Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Православные традиции как элем...

Православные традиции как элемент сохранения семейных ценностей, особое духовное значение Таинства венчания


Чумак Ольга Петровна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Салехард

Народ – это живой организм, клеточками которого является семья. Если семейный уклад нарушается, если теряются семейные ценности, то семья начинает серьезно болеть: разрываются родственные связи, разрушаются человеческие судьбы;  и болезнь, поразившая отдельные клетки, подвергает уже опасности жизнь всего организма, общества. Причиной  этого нездорового состояния являются грехи против семьи: потеря целомудрия, гражданский брак, измена, развод, малодетность как одна из форм эгоизма, аборт… Грехов  много, о них необходимо знать, чтобы попытаться избежать, попробовать исправить, чтобы спасти и сохранить семью, которая является прибежищем, ограждающим от бед.

Русская  Православная Церковь всегда считала одним из самых больших грехов, который сильно  уродует душу, делая её почти неспособной к созданию крепкой семьи, - это потеря целомудрия. Само понятие «целомудрие» очень важно в православном учении, оно обозначает особое состояние души, когда человек способен целостно мудрствовать. Недаром Церковь говорит не о «целотелии», а именно о «целомудрии». Значит, здесь что-то происходит с нашим умом, с нашей душой. Представьте, что скромная, хорошо воспитанная девушка подверглась насилию. Потеряла она своё целомудрие?  Нет, это не потеря целомудрия. И наоборот, есть множество тех, кто, сохранив целостность тела, в своих мыслях и мечтаниях крайне далеки от целомудрия, и только случайность удерживает их от падения. Закон духовной жизни таков: сначала мужчина и женщина дают обязательства верности и закрепляют это браком,  потом – телесная близость. То есть сначала возникает духовная связь. А затем – телесная. Каждое блудное сожитие не проходит бесследно для души, душа связана с другими людьми, эти связи тяготят её, не дают ей свободы.  Их  порвать можно, но для этого необходимо призвать на помощь Бога, надо возненавидеть этот грех, и Господь оборвёт  греховные связи.

Проживание в гражданском браке тоже является грехом против семьи. Это не брак, это – блудное сожитие. Семья – это ответственность, а люди, проживающие в гражданском браке, не хотят брать на себя даже малейшей ответственности. Спать вместе, а остальное – врозь, друг за друга не в ответе. Нет ответственности, нет постоянства! Так  порождается ещё один явный грех против семьи – измена. Встречаться с чужим человеком  по два-три часа, да ещё не каждый день, - это в десятки раз проще, чем ухаживать за своей женой. Быть любезным на короткий промежуток времени с любовницей – легко. Быть заботливым мужем и отцом и проявлять  эту заботу 24 часа в сутки, - это уже подвиг. Нести этот подвиг человек не желает, а чтобы его любили и ублажали,- он хочет. Так появляются любовницы, но появляются они только от неспособности изменника любить по-настоящему.

Создавать семью надо правильно! Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Семья создается ради радости, но порой любовь включает в себя и боль. Если мой любимый человек радуется, и я счастлив, но если он болеет, и мне плохо. Вступление в брак в православии называется венчанием. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец- это награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но ещё это и мученический венец. По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы всё претерпеть ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Христианская семья должна помнить слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Господь и Его Святая Церковь помогают людям нести подвиг семейной жизни с самого её начала, освящая союз двух сердец в Таинстве Брака. У Престола Божия молодые люди обещают всю жизнь быть рядом, в беде или болезни нести тяготы друг друга. Как важно в трудные периоды совместной жизни помнить  об этих торжественных, счастливых и ответственных минутах  соединения с другим человеком и не уставать прощать мелкие обиды, терпеть несовершенство другого, как мы терпим своё несовершенство». По слову апостола Павла:

Любовь долготерпит, милосердствует,

Любовь не превозносится, не гордится,

Любовь не бесчинствует,

Не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

Не радуется неправде, а сорадуется истине;

Любовь всё покрывает, всему верит,

Всего надеется, всё переносит.

Любовь никогда не исчезнет с лица земли,

Хотя и пророчества прекратятся,

И языки умолкнут, и знание упразднится…

А теперь пребывают сии три:

Вера, Надежда, Любовь,

Но Любовь из них больше.

Любовь начинается с любви в семье, поскольку семья – это единственное место, где человек проходит школу любви. Учиться любить надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся в твоей новой взрослой семье.

Истинный брак должен быть вечным. В Церкви нет разводов. В идеале верность своему супругу хранят всю жизнь, даже после смерти одного из супругов. Конечно, не каждый, овдовев молодым, может не вступить более в брак, поэтому в Церкви допускается повторное венчание. Но второй брак рассматривается уже как снисхождение к немощи человека. «Лучше бы тебе больше не вступать в брак, но если ты не можешь понести этот подвиг, то – вступай»,- говорит Церковь.  И хотя Церковь в некоторых случаях допускает разводы как меньшее зло по сравнению с большим, но тем не менее развод -  это грех против семьи.

В 2000 году ушла из жизни моя дорогая любимая Бабушка, её судьба - это пример глубокой веры в Бога, пример благочестивой жизни, терпения, смирения, подвиг супружеской верности. Она рассказывала, что выходила замуж  в 18 лет по воле родителей. Дедушка Моисей был старше на 10 лет. Во время венчания в Храме шептались: «Такая красивая да за такого некрасивого выходит…» На вышитом рушнике, перед  Алтарём, расплели ей косу, с пожеланием, чтоб были силы для работы по дому, было время для мужа, детей и красоты своей, чтоб косу всегда могла расчёсывать и супруга миловать. В семье родилось семеро детей (моя мама младшая и потому любимая дочь дедушки). О своем муже моя Бабушка отзывалась с такой любовью, с таким уважением! Говорила, что он очень оберегал её, никогда даже строгим взглядом не обидел. В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941 года фашисты зашли в деревню, сожгли новый, только что выстроенный дедушкой бревенчатый дом. Семье пришлось убегать в лес, в чужое поселение, все заболели тифом, кроме бабушки. Ей Бог дал силу, чтобы спасать детей, ухаживать за мужем. Там, среди чужих людей, дедушка умирает, а вслед за ним трое мальчиков. Все тяготы страшной войны и горе потерь прошла одна, сама подняла четверых оставшихся в живых детей, ни одного мужчину в свою жизнь не приняла, хотя сватались многие. Хранила верность в течение 59 лет, чтоб в жизни Вечной встретиться с венчаным мужем. Для меня это и есть  образец семьи, святые ценности и православные традиции, всё едино и не раздельно!

Без детей очень трудно проявиться настоящей любви! Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь смыслом, радостью. К сожалению, сейчас многодетных семей мало. Малодетность – одна из форм эгоизма. Если ребёнок в семье один, то такое положение очень сильно располагает к зарождению в ребёнке эгоизма, он желает  проявление  только своей воли. Что ждёт тех супругов, которые родили всего одного ребёнка или остались бездетными? Каждое работающее поколение кормит стариков и детей. Действительно,  легче прокормить одного ребёнка или вовсе не иметь детей. Сегодня мама и папа обеспечивают счастливое детство одному ребёнку, а завтра (то есть через 30 лет) это изнеженное счастливое чадо будет ли заботиться об обоих своих родителях? Снова вспоминаются слова моей любимой  Бабушки, которая говорила: «В семье должно быть не меньше трёх детей: один  ребёнок Богу, один людям, один себе». Только теперь я понимаю эту мудрость: если  дети будут служить и Богу, и людям, и старости нашей – вот самая большая награда!  Господь за каждого ребёнка прибавляет благочестивым родителям счастье. Традиционно православной верой всегда почитались многодетные семьи. По церковным канонам аборты приравниваются к настоящим убийствам и считаются смертным грехом.

«Сохрани, Боже всех, где моя кровь заходит» , - ещё в детстве моём тихой мелодией влилась в душу эта строчка Бабушкиной Молитвы, но только теперь я понимаю Её истинную суть, силу Её оберега… Живёт среди православных христиан мысль о том, что если молится жена, то спасается семья,  а если муж, то будет спасён весь род! Сохранить  семью и семейные ценности можно только Верой, Молитвой,  благочестивой жизнью, направленной на постоянную борьбу с  грехами против семьи и самым страшным врагом – собственным грехом!  Будет здоровая семья – будет здоровым всё общество!



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт