Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Семья и школа в формировании т...

Семья и школа в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей в современном обществе России


Фролова Наталья Яковлевна
учитель начальных классов
Гимназия
г. Лабытнанги

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь
дать детям истинное христианское воспитание,
сообщая им одни христианские во всём понятия,
приучая к христианским правилам жизни…

Святитель Феофан Затворник

 

Начну свой доклад с легенды, которая называется  «Как появилась дружная семья».

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас  жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь таких качеств, как: понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба.

В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость всё более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами. Видно, и у нас настала пора собраться всем вместе и решать эту большую проблему семейного воспитания.

Человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал – в семье своих отца и матери. Родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки, родственники становятся теми людьми, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия. Естественной школой творческого самопожертвования, умения относиться к ближним с почтением и пониманием, поддерживать духовно-нравственную, отечественную традицию должна стать хорошая  семья. Что же такое хорошая семья? Это дом, где человеку впервые открывается, что такое любовь, нежность и забота о близких, здесь он узнаёт цену доброте и бескорыстию, учится любить и сопереживать.

Бесспорно, семья для каждого из нас – самое главное. Мы берём пример с наших родных и близких, рядом с ними учимся любить, заботиться и уважать друг друга. Народная мудрость, пытаясь определить смысл понятия «хорошая семья», отводит главную роль той семейной обстановке, в которой человек вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что ему в семье привили такие качества характера, как трудолюбие, честность, доброжелательность, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.

В народной практике семейного воспитания в России основной акцент делался на послушании как главном элементе почитания Бога. Логика рассуждений обосновывала его следующим образом: муж как глава семьи должен почитать Бога, а жена должна смиряться перед мужем, дети же должны почитать своих родителей.

Л. Н. Толстой  сказал:  «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Каждому из нас  нужно  такое  место, где  не надо  притворяться, где тебя  не обманут, где тебе  спокойно  и хорошо, где можно отдохнуть  душой.   Раньше о доме и семье  говорили с большим уважением.  Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело,  уважали старость, оберегали младость. Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца своего и матерь свою, да будет тебе благо, и долголетен будешь на земле». 

Не может быть полноценного духовно-нравственного воспитания в семье без глубокой, самоотверженной любви к детям. Через любовь и почитание своей семьи, своего рода к ребёнку приходит любовь к своему Отечеству, к своей малой родине; через семью к нему приходит чувство ответственности за все, что происходит вокруг, стремление к сохранению добра и мира на земле. Хорошим примером может служить книга Людмилы Соколовой «По молитвам бабушки», в которую вошли воспоминания об удивительном человеке, русской монахине. В книге автор просто и искренне рассказывает о своей жизни. Ей посчастливилось родиться в православной семье с крепкими духовными традициями. Читателю откроется уютный и счастливый мир ребёнка с его фантазиями, переживаниями и тайнами; спокойный и благочестивый уклад русской семьи: утреннее чаепитие у пузатого самовара, вечерние беседы, пение и взаимные уважение и  любовь, доброе отношение ко всему живому, каждодневный труд, молитва, светлые и радостные праздники Рождества, Пасхи, Троицы. Юным читателям интересно будет представить себя на её месте, в исключительных обстоятельствах, увидеть, как может быть чиста и жертвенна настоящая любовь, всеобъемлющим проявлением которой становится нежная, бережная забота о любимом человеке.

В настоящее время   уникальной традицией  приобщения семьи к культуре своего родного народа может быть через государственные праздники. Несколько дней святок, которые стали выходными днями новогодних каникул,  Дни рождения, День свадьбы, День народного единства. Эти праздники как православные, так и государственные должны стать частью жизни людей. Всякий раз, отмечая памятные даты святых, мы мысленным взором обращаемся к их жизни, подвигам, прославлении и помощи. Ярким примером подражания являются святые Петр и Феврония Муромские. Они за свою праведную жизнь удостаивались особой благодати Божией – творить многоразличные чудеса в помощь живущим на земле.

Традиция семей собирать фотографии очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей

В последние годы наше государство всячески пытается восстановить духовно-нравственные ориентиры, которые были утеряны в период политической и экономической перестройки общественной жизни. Институт семьи безжалостно разрушен, появилось много брошенных детей, больше стало семей, где детей воспитывает один родитель или эту роль выполняют бабушка с дедушкой. Но самое печальное то, что общество привыкло к подобной ситуации и каждый пытается решить свои проблемы в одиночку, что, конечно же, не дает положительной динамики.

Теперь уже понятно, что в решении проблемы восстановления семейных ценностей не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организация и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи. В этом убеждён известный священник Евгений Шестун, разрабатывающий методологию православной педагогики. Учёный считает, что субъектом образовательного процесса является не только ребёнок, но и вся семья. И именно она «должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции». Очень приятно, что у нас в городе существуют городской клуб молодой семьи «Приоритет» и клуб семейного общения «Апельсин», которые формируют семейные ценности и условия для духовно-нравственного, патриотического развития и гражданской культуры молодой семьи. Традиционные фотоконкурс «Я+Я=Семья», конкурс «Моя семья», спартакиады семейных команд и многое другое содействуют социальному становлению, успешной социализации и эффективной самореализации молодой семьи.

Большое влияние на воспитание культурного поведения детей оказывает та атмосфера, в которой они находятся. Дети наблюдают за поведением взрослых, взаимоотношением в семье. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, честны по отношению друг к другу, уважают, бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Совершенно прав был Антон Cемёнович Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми... как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение... А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Как добиться того, чтобы ребёнок, живя в семье, чувствовал себя в безопасности и, перенимая поведенческую форму родителей, понимал, что его поступки правильны и будут одобрены общественной моралью? Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Семья перестала быть крепким щитом, защитой для детской души.

В силу своей неопытности ребёнок нуждается в примерах для подражания. Почти всегда такими примерами служат поступки родителей и родственников, поэтому и нужно следить за тем, что вы предлагаете сыну или дочери в качестве идеала. Ребёнка нужно окружать добрыми героями из русских сказок, которые, к сожаленью, ушли на второй план, хорошими русскими детскими фильмами и,  конечно же, детская классическая литература. Только это наполнит его душу прекрасными, добрыми качествами.

Необходимо вспомнить те старые традиции на Руси, когда каждая семья собиралась вечером на чтение книги, просмотр фильма или слушание классической музыки.

В настоящее время мы особенно должны понимать роль образования в духовно-нравственном возрождении общества, семьи, человека. Чувствовать ту уникальность, где соединяются духовные ценности и материальные; прошлое, настоящее; настоящее и будущее; где появляется и формируется образ современного человека. Необходимым условием является созидание усилий всех социальных институтов страны, православия и общества вокруг центральной темы. И для всех она должна звучать, как основной лейтмотив, который укрепляет семейные ценности и традиции поколений.

Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, конечно, обо всей молодёжи этого сказать нельзя, но настало то время, когда мы должны вернуть всё то доброе и хорошее, что было на Руси в семейном воспитании, сделать крепче, надёжнее семейные союзы и тем самым приумножить «количество счастья», которое должно приходить на каждого взрослого и каждого ребёнка.

Едва ли можно предположить, что со временем человечество отыщет какую-нибудь замену семье, чтобы она могла лучше, чем семья, выполнять функцию самого близкого человеческого общения и одновременно функцию воспроизводства поколений. Поэтому, заканчивая  свой доклад, хочу ещё раз назвать такие семейные  ценности, как патриотизм, любовь к своей стране, её истории, обычаям, традициям о которых говорится в церковных проповедях. Значит, необходимо объединять усилия государства и Церкви, светского образования и духовного просвещения, ведь православие всегда поддерживало идею и практику дружной многодетной семьи. А проявление совместной заботы, поддержка семейных традиций как со стороны государства, так и со стороны Церкви приведут к прочности и процветанию семьи, её счастливому настоящему и будущему.

Литература и информационные ресурсы:

1.    По молитвам бабушки. Людмила Соколова. Издательство «Отчий дом», 2004.

2.    Право на счастье. Я. И.Рубин Издательство «Беларусь», 1986.

3.    Протоирей Евгений Шестун, Наталья Огудина. Православная семья. – Самара. 2001.

4.    worldofteacher.com›1087-110.html

5.    journal.rtsoko.ru›pravoslavie-i-semya-rol-pravosl…

6.    realove.ru›Семья›?id=263

7.    tepka.ru›Obschestvoznanie_5/21.html

  • Алевтина 09 ноября 2015 г.
    Автор размышляет о семейном воспитании, роли семьи в воспитании человека. Однако заявленная тема в наименовании не раскрывается содержанием статьи.  
    Автор размышляет о семейном воспитании, роли семьи в воспитании человека. Однако заявленная тема в наименовании не раскрывается содержанием статьи.  


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт