Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Молодёжь и православие: формы ...

Молодёжь и православие: формы и методы работы


Ларисова И.А.
заведующий отделом воспитательной работы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
г. Муравленко

Ларисова И.А.,

заведующий отделом воспитательной работы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»

г. Муравленко

Новый подход к воспитанию молодёжи обусловлен значительными изменениями во всех сферах общественно-политической и государственной жизни России, происходящими в XXI веке.

Воспитание молодёжи осложняется противоречивостью ситуации: расширяется свобода деятельности и слова, наблюдается рост потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности и, с другой стороны, присутствуют, даже незначительного масштаба, неблагоприятная среда обитания в обществе и социокультурная среда, которые формируют кризисное сознание у некоторой части молодых людей.

Как следствие, в молодёжной среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессии, жестокости, преступности.

В настоящее время воспитание ещё не стало органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности: педагогика на всех уровнях образовательного процесса подменена дидактикой.

Многие педагоги рассматривают воспитание как второстепенную деятельность, психологически и профессионально не способны осуществлять воспитательную работу со студентами в нынешней социально-политической и психологической ситуации, проявляют пассивность, неумение влиять на сознание и чувства молодёжи.

Следует отметить, что серьёзной проблемой в воспитании является отсутствие актуальной методологии этой работы. Остро встаёт вопрос разработки новых технологий воспитания студентов, отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям, в которых находится общество.

Существующие формы и методы не всегда способствуют достижению цели воспитания: максимальное овладение молодёжью материальными и культурными ценностями, научными и техническими достижениями, самоутверждение и самореализации личности, стимулирование процесса самопознания личностью своей сущности, стремления к индивидуальному стилю жизни и поведения.

На наш взгляд, действенным методом может выступать поиск языка диалога с молодёжью в контексте православия. Во все времена ориентиром в деле воспитания являлась Церковь, которая в меняющемся мире сохраняет свою нравственную основу. Это многовековой институт духовного воспитания и образования, благодаря которому мир до сих пор существует, хотя и «лежит» во зле. Церковь не зависимо от устоев общества, построенная на фундаменте нравственного закона, тверда и непоколебима в своих убеждениях в деле воспитания человека.

Задаются разные вопросы в отношении православия современности, но одним из самых важных является молодое поколение как носители православных ценностей и залог адекватного здравому смыслу будущего. Для того чтобы просвещение в области молодёжной политики нашей церкви и государства были эффективными, необходимо говорить на понятном языке, учитывать уровень знаний молодёжи о Боге, их жизненные представления и понятия, нужно говорить на языке любви ко всему окружающему.

Выгода, эгоизм, развлечение, удовольствие, вседозволенность, мнимая свобода – вот ценности, которые подаются молодёжи через средства массовой информации и уводят молодых людей от духовных реалий жизни: «мы пришли на землю для того, чтобы учиться жить; земная жизнь не единственное, что у нас есть и к чему мы призваны; мы живём во времени, которое с каждым днём приближает нас к переходу в вечность; вечность имеет ценности иные тем, которые нам навязывает дух нашего времени». Погибнуть в такое время не мудрено, особенно, если не знаешь, где есть правда. Именно к этому и призвано православие, указывающее и приводящее к правде, в которой Бог.

Выстроить диалог православных ценностей не под силу современному педагогу (им применяется иной «инструментарий» противостояния духовной гибели человека – просьба пересмотреть своё поведение, беседа с родителями студента и т.п.). А вот создать педагогические условия переосмысления ценностей гражданско-патриотического воспитания, формирования смыслового пространства понятий «российский патриотизм» и «гражданственность», включающих традиции прошлого, реальную ситуацию и перспективу развития социума, возможно при участии педагогического сообщества.

Православное воспитание – это, прежде всего, слово священника, батюшки, человека, чья жизнь направлена на служение. Ведь именно он является, если можно так сказать, «официальным представителем церкви». И одни и те же слова, сказанные педагогом и священником, будут восприниматься по-разному.

Молодые люди должны иметь возможность получать знания о православии не только из разных источников, но и сами создавать их: реализовывать свои духовные стремления в личном и общественном творчестве. Например, создавать форумы молодёжи на федеральном и муниципальном уровнях, посвящённые смыслу жизни и способам его познания.

Современность смело можно назвать временем ложных ценностей, эпохой лицемерия и лжи, а православие – антиподом этому, - вечностью, которая независимо от временных рамок есть истина, преображающая тех, кто стремится к ней.

Молодому поколению сейчас важно впитать «с молоком» духовную основу своей жизни, которая в дальнейшем позволит ему воспитать уже своих детей на почве православия, образуя и сохраняя преемственность духовной культуры и веры, как непоколебимого фундамента грядущих поколений.

Каким будет грядущий день, зависит от сохранения нашей веры, истории, культуры, философии, литературы. Наша сокровищница истинных знаний нуждается в сохранении и передаче будущим поколениям.

Проект «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года» создан с целью привить юным жителям страны дух патриотизма, семейных и духовных ценностей, уважения к родителям и любовь к спорту. Предполагается, что на основе стратегии будут разрабатываться образовательные стандарты на основе комплексного подхода к воспитанию.

Основная цель стратегии – определение приоритетов государственной политики в области воспитания детей, которые обеспечат становление гражданской идентичности, укрепят нравственные основы общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации.

Православие для России, для молодёжи - основа, которая веками позволяла сохранять русскую нацию как единый соборный организм, как «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь».

Ценности православия для православных семей всегда значились хранителями и переносили православную веру следующему поколению, выстраивая здание Церкви нашей православной нации, а если говорить масштабно, то здание Вселенской Православной Церкви.

В связи с необходимостью активизации использования духовных начал в воспитании молодёжи необходимо использовать новые, современные формы работы с молодёжью, которые бы соответствовали культурно-исторической эпохе. Нужно рассказывать подросткам о важности вечных ценностей - здоровье нации, необходимости семьи и ее благополучии, здоровом духе и здоровой вере в Бога, о любви, надежде и уповании на лучшее - на том языке, на котором говорит сегодняшняя молодежь.

Формы и методы работы с молодежью могут меняться в зависимости от аудитории, в которой они применяются. Для молодежи, которая в целом позитивно относится к православию, наиболее подходящим методом работы с этой группой представляется вовлечение молодых людей в различные формы досуговой, творческой, физической, патриотической деятельности, совместимые с православной духовностью.

Добро, любовь, традиции должны передаваться подрастающему поколению нашего многонационального, многоконфессионального государства.

Использованная литература

1.Епископ Григорий (Граббе). Церковь и её учение в жизни [Текст] / Епископ Григорий (Граббе) / Православие. Традиции. Люди.  Изд-во Вече. – 2010. 320с.

2.Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. — 2010. — № 3. — с. 9—14.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт