 05 ноября 2015 г.
    bujhm1965 пишет:
    Школа, дополнительное  образование не всегда   в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием.  Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, а также различных структур духовенства решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, а также формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Благодаря мероприятиям, которые проходят в Салемальской школе-интернате воспитанники  получают  знания в области духовно-нравственного воспитания и могут дать правильную оценку своего поведения и поступков других людей, что очень важно в жизни каждого человека!   с.Салемал
    [quote=bujhm1965]Школа, дополнительное  образование не всегда   в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием.  Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, а также различных структур духовенства решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, а также формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Благодаря мероприятиям, которые проходят в Салемальской школе-интернате воспитанники  получают  знания в области духовно-нравственного воспитания и могут дать правильную оценку своего поведения и поступков других людей, что очень важно в жизни каждого человека!   с.Салемал[/quote]


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт