Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Искусство в религиозной культу...

Искусство в религиозной культуре. Андрей Рублев «Троица»


Арсланова Наталья Александровна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Ноябрьск
Рябцева Виктория Васильевна
заместитель директора по УВР, кандидат философских наук
МБОУ СОШ №7
г. Ноябрьск

С 2012 года в школах введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Достижению цели способствует реализация курса «Основы мировых религиозных культур». Эти занятия дают понять и почувствовать, как формировался опыт разных народов. Через какие сферы духовной жизни фиксировался и передавался житейский, нравственный и поведенческий опыт другим поколениям.

На одном из уроков по теме «Искусство в религиозной культуре» мы ищем ответ на вопрос, какую роль в разных религиях играет искусство. В истории живописи и литературы есть не мало произведений на религиозные темы. Но великие шедевры будут непонятны, если не знаешь библейские сюжеты. На уроке ставится задача показать детям как религия и искусство связаны давними и глубокими корнями. Искусство часто определяют, как творческое воспроизведение мира в художественных образах. Оно органически связано с духовными ценностями, созданными человечеством, и составляет одну из основополагающих сфер его культурных достояний. Как искусство, так и религия способствуют духовному раскрытию человека и развитию его творческого потенциала. И религия, и искусство обладают уникальной способностью впитывать все лучшее, что когда бы то ни было создано человеческим творчеством.

Огромный вклад в религиозную культуру внесли художники. Наиболее известным образцом церковного искусства является иконопись. Икона - один из ключевых символов и образов, раскрывающих перед человеком божественный мир. Для православного христианина икона - это способ приобщения к тайне, средство получения благодати, способной оказывать влияние на человека, чудесным образом решать его проблемы и даже воздействовать на ход событий. Икона в переводе с греческого означает «образ», предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых. Выдающийся русский философ Е. Н. Трубецкой в 1915 г. писал об иконе: «Иконопись выражает собой глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших мировых сокровищ религиозного искусства, и, однако, до самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо неё, не удостаивая её даже мимолётного внимания» [3]. Но как научить школьника понимать, а значит, и любить икону?

Для достижения этой цели предлагается одно из самых почитаемых, знаменитых и таинственных произведений мировой живописи - икона Андрея Рублева «Троица». Каждому культурному человеку знакома эта икона! Автора, которой отличает глубокая человечностью и возвышенная одухотворенность.

Работа над пониманием иконы Андрея Рублева «Троица» начинается со знакомства с ветхозаветным сюжетом «Гостеприимство Авраама», который лег в основу иконографии Троицы. Изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамбре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли». Затем двое ангелов отправились на погубление Содома - города, прогневившего Бога многочисленными злодеяниями его жителей, а один остался с Авраамом и беседовал с ним. В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX-X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога - Святой Троицы.

Далее детям предлагается ряд живописных полотен (репродукций) на данную тему:

Юлия Бекхова. Гостеприимство Авраама

 

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 80

Гостеприимство Авраама. Кон. 12 в. Фреска монастыря Иоанна Богослова

Intel(R) JPEG Library, version 1,5,4,36

Каменная икона 14 в. «Троица»

Андрей Рублев «Троица»

Икона Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама)

 

Ребята находят общее в сюжете. Сопоставляют одинаковые элементы. 

Для подробного анализа предлагается икона А. Рублева «Троица» [1]. В ходе которого расшифровывается символика иконографии:

- единосущность на иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством:

Рублёв замкнул их тесным кругом.
Они склоняются друг к другу.
С любовью, лаской молчаливой
Полны глубокого значенья,
Их лица, позы, облаченья!

- каждый из ангелов держит в руке жезл  в ознаменование божественной власти;

- дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублева в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы;

- гора воплощает святость Троицы, а дом — Божие Домостроительство.

Способствует более эмоциональному восприятию иконы, обращение к другим видам искусства. В данном случае – литературе. Стихотворение Василенко Виктора «Троица» Рублева:

Три ангела, три странника у дуба

Мамврикийского. Какая тишина

От них исходит! Как озарена,

Сияет глубь иконы! Сердцу любы

Они давно. Печалью мягкой светят

Глаза у одного, и нежный лик

Его задумчив, он главой поник;

В другом – величие; строг и светел третий!

Пред ними чаша. Посохи свои

Они поставили. Пред вещей тайной

Дух замирает. Тихи, не случайны

Сейчас их речи, полные любви.

Они здесь близко. В мир сошли печали,

Чтоб осенить покровом и спасти, -

Три странника из озаренной дали,

Вкушающие хлеб и соль в пути.

 

Описание Ветровой Г.Е. в статье «Русское искусство» [2] позволяет проникнуть внутрь иконы: «Каждый мазок и каждая линия проведены трепетной рукой. Цвет не составляется заранее. Одна краска просвечивает сквозь другую, и одежды боковых Ангелов, подобных которым нет на земле, мерцают и переливаются. А в одеждах среднего Ангела - созвучие густо-вишневого, золота и знаменитого рублевского «голубца» - чистейшей ляпис-лазури, самой драгоценной и очень любимой древними мастерами краски. Легкие и чистые сочетания цвета «подсмотрены» у русской природы - васильки в спелых хлебах, сизо-зеленые оттенки зреющей ржи, цвет летнего неба, золото солнечных лучей. Лица Ангелов под пышными шапками волос и похожи, и неуловимо разнятся. Вместе с кротостью в них есть «крепость», неодолимая внутренняя сила».

Так шаг за шагом приходим к выводу, что образ Троицы - не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви.

Основная ценность урока в том, что ребята, знакомясь с памятником русского искусства учатся читать символику иконописи, а значит и расширять интерес к познанию культуры, истории своей страны. А все это -  чувство любви и уважения к своему народу, своей Родине.

 

Литературные и информационные источники

1.             Алпатов М. «Андрей Рублев», "ИСКУССТВО", изд. "Просвещение", Москва (с) 1969

2.             Ветрова, Г. Е. Русское искусство: детская энциклопедия / Г. Е. Ветрова. - М.: Белый город, 2000. — 63 с.

3.             Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. — М., 1991. — С. 12.

4.             Материалы сайта: http://andrey-rublev.ru/antology-muratov.php


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт