Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Формирование функциональной гр...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка через использование технологии продуктивного чтения (из опыта работы)


Четвернина Н. И.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Центр образования», пгт. Пангоды Надымского района

 

Международные исследования (PISA) показали, что большинство детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. А современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Мы живём в условиях изобилия информации, поэтому современным школьникам необходимы такие умения, как извлечение и преобразование информации. Эти же умения необходимы выпускникам на итоговой аттестации. Учителя, работающие в выпускных классах, знают, что больше всего ошибок дети делают из-за непонимания прочитанного текста, кроме того, не понимают формулировку задания.

Противоречие между низким уровнем функциональной грамотности школьников и развитием личности, отвечающей требованиям современного общества, помогает решить грамотно организованная работа с текстом на уроках русского языка. Научить ребенка не только грамотному чтению, но еще и чтению осмысленному – такова задача современного учителя. И здесь нам помогает технология продуктивного чтения. В отличие от традиционной системы обучения, данная технология предполагает организацию такой работы, при которой дети сами решают поставленные проблемы. Учитель выполняет роль наставника, наблюдателя.

  Очень часто тексты научного или научно-популярного стиля вызывают нежелание с ними работать, т.к. такие тексты не всегда понятны детям. Именно тогда важно построить урок так, чтобы данная проблема превратилась в увлекательное и познавательное дело. На различных этапах работы с текстом используются эффективные приёмы продуктивного чтения.

Данная технология включает три этапа работы с текстом:

1 этап – этап предтекстовой деятельности;

2 этап – этап текстовой деятельности;

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

На 1 этапе, когда мы только готовимся к чтению, очень эффективно использовать приёмы, привлекающие внимание к тексту, вызывающие интерес. Эти приёмы развивают коммуникативные умения, которые необходимы в любом классе: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической формой речи.

Приёмы:

·     «Говорящий заголовок» (О чём говорит название сказки М. М. Пришвина «Золотой луг»?)

·     «Ассоциативный куст» (При обсуждении темы «Доброта»: какие ассоциации вызывает у вас это слово?)

·     «Образ текста» (Из текста, с которым планируется работать, взяты слова. Нужно придумать свой рассказ по этим словам. В дальнейшем можно сопоставить рассказы.)

·     «Смотр вопросов» (Придумайте вопросы к тексту, прочитав только заголовок.)

·     «Верные и неверные утверждения» (Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе предлагаются утверждения, на которые необходимо ответить «да» или «нет» https://goo-gl.ru/5MAy.

·     На 2 этапе работаем непосредственно с текстом с целью его понимания и интерпретации. Умения находить в тексте требуемую информацию (ключевые слова), а также осуществлять информационную переработку текста формируются на данном этапе, способствуют развитию функциональной грамотности.

·                         «Чтение по кругу» (Текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему перекрестно задают вопросы по содержанию прочитанного.)

·                         «Читаем парой» (Текст предлагается прочитать самостоятельно, а затем обсудить в парах: один ученик в виде ключевой фразы передаёт содержание текста, другой ученик задает вопросы. Потом они меняются ролями.)  

·                         «Чтение с пометами» (Ученики читают текст и делают пометы на полях: «+» – это я знаю, «-» – это новая для меня информация, «?» – непонятно, надо спросить.)

·                         «Двойной дневник» (Учащиеся делят тетрадь на две части. В процессе чтения должны в левой части записать фразы, эпизоды, которые чем-то запомнились; в правой – краткий комментарий: почему это запомнилось.)

·                         «Вопросный план» (Ученик делит текст на абзацы-микротемы, озаглавливает их в виде вопроса.)

На 3 этапе работ с текстом необходимо углубить понимание, увидеть замысел автора, перейти к выполнению творческих заданий. Развиваются такие умения, как понимание целостного смысла текста, подтверждение выдвинутых тезисов, на основе которых строится речевое высказывание, моделирование и преобразование информации.

Приёмы:

·                         «Дырявое письмо» (Этот приём подойдет в качестве проверки усвоенных знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала, т.е. может использоваться и на 2 этапе. Например, при изучении темы «Деепричастие» (7 класс) нужно заполнить пропуски в карточке https://goo-gl.ru/5MAB.

·                         «Тонкие и толстые вопросы» («Тонкие» вопросы – это прямые вопросы на знание текста (Кто является главным героем? Как зовут главного героя? Когда происходит действие рассказа? и пр.), а «толстые» – это проблемные вопросы (Дайте три объяснения поступку Герды. Что будет, если Герда не найдет Кая? Почему все герои помогают Герде? и др.)

·                         «Кубик Блума» (На кубике мы видим вопросы: «Почему?», «Предложи», «Назови», «Объясни», «Придумай», «Поделись». Какая грань выпадет, такой вопрос нужно придумать по данному тексту.

·                         «Конкурс шпаргалок» (Предлагаем учащимся конкурс на лучшую шпаргалку по изучаемой теме, с помощью которой можно ответить учебный материал. Но есть ряд условий: творческое оформление, минимальное количество слов, изображение в виде схем, рисунков, символов.)

  Рассмотренные в работе приёмы помогают глубже и осмысленнее воспринимать текст, с которым работают школьники. Это способствует развитию функциональной грамотности и является несомненным условием повышения общей речевой культуры обучающихся.

 

Список литературы

 

1.       Образовательные технологии: сб. мат. М.: Баласс, 2012. – 160 с.

2.       Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская. – М.: Academia, 2011.

3.       Светловская, Н. Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М.: Аркти, 2010.

Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014. – 43 с.



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт