Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Поиск социальной целостности: ...

Поиск социальной целостности: опыт русской религиозной философии


Зябрина Антонина Васильевна
кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и правоведения
Тюменский государственный университет
г. Новый Уренгой

Зябрина А. В.,
кандидат философских наук,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин и правоведения
филиала Тюменского государственного университета
г. Новый Уренгой

В большинстве современных исследований, посвященных анализу сегодняшнего состояния социума, фиксируются серьезные кризисные явления, затрагивающие практически все сферы жизни человека. Нарастание межкультурной и межрелигиозной конфронтации, обострение противоречий цивилизационного характера, нерешенные вопросы экологического характера – все это требует незамедлительных совместных действий со стороны человечества в целом.

Однако для того, чтобы совместно преодолеть указанные проблемы, общество должно выступать в качестве единого, целостного субъекта, способного на основе общечеловеческих ценностей обеспечить реализацию общечеловеческих интересов. Предлагаемые в настоящее время пути выхода из глобального кризиса связаны, по мнению представителей социально-гуманитарных наук, с формированием нового гуманизма (А. Печчеи), аккумуляцией неэгоистической любви к человеку и человечеству (П. А. Сорокин), следованию принципам терпимости и плюрализма (Д. Белл) и т. д.

Исследование интегративных свойств общества, поиск факторов, обеспечивающих социальную солидарность, сплоченность, ответственное отношение к бытию приводит нас к сложному, многоуровневому понятию социальной целостности. Феномен социальной целостности исследуется во многих областях науки: философии, социологии, культурологии, психологии, экономике, праве и др. На разных исторических этапах развития человеческой мысли понятие целостности связывалась категорией Единого (Античность), с пониманием несводимости целого к его частям (холизм), с изучением системы как наиболее высокоразвитого типа целого (системный подход).

Поиск оснований социальной целостности в современном мире осложняется тем, что многообразные особенности жизни социума сегодня определяются во многом культурно-духовным феноменом, известным как «постмодерн». Определяя постмодерн как особую эпоху, связанную с новым типом мироощущения, Т. А. Чебанюк отмечает, что основу этой эпохи составляет не рациональность, упорядоченность, а специфика реакции человека на мир, представляющийся ему хаосом, лишенным причинно-следственных отношений, ориентаций; децентрализованным, раздробленным, иерархически не упорядоченным [5, с. 66].

В этих условиях как никогда важно обращение к богатому духовному потенциалу, содержащемся в творческом наследии русской религиозной философии, содержащей в себе надежную и сущностную основу для выработки новых социальных ориентиров.

Анализируя исследование проблем целостности в русской философской традиции, С. С. Хоружий отмечает, что весь круг ведущих мотивов и интуиций русской религиозной философии связан со стремлением к цельности как должному и чаемому состоянию мира и человека [4, с. 34].

Начало осмысления цельной жизни в ее идеальном проявлении связано трагическим мироощущением, свойственным работам русских философов-славянофилов [2, с. 47]. Созвучность современным проблемам сохранения социальной целостности можно найти в историософских концепциях, которые возникают в русской религиозной философии во второй половине XIX века, содержащих в себе поиск русской идеи, обоснование судьбы и места России в мире, пути преодоления зла, осмысление трагичности земного существования.

Критически осмысливая отвлеченный рационализм, характерный для изысканий западноевропейской философии, А. С. Хомяков выдвигает идею соборности, которая предполагает реальную общность людей. Соборное единство, или просто Собор, по мнению А. С. Хомякова выражает идею собрания, не только в смысле проявленного, видимого соединения многих в каком-либо месте, но и в более общем смысле всегдашней возможности такого соединения, иными словами: выражает идею единства во множестве [3]. В основе соборности лежит единение людей, солидарность, общественная целостность в лоне Православной церкви.

Развитие проблематики целостности в русской философской традиции связано с именем И. В. Киреевского. В его работах подчеркивается противопоставление дезинтегрирующей роли рационалистического мировоззрения с общенародными началами устройства жизни старорусского мира. Философ подчеркивает значение «цельности духа» - идеала внутреннего устройства человека, которому соответствует особая форма мышления – «верующее мышление», и примеры которого мы можем видеть в жизни православных подвижников. Человек, по мнению И. В. Киреевского, должен стремиться «...собрать в одну неделимую цельность все свои отдельные силы, которые в обыкновенном положении человека находятся в состоянии разрозненности и противоречия; чтобы он не признавал своей отвлеченной логической способности за единственный орган разумения истины; чтобы голос восторженного чувства, не соглашенный с другими силами духа, он не почитал безошибочным указанием правды; чтобы внушения отдельного эстетического смысла, независимо от других понятий, он не считал верным путеводителем для разумения высшего мироустройства» [1, с. 249]. Социальная целостность возможна, в этом случае, при условии свободного подчинения личности абсолютным ценностям на основе любви к православной Церкви и своему народу.

Основываясь на идеях целостности и соборности, разрабатываемых в традиции славянофильства, русский философ-идеалист В. С. Соловьев предлагает метафизическую схему всеединства, которая воплощает глубокую направленность русской культуры к одновременному постижению, как философии, так и богословия; рационализма и мистицизма, западной и восточной мысли.

Принцип всеединства воплощен в философских рассуждениях В. С. Соловьева в нескольких аспектах – онтологическом (как целостность Бога, человека и космоса), аксиологическом (как целостность Истины, Красоты и Добра), гносеологическом (единство науки, философии и религии) и практическом (в слиянии общества, государства и Церкви). Феномен социальной целостности описывается философом с позиций единства и целостности всей человеческой истории. Модель совершенного общества, основанного на постоянном и созидательном сотрудничестве разных стран во всех значимых сферах жизнедеятельности человека, может быть воплощена в реальность только в условиях добровольного признания идей единства и не может быть создана насильственным образом.

Поиск оснований целостности общества, глубокое исследование факторов, которые могли бы способствовать реализации и сохранению этой целостности, можно найти в трудах других русских религиозных философов: С. Л. Франка, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина, И. А. Ильина и др. Как отмечает В. В. Лазарев, идея целостности по мере развития русской религиозной мысли не отменяется и не исчезает, а наоборот «…развивается, возвышается, обогащается новым, более усложненным содержанием [2, с. 197]. Хочется верить, что сегодня, в эпоху, когда человечество стоит перед новыми вызовами, связанными, в том числе и с серьезным кризисом духовной сферы, обращение к уникальному опыту русской религиозной мысли поможет найти пути преодоления расколотости и разобщенности современной цивилизации.

Литература

1.             Киреевский И. В. Полное собрание сочинений (в 2 т.). Т. I. M.: Книгоизд-во «Путь», 1911. – 289 с.

2.             Лазарев В. В. Идея целостности в русской религиозной философии (середина XIX – начало XX в.). Рос. акад.наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2012. – 222 с.

3.             Хомяков А. С. Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов: «Кафолический» и «Соборный» по поводу речи иезуита отца Гагарина [Электронный ресурс] URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/homakov/tom2/8/ (дата обращения: 28.09.2015).

4.             Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. – 1991. № 5. – С. 26 – 57.

5.             Чебанюк Т. А. Специфика постмодернистских (постструктуралистских) интерпретаций текстов культуры // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - № III-2 (23). – 2015. – С. 66-70.

  • harmony 04 ноября 2015 г.
    Верится в то, что замечательная идея Соловьёва В.С. найдёт отклик в душах верующих различных национальностей.
    Верится в то, что замечательная идея Соловьёва В.С. найдёт отклик в душах верующих различных национальностей.


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт