Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Пути взаимодействия современно...

Пути взаимодействия современной молодёжи и православия


Колбасова С. Н.
заведующая отделением социальной диагностики, дневного пребывания и семейной воспитательной группы
Муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие»
г. Салехард

Какое место вера занимает в жизни современной молодёжи и как взаимодействует молодёжь с церковью?

На мой взгляд, на сегодняшний день, – это один из важных вопросов современного общества, которое, в настоящее время, находится в глубоком духовном кризисе. Этот аспект в полной мере отражается во многих сферах нашей жизни. Особенно заметен упадок культурных ценностей среди подрастающего поколения. Молодёжь совсем забыла самобытные ценности русского образа жизни и русской ментальности, бросилась в губительную бездну подражания чуждой и такой далёкой западной культуре. Молодое поколение в России утратило нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности православной культуры и традиций в жизни и воспитании.

С древних времен русские люди воспитывались на патриархальных ценностях, которые формировали такие нравственные качества как послушание, исполнительность, беспрекословное подчинение воле отца, царя, Бога. За много веков в России сформировалась национальная идея, которая лежала в основе единства всего гражданского общества Российской Империи. Молодежь жила духовными традициями православной этики, и идеалом ее была не могучая, не богатая, а «Святая Русь».

Именно вера относится к тому моменту, когда в социуме начала укрепляться мысль о неслучайности появления человеческого рода, о назначении человека дать миру образец справедливости и тем самым обеспечить устойчивость и гармоничность в соотношении Бога, природы и человека.  «Как пишет П. Бергер, - общество удерживается как единое целое не просто в силу практической необходимости и совместных интересов: его сплачивает вера, которая объясняет и оправдывает установленный социальный порядок».

Духовность личности воспитывается исключительно верой и церковностью, прививая человеку такие качества, как любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность и терпение. Кроме того, православная духовность дарует человеку истинную свободу, открывающую перед ним широкие возможности праведной и добродетельной жизни.

Конец XX века начало XXI ознаменован событиями, повлекшими за собой утрату привычных основ общества и нарастание дезориентации в обществе. Эта тенденция, в первую очередь, выразилась в социальном дезадаптации, в результате которой появились сменяющие друг друга поколения молодых людей, их главными отличительными качествами стали: пассивность, иждивенчество, осознание бесполезности существования и невозможности изменить свой социальный статус.

На рубеже веков молодое поколение подверглось сильному информационному влиянию со стороны Запада. Большая часть российского населения стала подражать его культуре. Это явление буквально опутало всю нашу жизнь, начиная от форм проведения досуга, манеры общения и заканчивая этическими и эстетическими ценностями. Мнимая «демократическая свобода» начала воспитывать бездуховность, закладывая в основу жизненных идеалов молодёжи карьеризм, эгоизм, богатство и многие другие пороки, не противоречащие формальным законам.

В современных условиях молодёжь стремится получить ту культуру и то образование, которые помогут ей выстоять и добиться успеха. Отсюда у части сегодняшней молодёжи явно потребительское отношение к основополагающим ценностям.

Рассматривая пути взаимодействия современной молодёжи и православия, можно отметить, что сегодняшнюю молодёжь очень часто обвиняют в бездуховности, в отсутствии морали. Отчасти это и так. Но кто в этом виноват? Ответов на этот вопрос может быть множество. И главное сейчас, это не поиск виноватых и крайних, а осознание того, какую роль играет религия в жизни современной российской молодежи и может ли религия стать тем смыслом жизни, который определит жизненные ориентиры молодого поколения.

Приобщение молодёжи к духовному миру и тяга к Богу позволит подрастающему поколению лучше ориентироваться в жизненном пространстве.

Молодой человек, взрослея, сталкивается со многими проблемами и дилеммами. Всё это требует осознания и объяснения. Большинство молодых людей, особенно старшеклассники, пытаются найти ответы на самые животрепещущие и вечные вопросы: что есть я; в чем смысл жизни; как возник и устроен мир и т.д.

Чрезвычайно важно иметь в виду, что молодежь особенно подвержена опасности, потому что в молодом организме инстинктивные начала проявляются гораздо сильнее по причине возрастной физиологии человека, сопряженной с отсутствием у него достаточного жизненного опыта и ощущения опасности. Именно молодые люди становятся первыми жертвами пропаганды тотальной вседозволенности.

 Религия и вера в Бога даёт ответы на многие злободневные вопросы, которые мучают современную молодёжь. Она способствует формированию собственной позиции в отношении практически всех более или менее значимых событий нашей жизни.

Российская Православная церковь и религия может дать позитивное влияние на попытки молодёжи обрести смысл жизни, опыт, моральную и нравственную позицию. А такая молодёжь, в свою очередь, способна оказать огромное влияние на развитие России и вывести её из духовного кризиса. По словам патриарха Алексия II, - «Не будет той России, которую мы знаем и любим, если упустим молодое поколение».

На сегодняшний день российская система образования не даёт молодому поколению никаких общезначимых нравственных приоритетов. Фактически, образовательные учреждения не создают у подрастающего поколения духовного стержня и мировоззренческого ориентира. И не смотря на то, что во многих общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях России вводят предметы по религии и проводится активная просветительская работа с помощью использования различных телевизионных каналов этого пока недостаточно для выхода молодых людей из глубокого духовного кризиса.

Со стороны самой молодёжи есть самостоятельные попытки выхода из этого кризиса, но они носят абсолютно неверный ориентир: одни приобщаются к атеизму, другие – включаются в многочисленные псевдорелигии, по сути, человеконенавистнические секты, нашедшие благоприятную почву в духовном и моральном оскудении общества, упадке культуры. По официальным данным статистики в различные сектантские объединения уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, 70 % которых – молодежь, в том числе, около миллиона студентов; из них 25-30% бросили учебу. Результат участия в сектах – психические расстройства, утеря интереса к жизни, массовые самоубийства, моральное и бытовое разложение молодых людей.

Очень важно, чтобы молодой человек ясно понимал: все, чего он ожидает от жизни, может быть реализовано только в условиях нравственного, а потому жизнеспособного общества.

Молодежь, утратившая смысл жизни, будет постоянно деградировать, самым важным для нее станет удовлетворение примитивных потребностей, а заботы о собственном будущем, о завтрашнем дне отойдут на второй план. Эта тенденция может принять необратимый характер, привести к катастрофе, к снижению способности человечества воспроизводить себя, свои жизненно важные параметры, обеспечивать свою выживаемость, жизнеспособность и стабильность. Общество, в котором молодежь испытывает подобные проблемы, обречено.

В заключении хочу отметить, что ценностные ориентиры подрастающих поколений утратили преемственность лучших традиций русской православной идеи. Без православия не будет русской культуры, а без развития родной культуры никогда не будет ни духовности, ни благополучия. И только религия может дать молодёжи твёрдое основание нравственности и сделать молодых людей полноценными и законопослушными гражданами России.

Список использованной литературы:

1.    Бергер П., Лукман П. Повседневная жизнь и религиозный опыт.//Религия и общество. Хрестоматия./Сост. В.В. Гараджа. М.,1996.

2.    Слово Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II./Журнал Московской патриархии. 2004. №10.

3.    Добруськин  М.Е. О социальных функциях церкви.// Социологические исследования и современность. 2002. №4.

4.    Недоумов О. Религию в школы!//НГ – Религии. 2004.

5.    Иерей Иоанн Казанцев, преподаватель Тобольской Православной Духовной семинарии.

6.    Стариков Ю. / Газета «Возрождение» 2008.№10

  • kasparov 29 октября 2015 г.
    Полностью согласен с автором, проблема духовности, сохранения культурных ценностей со стороны молодого поколения, действительно является острой проблемой нашего времени.
    Полностью согласен с автором, проблема духовности, сохранения культурных ценностей со стороны молодого поколения, действительно является острой проблемой нашего времени.
  • Wendy 29 октября 2015 г.
    Тема очень актуальная. На сегодняшний день заметен огромный разрыв между современным поколением и религией и верой, не говоря уже о духовности и о культуре.
    Тема очень актуальная. На сегодняшний день заметен огромный разрыв между современным поколением и религией и верой, не говоря уже о духовности и о культуре.
  • Asya 30 октября 2015 г.
    Скажу так по мимо актуальности этой темы, тут есть важность причем достаточно большая! пора обратить внимание что молодежи с верой все меньше и меньше а ведь духовное воспитание это очень важно для каждой семьи для каждого человека! Ведь эта молодежь тоже создаст семью и что же она будет вкладывать прививать своим детям, в плане духовности. Да ничего! Пора уже делать серьезный упор в этом вопросе. Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.Получается религия стала прагматичной.
    Скажу так по мимо актуальности этой темы, тут есть важность причем достаточно большая! пора обратить внимание что молодежи с верой все меньше и меньше а ведь духовное воспитание это очень важно для каждой семьи для каждого человека! Ведь эта молодежь тоже создаст семью и что же она будет вкладывать прививать своим детям, в плане духовности. Да ничего! Пора уже делать серьезный упор в этом вопросе. Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.Получается религия стала прагматичной.
  • t0ma2007 31 октября 2015 г.
    Очень интересный журнал и тема нужная. В современном обществе забота о нравственном воспитании молодежи, это необходимое, нужное, важное направление. Ведь молодежь, именно она принимает, образно выражаясь, страну, в свои руки. Поэтому жизненные ориентиры молодого поколения, его духовный уровень определяют и направление развития государства в целом.
    Очень интересный журнал и тема нужная. В современном обществе забота о нравственном воспитании молодежи, это необходимое, нужное, важное направление. Ведь молодежь, именно она принимает, образно выражаясь, страну, в свои руки. Поэтому жизненные ориентиры молодого поколения, его духовный уровень определяют и направление развития государства в целом.
  • labuda2014 01 ноября 2015 г.
    Разделяю мнение автора. Действительно, ценностные ориентиры подрастающих поколений и преемственность русских православных традиций, практически, утрачены. Молодёжи довелось жить в столь непростое и нелёгкое время. Такие понятия, как нравственность, вера, честность, искренность многим "незнакомы" и "чужды", а это прискорбно и печально. Подрастающим людям необходимо с самого детства прививать любовь и веру к Богу. Такое воспитание не только поможет приобщиться к духовному миру, но и предоставит возможность лучше ориентироваться в жизненном пространстве: меньше допускать ошибок и как можно меньше подвергать себя опасности.
    Разделяю мнение автора. Действительно, ценностные ориентиры подрастающих поколений и преемственность русских православных традиций, практически, утрачены. Молодёжи довелось жить в столь непростое и нелёгкое время. Такие понятия, как нравственность, вера, честность, искренность многим "незнакомы" и "чужды", а это прискорбно и печально. Подрастающим людям необходимо с самого детства прививать любовь и веру к Богу. Такое воспитание не только поможет приобщиться к духовному миру, но и предоставит возможность лучше ориентироваться в жизненном пространстве: меньше допускать ошибок и как можно меньше подвергать себя опасности.
  • 858585 01 ноября 2015 г.
    Доклад интересный и заставляет задуматься над проблемой взаимодействия молодёжи и церкви. Большой процент сегодняшней молодёжи выглядит плачевно... . Деградация налицо..., а избежать этого процесса можно только путём прихода подрастающего поколения к Богу и к праведной жизни.
    Доклад интересный и заставляет задуматься над проблемой взаимодействия молодёжи и церкви. Большой процент сегодняшней молодёжи выглядит плачевно... . Деградация налицо..., а избежать этого процесса можно только путём прихода подрастающего поколения к Богу и к праведной жизни.
  • margo 02 ноября 2015 г.
    Тема важная и нужная. В этом стремительно развивающемся мире трудно с ориентироваться и не поддаться на соблазны, не только молодежи но и более взрослому поколению. Но каждый должен осознать что  воспитание молодежи происходит в наших семьях, от старшего поколения к младшему, и об этом нужно задуматься каждому. 
    Тема важная и нужная. В этом стремительно развивающемся мире трудно с ориентироваться и не поддаться на соблазны, не только молодежи но и более взрослому поколению. Но каждый должен осознать что  воспитание молодежи происходит в наших семьях, от старшего поколения к младшему, и об этом нужно задуматься каждому. 
  • Мари555 03 ноября 2015 г.
    Тема очень сложная и серьезная. Дело тут не в молодёжи кактаковой,  ведь Бог не ошибся что поместил именно эту молодёжь в это сложное время. Мы так привыкли к правильным словам, что совсем не замечаем того, что живём не так как говорим, учим, проповедуем, а молодые люди очень чувствительны ко всему, в том числе и к лицемерию. На сегодняшний день Церковь действительно утратила своё предназначение, как бы ни прискорбно это звучало. Она не отвечает на нужды людей, не решает реальных проблем, стоящих перед молодежью. Церкви нужно проделать очень большую работу, чтобы обратить на себя внимание большинства молодежи. А те молодые люди у кого вера в душе есть - когда то была заложена родителями, либо они сами пришли к ней, по каким-то личным причинам,  именно сами пришли к пониманию Бога, эти люди из Церкви никогда не уйдут, какое бы ни было сложное время. 
    Тема очень сложная и серьезная. Дело тут не в молодёжи кактаковой,  ведь Бог не ошибся что поместил именно эту молодёжь в это сложное время. Мы так привыкли к правильным словам, что совсем не замечаем того, что живём не так как говорим, учим, проповедуем, а молодые люди очень чувствительны ко всему, в том числе и к лицемерию. На сегодняшний день Церковь действительно утратила своё предназначение, как бы ни прискорбно это звучало. Она не отвечает на нужды людей, не решает реальных проблем, стоящих перед молодежью. Церкви нужно проделать очень большую работу, чтобы обратить на себя внимание большинства молодежи. А те молодые люди у кого вера в душе есть - когда то была заложена родителями, либо они сами пришли к ней, по каким-то личным причинам,  именно сами пришли к пониманию Бога, эти люди из Церкви никогда не уйдут, какое бы ни было сложное время. 
  • Evgenia 05 ноября 2015 г.
    Ориентир на материальные блага и гонка за успешностью, действительно, преобладают в мышлении современного человека. Сложно сейчас представить, что бы мы вернулись к патриархальным временам, но  возрождение духовности в нашем обществе крайне необходимо, и конечно, роль церкви здесь велика. Главное- найти подход к подрастающему поколению, не навязывая и разговаривая на их языке, открыть другой мир- мир души.К сожалению, не всегда в храме человек находит понимание и нужный отклик, не все служители в необходимой мере на доступном языке могут взаимодействовать с прихожанами и в какой- то мере это проблема. Нашим детям не чужды доброта и разум!  Просто нам взрослым стоит не забывать об этом, а учиться  правильно ориентировать их, совершенствоваться духовно самим, показывая пример! Как мне кажется, в первую очередь, важно быть верующим, нежели религиозным. Прививать православную культуру, я думаю, следует и через призму науки, ведь одно другому не противоречит,  а ,наоборот, взаимообъясняет. Так же,  по данной тематике существует много художественной литературы для разных возрастов, которую можно использовать как в школьных программах, так и брать на вооружение родителям. Реальные примеры святых и простых людей, проповедующих Любовь к Богу способны воодушевить человека и поселить светлое в его мысли. Будущее, порой пугает, но если есть мы, осознающие проблему, значит и есть сила, способная менять нашу жизнь и жизнь наших детей к лучшему! 
    Ориентир на материальные блага и гонка за успешностью, действительно, преобладают в мышлении современного человека. Сложно сейчас представить, что бы мы вернулись к патриархальным временам, но  возрождение духовности в нашем обществе крайне необходимо, и конечно, роль церкви здесь велика. Главное- найти подход к подрастающему поколению, не навязывая и разговаривая на их языке, открыть другой мир- мир души.К сожалению, не всегда в храме человек находит понимание и нужный отклик, не все служители в необходимой мере на доступном языке могут взаимодействовать с прихожанами и в какой- то мере это проблема. Нашим детям не чужды доброта и разум!  Просто нам взрослым стоит не забывать об этом, а учиться  правильно ориентировать их, совершенствоваться духовно самим, показывая пример! Как мне кажется, в первую очередь, важно быть верующим, нежели религиозным. Прививать православную культуру, я думаю, следует и через призму науки, ведь одно другому не противоречит,  а ,наоборот, взаимообъясняет. Так же,  по данной тематике существует много художественной литературы для разных возрастов, которую можно использовать как в школьных программах, так и брать на вооружение родителям. Реальные примеры святых и простых людей, проповедующих Любовь к Богу способны воодушевить человека и поселить светлое в его мысли. Будущее, порой пугает, но если есть мы, осознающие проблему, значит и есть сила, способная менять нашу жизнь и жизнь наших детей к лучшему! 


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт