Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Христианские ценности в формир...

Христианские ценности в формировании семейных традиций в современной России


Курмукова Винера Рашитовна
МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки»
г. Салехард

Аннотация

 

В статье раскрывается роль современной семьи в привитии  христианских ценностей у подрастающего поколения.

В течение почти тысячи лет жизнь Российского народа была проникнута традициями Православия, ценности которого определяли и деятельность государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого человека в отдельности.

Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности ребёнка. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищённости, что необходимо для их гармоничного развития.

Отец и мать - вот линии поведения в русской семье, которые органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе. Они благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. Традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с ближними. Традиционный семейный уклад включал в себя пять компонентов:

ü  Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);

ü  Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);

ü  Отношения: сердечные чувствования и настроения;

ü  Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни;

ü  Распорядок дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Современный порядок жизни совсем другой. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

И все же какие-то обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок  имеют место  в жизни современной семьи (не основанные на православной культуре). Но только осознанное наполнение этих компонентов традиционным христианским содержанием может оказать действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизни человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений. В настоящее время довольно много говорится о необходимости укрепления семьи и преемственности поколений.

Современная система духовно-нравственного воспитания не может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного воспитания. Приобщение детей и молодёжи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только применительно к детям, но и в первую очередь к самим себе. Родителям приходится решать двойную задачу: становиться носителями духовно-нравственной культуры и образа жизни, которые они стремятся привить детям, и создавать в семье духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Современным родителям предстоит на личном опыте раскрыть сущностное понимание отцовства и материнства, стать терпеливее и милосерднее по отношению к ближним. Они должны учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции - это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Следовательно, нужно возрождать семейные традиции, поскольку они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Семейные традиции обеспечивают ребёнку, который ежедневно сталкивается с непонятным и далеко не всегда приветливым окружающим миром, стабильность уклада жизни, уверенность в том, что близкие люди рядом. Традиции помогают сделать детство по-настоящему сказочным и праздничным, они учат ребёнка воспринимать жизнь позитивно, сохраняя гордость за себя и свою семью.

Наверняка большинство взрослых, вполне успешных и состоявшихся в жизни людей с необыкновенным трепетом хранят воспоминания детства – семейные праздники, которые проходили шумно, весело, забавно. На первый взгляд кажется, что это мелочи, но именно они дарят всем членам семьи ощущение целостности, единства, взаимопонимания и поддержки. В такие моменты семья кажется особенно крепкой, разговоры доверительными, а отношения – тёплыми и надёжными.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных обедов, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных обедов является своего рода символом семейственности.

В современных семьях появился интерес к своим корням. Стали актуальными сбор  и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», «Родословное древо», посещение мест, памятных для предков и др. Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, приготовление национальных блюд, спортивные развлечения и др.

Действенной формой скрепления внутрисемейных взаимоотношений является проведение праздников: «День мамы», «Рождество», «Светлое Христово Воскресение» и других.

Одним из наиболее эффективных способов формирования семейных традиций является посещение детьми церковно-приходских воскресных школ.  Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей, приобщение их к богослужению и церковным таинствам, воспитание молитвенного навыка, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребёнка в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде – всё это создаёт условия для формирования в детях умений и навыков, необходимых для православно-христианского образа жизни.

Многие родители приходят решать проблемы семьи и в саму церковь, ищут ответы на свои вопросы в православной педагогике, основанной на священном писании и святоотеческом учении. Вера и участие в жизни церкви оказывают объединяющее влияние на семью.

Таким образом, семье нужно реализовать некоторые важные задачи: во-первых, признать необходимость становления своей семьи как «домашней церкви», единой по духу и по образу жизнедеятельности, а, во-вторых, осуществлять постоянные творческие усилия, направленные на поддержание этого единства и целостности. Решив данные задачи, члены семьи получат возможность свободно общаться и взаимодействовать друг с другом,  начнут больше доверять друг другу, прощать и любить, а вместе с этим в семьях будет формироваться совместная христианская жизнь.

Одним из важнейших условий успешной работы по формированию семейных ценностей  является тесное взаимодействие учреждений системы образования с семьями учащихся. Очевидно, что необходимо объединить усилия семьи и системы образования в создании единого воспитательно - образовательного пространства для развития духовной личности ребенка. Это тоже в свою очередь способствует сплочению семей, сближает всех участников процесса. Может сподвигнуть  родителей к приходу к вере через собственных детей.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что принятие  христианских ценностей  семьей не только приносит добрые плоды, вызывая заинтересованность и благодарность членов семьи, но и способствует формированию семейных традиций.

 

Литература:

Акутина С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семь и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей у старшеклассников// Образование и общество, №1, 2009.

Ильин И.А. Значение семьи// «Просветитель», № 1, 2006.

Шишова Т.Л. Чтобы ребёнок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Клин, «Христианская жизнь», 2007.

Сайт Синодального отдела катехизации и образования Prokimen.Ru


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт