Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православные традиции семьи ка...

Православные традиции семьи как элемент духовного воспитания


Коломиец Светлана Александровна
МБОУ СОШ №9
г. Ноябрьск

 «Нет никакого высшего искусства, 
как искусство воспитания. 
Мудрый воспитатель создает живой образ,
смотря на который радуется Бог и люди» 
Свт. Иоанн Златоуст

В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово… Семья.

Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – это самое важное в жизни каждого верующего человека. Христианин воспринимает семью как малую церковь, члены которой объединены общей верой и взаимной любовью. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и занимает  важнейшее место в его душе.  Ребенок не может жить вне семьи, он познает мир через семью. Ни психологи, ни педагоги не воспитают в ребёнке доброту, любовь, целомудрие, смирение, жалость. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Заслуга перед Богом – воспитать ребёнка и сделать его… добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином». Православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

Воспитанием детей должна заниматься только семья. Пример отцов и  матерей, их поведение, семейные традиции действует на детские сердца сильнее слов и наставлений. Учение через поступки -  самое лучшее учение. Дела говорят сильнее слов, и добрый пример родителей бывает лучше всякого поучения. «Вы воспитываете ребенка, — пишет известный педагог А.С. Макаренко, — в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами — все это имеет для ребёнка большое значение». И если дети будут видеть в своих родителях грубость в словах и во взаимных отношениях, упрямство, неуступчивость, сварливость, гнев, ложь, нескромность, то, по подражанию, они сами станут такими же в обращении со своими сверстниками, а потом, в дальнейшей жизни, и с окружающими людьми, и со своими родителями.

Ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им  в  доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. Божественное присутствие проявляется во всех чертах традиционной национальной русской культуры: песни, танцы, обряды, праздники. Наиболее почитаемый праздник — Пасха. Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» — все это вызывает у детей  ощущение причастности к чуду. Дети с удовольствием приходят в храм с березовыми веточками на Троицу, с вербами в Вербное воскресенье, плодами на Преображение.

А сколько древних православных обычаев украшают нашу домашнюю жизнь: «красный угол» с красивыми иконами и горящей лампадой, розговены, поминальные дни, освящение домов и другие. Какая тут богатая пища для детской души! Обо всем этом должны позаботиться родители, ведь именно традиции выступают основой воспитания в семье. Для детей это, прежде всего радость, которую им необходимо доставлять. Должно быть сознание и чувство, что празднуется именно церковный праздник; перед едой в эти дни следует читать не обычные молитвословия, а праздничные тропарь и кондак. При этом праздник должен чувствоваться во всем: в обстановке и чистоте дома, в праздничном столе, в одежде, в содержании молитв, и главное — в посещении Церкви.

Православный храм — это духовный маяк, островок святости для взрослых и детей. Без него невозможно воспитать детей благочестивыми. Необходимо приучать детей к должному поведению в Храме. Церковная обстановка и благолепное богослужение благотворно действуют на ребенка. Когда мы приводим ребенка в Храм, когда он видит там образ Богородицы с Младенцем, когда он видит распятого Христа, когда он ставит свечку за бабушку, когда мы говорим с ним о предательстве, о жертвенной любви, о смерти, принятой Христом за всех нас, вот тогда мы и учим ребенка любить и сострадать. Мы учим его жить.

 Посещение храма должно стать радостным праздником, но не редким событием. Оно не должно быть и обременительным, поэтому рекомендуется на первых порах отстаивать с ребенком только часть службы. Полезно рассказывать ребенку об иконах, но не перегружать их информацией. И, конечно, необходимо чаще причащать детей во укрепление души и тела. Пост — это, прежде всего, укрепление в воле, которой очень многим не хватает и которую необходимо воспитывать в детях; это формирование навыка управления своим телом и желаниями путем их ограничения; это более сосредоточенная борьба с грехом; это покаяние. В пост следует усилить молитвенное правило, ограничить посещение кино, театра, сидение перед телевизором. Для детей пост целесообразно вводить очень осторожно. Вообще для каждого члена семьи должна быть своя мера поста, которую необходимо согласовать с духовником. Соблюдая Пост во всём – мы тем самым учимся исполнять Волю Божью!

В воспитании очень большое значение имеет ежедневное соприкосновение со святыней. Нательный крестик, иконы, святая вода, просфора, домашнее Евангелие — все это оказывает заметное влияние на любого человека, а тем более на детей. Семейное Евангелие должно иметь в доме свое особенное место. Духовной литературе определяется своя полка или шкаф. Детские книги религиозного содержания тоже не могут стоять вперемежку со сказками и стишками.

Православная Церковь всегда рассматривала семью, как очаг церковного просвещения. Очень благотворно действуют на всю семью духовные беседы с чтением Евангелия, апостольских посланий, жития святых, сборника Закона Божия или других подходящих духовных книг. Такое совместное участие в молитве и духовных беседах создаст в доме особую благодатную, умиротворяющую атмосферу. Религиозные беседы с детьми должны быть радостными, ибо христианство есть радостная полнота жизни во Христе. Не надо при этом лишать детей их детских забав и увлечений. Беседы при удачном и умелом их ведении, при достаточной подготовленности родителей и наличности у них религиозного мировоззрения, могут быть одним из наиболее могучих воспитательных средств, а вместе с тем одним из наиболее сильных проводников того духовного связывания ребенка с семьей, на которое должны быть употреблены главные усилия.

Необходимо понять каждому родителю то, что истинная нравственность невозможна без религиозной основы, без помощи Церкви, молитвы и святых Таинств. Назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, оно простирается в вечность. Поэтому и воспитание ребенка должно помочь ему иметь эту главную цель перед глазами и знать, как достичь ее.

 

Семья без Господа мертва,

Заглушат радости плевелы,

И пустит сорная трава

Кореньев сети, всходов стрелы.

Не ублажайте милых чад,

Даются дети нам на время.

Семья – цветущий дивный сад,

Где Божий плод приносит семя.      

                                          О.Росс

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

 

1.             Православный сайт «Семья и вера для всей семьи» http://semyaivera.ru/2012/01/21/kak-vospitat-rebenka-v-pravoslavii/

2.             Православное воспитание детей. Секреты семейного счастья http://www.secrets-of-happy-family.narod.ru/index-235.html

3.             Страничка православной матери http://www.orthomama.ru/cat33text141.htm

4.                Интернет-издание Вэб-Центра «Омега». Москва, 2000. Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3. http://bookap.info/book/moskva_2000_pravoslavnaya_pedagogika_sbornik_statey_vypuski_1_3/load/rtf.shtm

5.             Православие и современность. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Живое слово мудрости духовной. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/ioann_kronshtadskiy_slovo_mugrosti.pdf



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт