Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Освоение основ православия пос...

Освоение основ православия посредством детской мультипликации


Казанцев Павел Владимирович
преподаватель изобразительного искусства
МБУ ДО «ДШИ им. С.В. Рахманинова»
г. Новый Уренгой

Казанцев Павел Владимирович,
​преподаватель изобразительного искусства,
МБУ ДО «ДШИ им. С.В. Рахманинова»
город Новый Уренгой

«Христос воскресе, радость моя!

Никого не осуждай, никому не досаждай и всем моё почтение!»

                                                                                      Серафим Саровский

 

«...Вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать,

 укрепить в восприимчивой детской душе эту  драгоценную,

способность сопереживать, сострадать и сорадоваться,

 без которой человек — не человек.»             

                                                                                      Корней Чуковский

 

«Прибыльное это дело для души — на чужой успех любоваться!»

                                                                                   Народная мудрость   

 

       Мультипликация как вид искусства понятен, доступен и любим многими, если не всеми людьми. А среди детей навряд ли найдётся хоть один ребёнок, который откажется смотреть мультики. Но оказывается их можно не только смотреть для развлечения, по ним можно и должно учиться, постигая школьную программу, но ещё их можно делать самим, организовав свою собственную студию. Но для этого тоже оказывается нужно учиться. И такие уже возникают и существуют , где собираются дети и под руководством и с помощью взрослых делают свои замечательные мультики.

       Студии стали возникать в самых неожиданных местах. Конечно, проще всего представить их в Домах Творчества, но даже при Храмах появляются кружки мультипликации, в воскресных школах, где не только закон Божий дети изучают, но и творчеством занимаются.   

       А десять  заповедей, с которыми ребят знакомят в стенах учебного заведения являются непреложной истиной не только для них, но и для всех, кто желает себе и ближнему своему добра.

       И в советское время были те, кто верил в Бога. Были те, кто был тайно крещён и не выказывали своей религиозности, время было такое. Лично я чувствовал себя атеистом, хотя в доме, где я родился, всегда была икона старая потемневшая от времени, возможно предками нашими принесённая в Сибирь во времена Патриарха Никона, а бабушка наша всегда молилась, я её молитвы воспринимал как привычку, привитую в детстве, она была 1900 года рождения.

       Но как оказалось, привычка была у меня, к советской пропаганде к вере в отсутствие высших законов. Жизнь заставила принять идею – материальными объектами и явлениями она не ограничена, существует другая реальность! И из этой другой реальности нам посланы десять заповедей, те, которые изучают в воскресной школе…

      Теперь, когда вновь строятся и освящаются Храмы, восстанавливаются порушенные монастыри, люди верующие могут свободно посещать литургию, а бывшие атеисты чудесным образом под влиянием различных обстоятельств, начинают понимать, что жизнь не заканчивается материальным миром, а есть другая высшая реальность… Реальность Духа, где действуют не законы необходимости, а законы Горнего Мира…

       Многое меняется в нашей жизни под влиянием технологических и духовных процессов. Неизменным остаётся – преемственность поколений. Входящее в пору зрелости поколение должно позаботиться о передаче накопленного опыта знаний и умений идущим на смену. Какой будет наша смена, таким будет наше будущее.

       Время ускоряет свой бег особенно в области технологий, трудно угнаться, за новыми гаджетами, за новыми программами…  Но  нужно  шагать  в ногу со своим веком. Приходится осваивать новое, без чего уже не обойтись – интернет со скрипом пробирается в учебные заведения. Цифровая техника делает возможным возникновение новых студий мультипликации, поскольку отпала необходимость в кино-плёнке с её химикатами и громоздкой аппаратурой.     

       За последние десяти-летия по всему миру в школах спонтанно распространилось искусство покадровой мультипликации на уровне экспериментальных студий. Большая степень распространенности такого рода экспериментов, по всей видимости, не случайна. Эти студии вырастают из существенной необходимости воспитания образного мышления современных детей во время их обучения в школе, для того чтобы сориентировать их в современном визуально насыщенном мире. Зачинатели этого эксперимента осознали, что в сфере кинематографии выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского и подросткового возраста: они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Они считают, что общение с помощью движения и образов легче, чем традиционное словесное общение. Они также считают, что обучение визуальному языку является насущной потребностью. Ребенок— завтрашний взрослый — не должен «заглатывать» поток окружающих его картин без их оценки и отбора. И в конечном итоге они считают, что малочисленность аудитории серьезных фильмов объясняется недостатком образования, отсутствием опыта восприятия такого рода информации, который должен был закладываться еще в школе.

       Тем более, когда вопрос касается духовного воспитания и развития в современных условиях информационной войны, развязанной против России поборниками западной «демократии», когда не гнушаются никакими средствами для оболванивания и совращения подрастающего поколения.

       Педагогические функции мультипликации стали явственно обнаруживаться в последние десятилетия, когда она вышла на рубежи большого искусства, т. е. обрела способность учить и воспитывать (а не развлекать и назидать). Достаточно вспомнить «Сказку сказок» Ю. Норштейна и «Ад» Р. Раамата, мультфильмы Ф. Хитрука, Р. Качанова, В. Курчевского, Э.Назарова, А. Хржановского, А. Татарского и других больших мастеров, а также, появились профессиональные православные мультфильмы: «Оська святой», Азбука церковнославянская, Адам и Ева, Авраам и Исаак, Андрей Первозванный, Библейские мультфильмы, Братья Борис и Глеб, Василий Блаженный, Воскрешение Лазаря, Георгий Победоносец, Голгофа, Десять заповедей, Давид и Голиаф, Если Бог благословит, Земля обетованная, Илья Муромец и Соловей Разбой-ник, Иосиф в Египте, Иоанн Креститель, Куликовская битва, Князь Владимир, Крещение Руси, Молитва "Отче наш", Пересвет и Ослябя, Рождество Иисуса Христа, Сказание о Петре и ФевронииПреподобный Серафим Саровский, Чудотворец, Чудеса Иисуса и это только малая из уже существующих.

       Качественно меняется учебная мультипликация. Сегодня, по словам известного украинското режиссера-мультипликатора Е. Сивоконя, «мультипликаторы с помощью своего искусства пытаются объяснить зрителю теорию относительности, раскрыть секреты математических действий»

      Осуществление школьной программы продвигалось бы намного успешнее, если бы в школах имелись талантливые сборники мультфильмов по всем дисциплинам — фильмов веселых, глубоких, хорошо продуманных и запоминающихся.

       И все-таки самая перспективная область применения мультипликации— это изучение самого мультипликационное искусства. Дело не только в том, что для осуществления всех указанных задач нужна целая армия специалистов (хотя и это немаловажно). И не в том только, что вслед за проблемой компьютерной грамотности вполне может возникнуть проблема грамоты мультипликационной. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей всех возрастных групп. Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности. Мультипликационная педагогика позволяет выявить и развить творческие потенции ребенка, помогает ему в осознании целостности мира и своей причастности ко всем явлениям жизни, т. е. в формировании активной жизненной позиции личности и её духовности и патриотичности.

       Искусство формирует развитые (культурные) формы человеческой чувственности; пробуждает и воспитывает способность творческого отношения человека к действительности, самое трудное умение — жить с другими людьми... И делает все это уникальным, только ему, искусству, известным и доступным способом, обращаясь одновременно к чувству, разуму и воле человека, то есть целостно. Когда началась мультипликация? Еще 10 000 лет назад древние художники изображали бегущих людей и животных, показывая их ноги сразу в нескольких положениях. Если бы в их руках оказалась кинокамера, они могли бы снять свои рисунки фаза за фазой, и мультипликация оказалась бы таким же древним искусством, как музыка, рисунок, танец. Как утверждает известный искусствовед Р. Арнхейм, «...кино —  это лишь новейшая форма воплощения искусства движущихся образов, искусства, не менее древнего, чем все другие и даже чем самый род человеческий» (1, 132). Во втором тысячелетии до нашей эры на одной из египетских пирамид был многократно повторен каменный рельеф воина, каждое следующее изображение которого отличалось от предыдущего. Древний полководец, глядя на рельефы сквозь мелькающие спицы огромного колеса триумфальной повозки, видел, как каменный воин поворачивает к нему голову и приветственно поднимает руку. Таким образом, при просмотре этого своеобразного мультфильма зритель передвигался, а «кинолента» оставалась неподвижной.

       Занимаясь искусством мультипликации, подрастающее поколение вовлекается в здоровую конкуренцию, если в древности конкурировали за жизнь, за еду, за богатство, то теперь развёртывается конкуренция за смысл жизни… Материально или духовно богатой.

 

Список литературы:

1.    Арнхейм Р. Кино как искусство. — М., 1960. — С. 132



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт