Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Работа с учебным текстом на ур...

Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся


Тимяшева Екатерина Рудольфовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

п. Пангоды», Надымский район

 

Для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, современный школьник должен обладать навыками функциональной грамотности.  Что же такое функциональная грамотность?

По данным социологического словаря, функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом [6].

А. А. Леонтьев в одной из своих работ определяет функциональную грамотность как способность человека свободно использовать навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации [4].

Еще английский философ Ф. Бэкон говорил о том, как важно научиться правильно работать с информацией, что именно чтение делает человека знающим.

Уметь читать, вести беседу и записывать полученную информацию – вот известные всем педагогам формы деятельности на уроке.

Анализируя самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроках, можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:

·          обучающиеся не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста, проанализировать и обобщить полученные сведения;

·          не умеют использовать приобретенные знания на практике;

·          многие не обладает навыком преобразования информации, полученной из схемы, таблицы или диаграммы;

·          ученикам трудно понимать и извлекать информацию из оригинальных текстов.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что далеко не каждый ребенок обладает умениями критически оценивать и осмысливать прочитанный текст, применять полученную разными способами информацию на практике. А ведь эти навыки, пожалуй, являются самыми важными и необходимыми. Существует необходимостьв формированиифункциональной грамотности обучающихся через развитие умений работы с учебным текстом. При изучении материала по истории и обществознанию серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе обучающихся с учебным и оригинальным текстом. Это позволяет развивать умение поиска путей решения проблем, умение действовать в разных ситуациях, самостоятельно добывать недостающую информацию.

В процессе обучения каждый ребенок должен научиться

- самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

- работать с различной информацией, анализировать и обобщать ее;

- осуществлять поиск информации из различных источников;

- аргументировать и критически мыслить;

- искать рациональные пути решения поставленных задач.

Процесс развития функциональной грамотности на уроках истории и обществознания осуществляется на основе формирования навыков мышления в виде заданий, проблемных ситуаций и вопросов.

Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составлениевопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму или гистограмму; подбор примеров к тексту; объяснительное комментированное чтение; аналитическое чтение; составление рассказа по иллюстрации; выделение смысловых частей текста и другие.

Наиболее эффективными приемами работы с учебным текстом можно выделить следующие:

1.  Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).

Пример приема «Корзина» на уроке истории в 6 классе. Тема «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»: можно предложить обучающимся высказать, что такое «Инквизиция», причины и последствия появления данного явления, привести примеры.

2.  Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).

Пример синквейна на уроке истории в 6 классе. Тема «Столетняя война»:

1) Жанна дАрк;

2) отважная неординарная;

3) сожгли, реабилитировали, канонировали;

4) главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне;

4) Орлеанская дева.

Пример синквейна на уроке обществознания в 6 классе. Тема «Потребности человека»:

1)      потребности;

2)      биологические, социальные;

3)      появляются, возникают, проявляются;

4)      побуждают человека к деятельности;

5)      нужда.

3.  Приём «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод.

Пример приема «До-после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы»:

В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце «После»  перечисляетвсе причины и делает вывод.

4.  Прием «Инсерт» (во время чтения учебного материала делаются пометки). Например, следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории в 7 классе. Тема «Реформы Петра I»:

V

+

?

Петр I — первый российский император.

Издал "Табель о рангах"

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

 

5. Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.

6. Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы.

7. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).

8. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.

9. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).

10. SWOT–анализ (заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы)

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)

W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses –  слабый)

О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)

T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

Пример: Урок обществознания в 9 классе. Тема «Типы экономических систем». Организуется групповая работы в классе. Каждая группа готовит анализ одного из основных типов экономических систем (традиционной, плановой, рыночной): читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем; заполняют матрицы SWOT-анализа; выступают перед другими группами; оценивают работу в группах и делают вывод о том, что ни один из основных типов экономических систем не является идеальным, и что необходима такая экономическая система, которая сочетала бы в себе элементы и командной и рыночной экономик. Таким образом, вводится понятие смешанной экономики и на следующем уроке организовывается ее изучение.

10. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто?Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия?

Пример. Тема урока истории в 7 классе «Церковный раскол». Можно предложить обучающимся задать толстый и тонкий вопросы.Тонкий вопрос: Кто был автором церковной реформы? Кто такие раскольники?Толстый вопрос: Какие причины церковного раскола можете назвать?

Вопросы оцениваются по критериям: самые сложные, самые интересные, оригинальные.

11. Прием «Оценка текста» (предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа).

Например, при изучении в 9 классе параграфа «Духовная жизнь Серебряного века» обучающимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:

·                        Какие разделы встречаются в тексте?

·                        Какие слова выделены курсивом?

·                        Почему они так выделены?

·                        Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?

·                        Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

Таким образом, данные приемы работы помогут формировать на уроках функциональную грамотность обучающихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учеников.

При формировании функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника.

Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.

 

Список литературы

 

1.       Вяземский, Е. Е. Методика преподавания истории в школе. [Текст]/Е. Е. Вяземский. – М. :Просвещение. –2005. –  98с. 

2.       Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. Лектор: Ярославцева Марина Юрьевна. Курс лекций для дистанционного обучения. Лекция 5.https://his.1sept.ru/view_article.php?ID=200902107.

3.       Приемы работы с текстом на уроке при разных видах чтения (просмотровом, ознакомительном и изучающем).

4.       http://pedsovet.su/metodika/6284_metody_raboty_s_tekstom.

5.       Расширенный текст доклада профессора М.А. Холодной на IV Всероссийском съезде психологов образования России «Психология и современное российское образование» http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2742.html?forprint=1.

6.       Румянцев В. Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. – №3. – С. 36.

7.       Социологический словарь.https://gufo.me/dict/social_dict.

Сырымбетова, Л. С., Садыкова, А. Е. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт // Молодой ученый. –  2019. – №23. –  С. 622-625. – URL https://moluch.ru/archive/261/60361



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт