Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Правовая среда как интерактивн...

Правовая среда как интерактивный ресурс формирования функциональной грамотности


Измайлова Галина Петровна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

п. Пангоды», Надымский район

 

 В статье представлен опыт формирования правовой грамотности на уроках права.  Фрагмент урока представлен по теме «Риски наследования». Для проведения мастер-класса используется технология критического мышления.

Технологическая карта мастер-класса «Учебное задание как интерактивное средство в реализации компетентностного подхода на уроках истории и обществознания»

 

Этап

Основные виды деятельности ведущего

мастер-класса

Основные  виды деятельности аудитории

Вызов

Мотивационный блок для участников форума

Задание для аудитории:

Два первых понятия находятся в определенном отношении друг с другом. Определите это отношение и среди пяти приведенных в задании слов найдите такое, которое находится в таком же отношении с третьим понятием.

ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ИНТЕРАКТИВНОСТЬ….

1)ключевая компетенция 

2)информационные технологии

3)способность действовать автономно 4)непрерывность образования

5)методический прием

Ответ: способность действовать автономно

Содержание функциональной грамотности (теория) через демонстрацию слайда

Предметная компетентность – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности; средствами предмета

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами данного предмета;

формулировать эти проблемы на языке данного предмета;

решать эти проблемы, используя предметные знания и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ 3 ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ ОЦЕНКИ:

Действовать автономно

Фокус: персональная идентификация / относительная автономия

Использовать интерактивно различные средства

Фокус: взаимодействие с миром с помощью различных средств

Функционировать в социально гетерогенных группах

Фокус: взаимодействие с другими

Задание участникам мастер-класса для определения роли типичных заданий в формировании функциональной грамотности

Установите связь понятий:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

(Используйте

АЛГОРИТМ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ)

 

Вид связи                              Слова-связки

Род-вид

Является примером, относится к

Вид-вид

Или, как и

Тождественные

Есть, является

Синонимичные

То же, что

Противоположные

Не есть, не является

Противоречащие

Исключает

Целое-часть

Состоит из

Причинно-следственная

Приводит к

Функциональная

Используется для, работает как

Количественная (степень, мера)

Больше, меньше, шире, уже, выше, ниже

Атрибутивная

Является признаком

Цель-средство

При помощи, достигается с, решается при

Временная

Было до, произойдет после, произошло до, позже, раньше

Пространственная

Находится за (перед, над, под, выше, ниже)

 

Проблема для участников

мастер-класса

Возможно ли  конвертирование типичного задания на уроке в интерактивное?

Осмысление

на основе просмотра  фрагмента урока

Во время урока предлагаю обучающимся просмотреть видеофрагменты из фильма «Зловещее наследство»

Стадия вызова:

Мотивационный блок:

Просматриваем отрывки из фильма «Зловещее наследство»

Эвристическая беседа:

1.     Какой документ был предъявлен полицейскому?

2.     Что содержится в завещании?

3.     Как называются стороны наследования?

4.     Почему Артем Воронцов уточняет у нотариуса о родственниках своего дяди?

5.     Почему владелица соседней лавки позвонила в полицию?

Обобщаю ответы обучающихся, уточняю тему урока

Таким образом, в сфере наследования возникают определенные риски, которые мы должны предвидеть и успешно их преодолевать.

Подумайте, какую проблему(тему) мы будем обсуждать на уроке?

Вопрос  для обучающихся

Назовите отрасль права, которая регламентирует вопросы наследования.

Какой источник права является основным в гражданском праве?

Демонстрирую теорию на слайдах

Институт наследования - сложный комплекс отношений, связанных с переходом имущества от умершего человека к иным субъектам.

Все имущество наследователя называется наследственной массой.

Работа в гендерных группах

с фрагментами ГК РФ для анализа действий героев фильма

Проанализируйте фрагменты фильма, используйте повторный просмотр:

Установите, является ли Артем Воронцов недостойным наследником. По каким признакам это установлено? (используйте ст.1117  ГК РФ)

Ответ:

Нет, т.к. противоправных действий, предусмотренных ст.1117,  Воронцов в отношении наследодателя не совершил,

Какая ошибка допущена при составлении завещания? (используйте ст.1112  ГК РФ) Позволяет ли такая ошибка рассматривать завещание недействительным?

(используйте ст.1131 ГК РФ)

Ответ:

Ошибка-пункт «быть добрым антикваром…» это не относится к имущественным правам, а скорее выражает личные неимущественные, что не является объектом  завещания.

Как вы думаете, какой второй документ вручил нотариус Воронцову?

Есть ли в действиях нотариуса нарушения?

(используйте ст.1126 ГК РФ)

Ответ:

Закрытое завещание.

Ошибки, допущенные нотариусом

(возможные позиции):

·        Нет конверта.

·        Конверт должен быть вскрыт при свидетелях и наследниках по закону.

·        Завещание оглашается нотариусом при свидетелях и наследниках по закону, и не на улице.

·        При этом подписывается протокол.

·        В протоколе фиксируется вскрытие конверта и полный текст завещания.

·        Наследник получает копию, а мы видим и копию и оригинал.

Методическая характеристика мастер-класса

После завершения просмотра видеофрагмента урока характеризую методические аспекты темы

 

содержание

Итак, в процессе формирования правовой грамотности использовался алгоритм типичных заданий

 

 

контекст

 

познавательная деятельность

 

 

 

 

 

Контекст:

«то, что интересно подросткам»

(риски наследования)

Содержание темы:

Понятия «завещание», недостойный наследники», «недействительность завещания», «закрытое завещание», «наследственная масса», «риски завещания»

Познавательная деятельность:

Применение правовых знаний и понимание правовых норм для оценки действий субъектов права в конкретных жизненных обстоятельствах

Методическое обоснование видеофрагмента урока  по теме «Риски наследования»:

Планируемые результаты:

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону:

гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок; готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц;

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Метапредметные результаты:

Выпускник научится:

-     самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-     ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-     оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

-     искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-     критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-     осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;

-     при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

Предметные результаты:

-     выявлять общественную опасность правонарушений в сфере наследования

-     анализировать механизмы правовой защиты института наследования;

-     различать формы наследования.

Оборудование: Право.11 класс: учеб.пособие для общеобразоват.организаций: углубл.уровень / Л.Н. Боголюбов, Т.Е.Абова, А.И. Матвеев и др; под ред. А,Ю. Лазебниковой .-2-е изд.-М.:Просвещение,2018; раздаточный материал (извлечения из ГК РФ); видеофрагменты из фильма «Зловещее наследство», мультимедийный класс для повторного просмотра видеофрагментов, а также использования правового ресурса «Консультант плюс»

Форма урока: проблемный урок

Используемая технология: технология критического мышления

Основные виды деятельности обучающихся: называют признаки понятий «завещание», недостойный наследники», «недействительность завещания», «закрытое завещание», «наследственная масса», «риски завещания», анализируют фрагменты фильма, сравнивают жизненные ситуации с правовыми нормами гражданского права.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

Рефлексия

Предлагаю вернуться к проблеме

мастер-класса

Предположите, может ли типичное задание стать интерактивным в рамках формирования функциональной грамотности? Свой ответ поясните.

В чем, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны ипользования интерактивных заданий в практике педагога?

 

Список литературы

 

1.       Право.11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Л. Н. Боголюбов, Т. Е.Абова, А. И. Матвеев и др.; под ред. А. Ю. Лазебниковой . – 2-е изд.-М. : Просвещение, 2018.

2.       Право. Поурочные разработки. 11 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций : углубл. уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ю. Басик, Е. И. Жильцова и др.]. — М. : Просвещение, 2017.

3.       edu.yanao.ru Общие подходы к определению функциональной грамотности учащихся основной школы. Концептуальные рамки разработки учебно-методических материалов для оценки функциональной грамотности учащихся/ Г.С.Ковалева

4.       mosmetod.ru Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка»,  Мокасеева Ю. Б., Лавриков В. В.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/Гражданский кодекс РФ



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт