Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Роль исследовательской деятель...

Роль исследовательской деятельности на уроках литературы в формировании функциональной грамотности обучающихся


Ильясова Алёна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№ 5 г. Ноябрьск

 

Функциональная грамотность – понятие широкое. Это способность человека использовать приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни, возможность вступать в контакт с внешней средой, легко адаптироваться и взаимодействовать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе, затем человек расширяет свои знания и возможности и использует их в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. [1, с.1]

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию читательской компетенции, учащиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией, опыт проектной и исследовательской деятельности.

В работе над функциональной грамотностью обучающихся необходимо использовать как традиционные, так и современные технологии. Исследовательская деятельность на уроках литературы, я думаю, – это один из лучших методов совмещения информационных технологий, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся в формировании функциональной грамотности.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь», – гласит известная китайская мудрость. Приучать обучающихся мыслить, находить ответы на интересующие их вопросы, уметь работать самостоятельно с дополнительным материалом – основные составляющие исследовательской деятельности. Исследование не предполагает создание какого-то запланированного объекта. Именно в результате поиска нового обучающиеся полно реализуют свои читательские возможности: опору на текст (найти и извлечь информацию; интегрировать и интерпретировать) и опору на внетекстовое знание (осмысление и оценка содержания текста и формы текста).

Основную роль в исследовательской деятельности играет работа с текстом. Это не просто беглое чтение, это осознанное, изучающее чтение. Чтение  –  это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.[2, с. 55] Именно работа над словом  –  ключевое понятие в исследовательской деятельности обучающихся 5 класса, которое способствует формированию функциональной грамотности.

Так, при изучении в 5 классе на уроках литературы устного народного творчества, включаем элементы исследовательской деятельности. На страницах русских народных сказок ребята часто встречают слова «указ», «слово», «письмо», «надпись». Проводим исследование темы «Роль слов «указ», «слово», «письмо», «надпись» в русских народных сказках». Вместе с ребятами выдвигаем гипотезу о том, что данные ключевые слова играют важную роль в развитии сюжета сказки и в жизни героев. Цель работы: на основе анализа русских народных сказок выяснить, какую роль играют данные слова в сказках, поступках героев. В исследовании ставим следующие задачи: 1) чтение русских народных сказок, в которых встречаются слова «указ», «слово», «письмо», «надпись»; 2) выявление ключевых слов; 3) анализ и способы употребления ключевых слов; 4) чтение и изучение справочной литературы. Данная работа интересна для обучающихся. За время исследования они перечитывают известные и не известные им ранее сказки, обращая внимание на ключевые слова, обращаются к справочной литературе для толкования слов (словари В. Даля, С. Ожегова, Д. Ушакова); анализируют, в каком значении эти слова употребляются в данной сказке. На уроках изобразительного искусства работа продолжается. Ребята иллюстрируют фрагменты сказок с использованием ключевых слов.

Хочется отметить, что по сюжетам многих русских народных сказок сняты мультфильмы. Предлагаю пятиклассникам дома посмотреть такие современные популярные мультфильмы. Ребят удивило, что создатели анимационных фильмов придерживаются тех же принципов в словоупотреблении, что и в сказках: ключевые слова несут ту же смысловую нагрузку, что и в сказках, делаем вывод: 1) ключевые слова  –  одни из самых часто встречающихся; 2) одни и те же ключевые слова встречаются в разных сказках, но несут в себе различную смысловую нагрузку и используются в разных целях; 3) ключевые слова могут быть употреблены в устной и письменной речи; 4) использование ключевых слов требует неукоснительного их выполнения, так как от этого зависит иногда судьба героя; 5) данные слова играют важную роль в жизни и в судьбе героев русских народных сказок, помогают им справиться с трудностями и выполнить с честью поставленную перед ними задачу.

Данную работу можно провести не только на уроках при изучении русских народных сказок, но и при изучении литературных произведений.

Таким образом, считаю роль исследовательской деятельности на уроках литературы в формировании функциональной грамотности обучающихся в процессе реализации ФГОС основного общего, среднего общего образования значимой и своевременной.

Список литературы

 

1.  Леонтьев, А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению. В 2 ч. – Ч. 1/ под ред. И. В. Усачевой. – М., 2002 .

     2. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 .- 288 с.



Информация © 2011–2020
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2020
Интернет-компания СофтАрт