Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «Камо грядеши»?

«Камо грядеши»?


Гудкова Надежда Николаевна
начальник департамента образования
Администрация муниципального образования
г. Ноябрьск

«Камо грядеши, Господи?» («Куда ты идёшь, Господи?») – вопрос, заданный Апостолом Петром Иисусу Христу

Уважаемые участники Епархиальных образовательных чтений!

Приветствую вас в преддверии V Епархиальных Рождественских образовательных чтений. Пятые – это маленький юбилей, свидетельство того, что православные люди на Ямале есть, трудятся и видят необходимость духовно-нравственного преображения нашего общества.

Мне радостно, что наша инициатива о проведении Епархиальных чтений живёт, и в этом году нас будут принимать в городе Новый Уренгой. Тема чтений обозначена Святейшим Патриархом Кириллом – «Традиции и новации: культура, общество, личность». Она созвучна и с моей позицией: новации будут созидательными на фундаменте традиций, нельзя построить новый мир, разрушив старый.

В своём выступлении хочу поделиться с вами мыслями о перспективах соработничества Церкви и системы образования в деле духовно-нравственного просвещения.

В 2012 году система образования города Ноябрьска активно внедряла курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Все мы были участниками этого процесса. Я хорошо помню тот эмоциональный подъём, то волнение, которое сопровождало введение курса.

Проведённая нами работа по разъяснению сути федеральных государственных образовательных стандартов, в частности курса ОРКСЭ, по обеспечению осознанного выбора родителями модуля для обучения дала свои положительные результаты.

Тогда, в 2012 году, мы констатировали: 54% родителей четвероклассников выбрали для своих детей курс «Основы православной культуры» («Основы исламской культуры» – 5%; «Основы светской этики» – 25%, «Основы мировых религиозных культур» – 16%).

За три года произошли серьёзные, на мой взгляд, изменения в организации преподавания данного курса.

Во-первых, курс плавно перешёл в ведение начальной школы. Сейчас его изучают в течение всего учебного года в четвёртом классе. А значит, педагоги старшей школы (учителя истории, литературы, МХК), у которых более основательная базовая гуманитарная подготовка, больше не ведут ОРКСЭ. Сегодня почти 100% преподавателей курса – учителя начальных классов, те же, кто занимаются с детьми русским языком, математикой и другими предметами.

Во-вторых, если в 4-ом классе курс введён в учебный план с предоставлением часов как обязательная область, то продолжение на уровне основного общего образования подразумевается через внеурочную деятельность. Мы с вами понимаем, что нет часов – нет и качественного результата.

В-третьих, не разработан учебно-методический комплекс (программы, учебники, рабочие тетради) для обеспечения преемственности начального и основного общего образования. Да и четвероклассники до сих пор занимаются по учебникам для 5-го класса.

Следствием организационных изменений стало следующее: в текущем году «Основы православной культуры» изучают всего 37% учащихся 4-х классов, «Основы исламской культуры» – 8%; «Основы светской этики» – 28%, «Основы мировых религиозных культур» – 27%.

Мы констатируем неуклонное снижение из года в год количества учащихся, приобщающихся к основам православной культуры. Наибольший охват осуществляют СОШ № 14 (54%), СОШ № 5 (52%), Вынгапуровская СОШ (50%), Гимназия № 1 (47%). В школе № 10 вообще не ведётся ОПК.

Как управленец признаю, что присутствует непроизвольное стремление администраций некоторых школ унифицировать выбор родителей, и свести его к одному, максимум двум модулям. Так проще организовать учебный процесс. Как учитель понимаю, основы мировых религиозных культур – это обо всём понемногу и ни о чём конкретно.

Тогда в 2012 году нами была создана городская творческая группа педагогов, осуществляющих ведение ОРКСЭ. Разработав методические рекомендации, решив организационные задачи, группа завершила свою деятельность. Но проблема методического сопровождения остаётся острой. Опыт показывает, что даже культурологический курс вести педагогам, не имеющим собственного опыта воцерковления, чрезвычайно сложно.

Считаю возможным в рамках Соглашения о сотрудничестве Ноябрьским Благочинием организовать постоянно действующий семинар для педагогов, ведущих «Основы православной культуры», с участием православных священников, посещением Храма, разъяснением сложных вопросов Православия.

В связи с этим хочу поблагодарить Благочинного Ноябрьского Благочиния протоиерея Романа Маркелова за готовность оказать методическую помощь и учителей школ № 2, № 5, № 12, № 14, которые пригласили священников на свои занятия.

В ходе реализации соглашений о социальном партнёрстве между Епископом Салехардским и Новоуренгойским Николаем и губернатором Ямала Дмитрием Кобылкиным образовательные организации сотрудничают с прямыми носителями заявленных базовых национальных ценностей в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся. Для осуществления родителями свободного выбора модуля проводится разъяснительная работа. На общешкольные собрания с родителями будущих четвероклассников в апреле один раз в год приглашаются православные священники.

Но мы понимаем, что одна беседа не может помочь семье сделать осознанный выбор. Вероятно, необходим ряд встреч в течение всего учебного года, чтобы у родителей было время осмыслить информацию и получить ответы на возникшие вопросы. В каждой школе особый контингент родителей и аргументы нужно подбирать особые. И обратную связь получать от руководителей школ: после встречи со священником увеличилось количество желающих изучать ОПК или уменьшилось?

Делаю вывод о том, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» перешёл в режим функционирования, но не развития. Зачин хороший, но пока мы не видим продолжения.

Хочу обратить внимание на рост изучающих «Основы исламской культуры» с 5% до 8%. Это связано с увеличением общего количества мусульман в городе и не только. Распространение радикального ислама во всём мире не минуло и наш город. Так, ещё весной выпускница 9-го класса нашей школы, сегодня приняла ислам и надела хиджаб. Мама с ребёнком улетела на летние каникулы и оказалась в Сирии. Выявляются семьи (и несовершеннолетние в них), для которых старейшины диаспор и представители мечети не обладают авторитетом. Прошу всех быть бдительными и внимательными к родителям, учителям и детям, отмечать происходящие внешние и внутренние изменения.

На расширенном заседании консультативного совета по вопросам этноконфессиональной политики при Губернаторе ЯНАО в сентябре 2015 года органам местного самоуправления рекомендовано при проведении мероприятий с детьми и молодёжью осуществлять на постоянной основе взаимодействие с традиционными для Российской Федерации конфессиями, национально-культурными автономиями, национальными общественными объединениями. Делаю акцент на словах «традиционными» и «на постоянной основе».

В мае 2015 года утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации. Стратегия опирается на социальные институты – семью, систему образования, общественность и информационные ресурсы.

В системе образования созданы условия для организации качественного воспитательного процесса: и кадровые, и материально-технические, и управленческие. В каждом образовательном учреждении организовано дополнительное образование и социально-досуговая деятельность детей. Для реализации интересов сторон действуют Советы старшеклассников, родительские комитеты, Управляющие советы, детские общественные организации.

В реализуемую нами муниципальную модель открытого образования города Ноябрьска по теме «Дополнительное образование как открытое мотивирующее пространство для личностного и профессионального самоопределения детей и подростков» включены проекты личностного самоопределения: «Школа актива», Выездная интенсивная школа ученического актива «Коммунарские Сборы». Модель основана на реализации программ сетевого взаимодействия как внутри системы образования, так и с привлечением смежных структур.

Предлагаю рассмотреть возможность создания совместно НОУ «Ноябрьская Православная гимназия» на базе Центра духовно-нравственного воспитания окружной Летней Школы нравственного становления «Преображение».

Большой проблемой нашего времени стало разрушение привычного для нас института семьи. Семья нередко является временным товариществом по договорённости, так называемым «гражданским браком». При возникновении малейших трудностей, каждый супруг встаёт «в позу», не идёт на уступки. А ведь сохранение семьи – это большой обоюдный труд! Только в нашем городе почти в 2,5 тысячах неполных семей воспитывается 29% детей. Остаётся острой проблема уклоняющихся от выполнения родительских обязанностей граждан. Количество лишённых (ограниченных) в родительских правах составляет 22 человека, при этом большая часть состоит на диспансерном учёте в Ноябрьском психоневрологическом диспансере с диагнозом опийная наркомания или хронический алкоголизм.

Считаю, что и подростковая преступность, пик которой случился в мае текущего года, в подавляющем большинстве имеет исключительно социальные причины – недостатки воспитания, прежде всего.

Так, 45% несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния, воспитываются в неполных семьях, где воспитанием занимается одна мать, которая авторитетом у ребёнка – не пользуется, 2 участника преступлений, воспитываются опекунами и специалистами государственного учреждения, в 3 случаях в воспитании подростков принимают участие отчимы.

Увеличилась преступная активность несовершеннолетних, имеющих психические отклонения. Это относится к подросткам, которые находятся в пограничных состояниях, их отклонения не исключают вменяемости, а значит, они подлежат уголовной ответственности. По итогам первого полугодия 6 из 20 несовершеннолетних, совершивших преступления, состоят на различных видах учётов в психоневрологическом диспансере. При этом родители отказываются от своевременной психиатрической помощи.

В сентябре в округе произошло пять трагических случаев суицидов, один из которых совершен ребёнком 10 лет. Только одного несовершеннолетнего удалось спасти. Необходимо православной общественности подключаться к решению вопросов предотвращения детских суицидов.

Меня до глубины души потрясла недавняя весть о том, что 15-летний мальчик зарезал свою мать и тяжело ранил отца за запрет играть в компьютер из-за двойки по физике. Мы знаем пятую заповедь «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, да долголетен будиши на земли». Земное счастье, продолжительность жизни, участь человека в вечности зависит от того, как ребёнок научился слушаться родителей, насколько его пробуждающиеся чувства направлены на то, чтобы не упражняться в лукавстве (как обмануть, обхитрить старшего), а наоборот, возрастать в послушании. Слово родителя – это как слово Божие. Если ребёнок не слушается своих родителей, он не будет слушать ни своего супруга, ни своего начальника, для него вообще не будет больших авторитетов. Родители должны различными средствами приучить ребёнка к тому, чтобы он был в послушании. Непослушный человек не может вести полноценную духовную жизнь [1].

Мне бы хотелось сделать особый акцент на поддержке семейного воспитания. Необходимо продолжить работу по защите приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами, повышению социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей. При этом важно не забывать и о том, что воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. Потребительское отношение к школе надо корректировать. И если родитель только требует от образовательной организации, то таких родителей воспитывать надо по закону и по совести.

К сожалению, в современной школе всё ещё педагогика прав доминирует над педагогикой обязанностей. На стенах висят выписки из «Конвенции о правах ребёнка», мы продолжаем строить гражданское общество прагматичных и конкурентоспособных лидеров.

А ведь ситуация в мире и стране значительно изменилась. И наше государство очень чётко в нормативных документах об этом говорит. Ещё раз вернусь к Стратегии развития воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

В связи с этим, вслед за доктором педагогических наук Андреем Остапенко, считаю целесообразным вернуть в наши школьные дневники и ведомости успеваемости, кроме отметок по привычным предметам, ещё и отметки по прилежанию и поведению. Отметка за прилежание практиковалась и в дореволюционных гимназиях, и в советских школах. Согласно словарю Ушакова «прилежание – это усердие, старательность, добросовестное отношение к делу, работе».

Я помню «Правила для учащихся», утверждённые Постановлением Совета народных комиссаров» в далёком 1942 г. Этот образовательный «стандарт» был известен всем школьникам, напечатан на обложках тетрадей и дневников, висел на стендах. А главное, он выполнялся и оценивался.

Сегодня мы понимаем, что никакой знаниево-компетентностный стандарт не будет выполнен и достигнут, если мы не вернём в школу это самое «прилежание» и «поведение». Кстати, в дореволюционных дневниках отметка за поведение называлась «за благонравие». Синонимами этого слова являются «благовоспитанность, благонравность, воспитанность, добронравие, нравственность, примерное поведение». В нём есть изначальная установка на благо. [2]

В Год литературы мне хочется вспомнить стихотворение, написанное ещё в 1990 году иеромонахом Романом:

Без Бога нация – толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, – жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголящий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

Прошедшая четверть века свидетельствует о справедливости этих строк.

Возможно, вы скажете, что на больших общественных форумах принято говорить о достижениях. Несомненно, ценно то, что мы делаем. Но я хочу, чтобы мы были свободны от иллюзий о собственном совершенстве и максимально трудились во благо Отечества.

Святой Апостол Иаков в Соборном Послании сказал: «Вера без дел мертва» (Иак. 2.26). Желаю всем твердости в сохранении традиций, здравого консерватизма во внедрении инноваций и «хранить себя неосквернённым от мира» [3].

Список литературы

1. Игумен Киприан (Ященко). От зачатия до смерти. // Покров. – №9. – 2015. – С. 20-25.

2. Остапенко А. А. За благонравие и прилежание или «компетентность и адаптированность»? // Покров. – № 9. – 2015. – С.17-19.

3. Соборное послание Святого Апостола Иакова / http://days.pravoslavie.ru/bible/b_iak.htm


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт