Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование духовно-нравствен...

Формирование духовно-нравственных ориентиров у обучающихся новоуренгойской православной гимназии


Решетников А. С.
учитель истории
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Новоуренгойская православная гимназия»

В данной работе рассматриваются основные направления духовно-нравственного воспитания обучающихся в православном образовательном учреждении.

Проблема духовно-нравственного развития личности подрастающего поколения сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.

Юноши и девушки, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые усвоили в детстве от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников. Становление взглядов молодых людей происходит очень быстро, и небрежение в области духовно-нравственного воспитания оборачивается появлением на свет так называемого «потерянного поколения".

Причин тому достаточно: отсутствие родительского внимания, доступность алкогольной продукции, табака, наркотических средств и многое другое.

Но основная проблема нашего общества по мнению учителей церкви кроется в том, что у современного российского человека размыто понятие греха. Нравственные идеалы формировавшиеся в России веками  такие, как целомудрие, супружеская верность, почитание родителей, любовь к своей Родине, уважение старших подменяются новыми безнравственными стереотипами окрашенными в яркие красивые  цвета.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих посланиях к государственным служащим неоднократно призывал всерьез заняться воспитанием духовного здоровья юного поколения.

"Сегодняшнюю молодежь необходимо спасать, потому что безответственность и инфантилизм, поощряемые теми же силами, ведут ее к краю пропасти. Молодежь живет во всепоглощающем «духе праздности». Индустрия развлечений захватила умы молодых людей и девушек. Так называемая рекреативность, или развлекательность, опутывает всю сферу жизни сегодняшней молодежи. Подрастающее поколение впадает в зависимость от интернета. Пример: всем известные социальные сети, а ведь действительно это сети, ибо они опутывают современных людей, порабощая их, и отнимая у них время. Всем известно, что общаясь в этих сетях, молодежь и не думает о правописании и пунктуации. Мало того, они и в реальном пространстве говорят и пишут на этом новом компьютерном сленге. Происходит деградация личности, молодежь медленно, но верно умственно вырождается"  - пишет святейший патриарх Кирилл.

Следует особо подчеркнуть, что религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором в формировании нравственных ориентиров у подрастающего поколения.

Россия — многонациональное государство. В ней исторически сосуществует множество культур и религий, часто выросших в рамках своих конфессиональных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о Боге, невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных народов, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX столетия очень часто имеют религиозную подоплеку, или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

Если говорить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Можно полагать, что нравственность отражает общечеловеческие ценности и идеалы, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Нравственное воспитание подразумевает организованное, целенаправленное воздействие на личность человека с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных качеств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Система духовно-нравственного воспитания существует для того, чтобы история России продолжалась в будущем исходя из ее собственных традиций, в ощущении неразрывной связи человеческих судеб со всей ее тысячелетней жизнью. А тысячелетняя история нашей страны это и история Православия, и русская духовная культура - прежде всего культура Православия. Для российской национальной культуры именно Православие является стержневым культурологическим аспектом. Разрушение Православия как стержня русской культуры ведет к гибели Россию.

К сожалению, в системе мировоззрении  большинства современных людей подобное представление о Православии отсутствует. Для нашего народа это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир основывался на осмыслении бытия как религиозного долга, всеобщего соборного служения евангельским ценностям добра, правды, любви, милосердия и сострадания. Целью жизни, смыслом бытия согласно этому являлось и является посильное воплощение тех духовных начал, хранителем которых выступает Русская Православная Церковь. Другой религиозно-нравственной альтернативы у России нет. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала является возрождение системы духовно-нравственного воспитания, а именно формирования у подрастающего поколения: нравственных чувств, облика, позиции, поведения. В современной России духовно-нравственное воспитание содействовало духовно-нравственному становлению личности на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). В этой связи основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в России становится православная культура. И всем стоит помнить о том, какова альтернатива православной культуры, - бескультурье во всех своих проявлениях.

Воспитание и образование являются социальными институтами передачи опыта от одного поколения к другому. Отсюда следует, что на важных этапах развития человечества обнажаются вопросы исторических корней и культурных традиций. История отечественного образования базируется на традициях классической педагогики. Русскую культуру, созданную на православии, невозможно понять без обращения к наследию Евангельского учения. Православная культура – это та корневая система, на которой возникла и развивается русская цивилизация. Она тесно связана с жизнью каждого человека и общества в целом. Открыть для молодежи богатый духовный мир наших православных предков, показать святыни, воспитать их гражданами и патриотами своего Отечества – долг и нравственная обязанность родителей и педагогов. Православная культура в образовательном учреждении имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить очень непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и ложных ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала.

В Новоуренгойской православной гимназии воспитание школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Само по себе только образование без воспитания не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности.  Поэтому основная цель педагогов нашей гимназии помочь неокрепшей душе и разуму ребенка найти правильные ориентиры в современном обществе.

В православной гимназии воспитательная работа ведется по нескольким направлениям:

1. Духовно-нравственное направление

На протяжении многих лет в гимназии ведется работа по приобщению учащихся к церковным традициям. Каждый новый учебный день начинается с молитвы. Гимназисты собираются в храме на молебен, чтобы помолиться и попросить у Бога помощи в учебе. Молитвы читаются и в течение дня, перед началом трапезы и в конце учебных занятий согласно традициям Русской православной церкви. Во время обеда в гимназии воспитатель читает книгу «Жития святых», откуда ученики узнают о жизни многих русских святых, таких как Сергий Радонежский, Александр Невский, Серафим Саровский и многих других.

В течение учебного года на самых главных церковных праздниках, таких как Пасха, Рождество Христово, все учащиеся участвуют в церковных таинствах: Исповеди и Причастия.

В нашей гимназии стало традицией, что воспитанники помогают во время богослужения в Алтаре священнику, а крестный ход на церковные праздники, особенно на Крещение Господне, стал любимым делом у всех гимназистов.

Ежегодно в каникулярный период для гимназистов устраиваются паломнические поездки по храмам и монастырям Тюменской области.

Цель данного направления, приобщить воспитанников православной гимназии к русской культуре и традициям православной церкви.

2. Социальное направление

Привитие подрастающему поколению таких качеств, как милосердие, сострадание, сочувствие является важным направлением в работе православной гимназии. Каждый год воспитанники гимназии посещают на праздник святой Пасхи больницу Нового Уренгоя, устраивая, небольшие концерты для больных и раздавая пасхальные яйца и поделки, сделанные своими руками.

Стали традиционными встречи ребят нашей гимназии с детьми из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Садко». В прошлом году гимназисты устроили для детей из приюта концерт на пасхальную тематику.

Благодаря силам педагогов и детей в этом году на масленицу на территории церкви были устроены игры для детей города и приведена акция «Белый цветок» по сбору средств для ребенка-инвалида Андрея Ващенко. Дети дарили людям, пожертвовавшим деньги белые цветы, сделанные своими руками.

На протяжении многих лет воспитанники вместе с педагогами в доме культуры города устраивают Рождественский концерт, на который могут бесплатно прийти все желающие.

3.Творческое направление

Развитие творческих способностей у учащихся одна из задач, стоящих перед нашими педагогами. В настоящее время в гимназии есть свой детский хор. Репертуар хора состоит из произведений церковной и светской тематики. Дети гимназии неоднократно принимали участие в фестивалях регионального, епархиального и городского уровней. Через пение дети приобщаются к музыкальным традициям русской культуры.

4. Военно-патриотическое направление

В свободное от уроков время воспитанники гимназии занимаются в православном военно-патриотическом клубе «Ирбис». Здесь ребята учатся приемам самообороны, развивают выносливость, становятся физически развитыми. Узнают историю русского воинства, знакомятся с устройством оружия. С этого года в клубе планируется создание видеолектория, для просмотра и обсуждения военно-патриотических фильмов.

5. Спортивно-туристическое направление

В нашей гимназии стало давней традицией в каникулярный период, выходные и праздничные дни устраивать для воспитанников гимназии однодневные пешие и лыжные походы в лес. Опытные педагоги заранее разрабатывают маршруты путешествий. В лесу ребята познают особенности туристического быта. На протяжении нескольких лет гимназисты принимают участие в городских соревнованиях по Спортивному туризму среди школ города. За это время нам удалось стать победителями и призерами во многих спортивных номинациях.

Традиционными в гимназии остаются лыжные прогулки, посещение городского катка и тюбинг центра. Особый интерес ребята гимназии проявляют к соревнованиям на открытом воздухе.

Новоуренгойская православная гимназия развивая спортивно-туристическое направление ставит перед собой задачи сделать выходные дни интересными, насыщенными и полезными для психического и физического здоровья.

Таким образом, в православной гимназии созданы неплохие условия для развития и воспитания подрастающего поколения.

Литература

1.    Гаврилов Ю.А., Кофанова Е.Н. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях. - М., 2005.

2.    Захарченко М.В. Христианство: Духовная традиция в истории и культуре: монография. − СПб., 2001.

3.    Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. — М., 2005.

4.    Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности. – Казань, 2006.

Шестун Е. Православная педагогика. М., 2001.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт