Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Взаимодействие религии и искус...

Взаимодействие религии и искусства: Формирование нравственных идеалов и духовности у учащихся в рамках предмета «история изобразительного искусства»


Келешян Инна Михайловна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДШИ им. С.В. Рахманинова»
г. Новый Уренгой

Келешян Инна Михайловна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,
МБУ ДО «ДШИ им. С.В. Рахманинова»
город Новый Уренгой

В представленной работе рассматривается проблема восстановления традиционных для России связей между религией и культурой. Представляется, что эта задача от которой во многом зависит будущее нашего народа. Большое значение поэтому приобретает воспитание и обучение подрастающего поколения в образовательных учреждениях дополнительного образования на примерах лучших образцов древнерусской литературы, музыки, живописи и архитектуры.

Одна из дисциплин, формирующая нравственное и духовное развитие детей в традиции русской культуры – предмет «История изобразительного искусства». Его содержание предполагает изучение искусства Киевской Руси, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской X-XV вв.

Внимание учащихся обращается на то, что христианская вера сформировала мировоззрение русского человека и способствовала становлению русской культуры. Сквози призму творчества русских художников раскрываются духовные смыслы православия: идея добра и справедливости, любви к Богу и ближнему, сострадание, любви к Родине.

Выводами исследования основаны на позиции о том, что православие и русская культура должны взаимодействовать и помогать воспитывать нравственно здоровое подрастающее поколение.

Принятие христианства на Руси оказало огромное влияние на развитие всей русской культуры. Христианская вера сформировала мировоззрение древнерусского человека, в котором главным стало  представление об отношениях Бога и человека. В русской культуре любовь к Богу и ближнему, явилось важной созидающей силой. Идея личного спасения направляла  человека на самосовершенствование.  Древнерусский человек представлял мир, как противостояние двух сил - добра и зла.  Главным началом он  считал добро. Зло проявляется в разрушении, добро — в милосердии и в творческой  деятельности.

Вместе с христианской верой из Византии на Русь пришли  книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета, богослужебная литература, сборники христианских проповедей,  жития святых, а также  исторические хроники. Древнерусские люди из церковных книг узнавали о нормах морали и нравственности.  В житиях русских святых определяются  три русских  идеала:

- страдающий и смиренный мученик во имя идеи, не противящийся угнетению и смерти (Борис и Глеб);

- суровый аскет, живущий в одиночестве и проявляющий  силу духа и разума (Антоний, Иосиф Волоцкий);

- кроткий радетель человеческого счастья, устроитель и заступник (Феодосии Печерский, Сергий Радонежский).

Христианские сюжеты прочно вошли в русскую духовную жизнь, сформировали национальное самосознание русского народа, способствовали  становлению патриотизма, как важной традиции русской культуры и  стали источником для создания великих произведений во всех видах искусства. С принятием христианства, началось небывалое развитие архитектуры. Строились храмы, а с ними неразрывно связано появление живописи. Иконопись, мозаики, фрески составили славу древнерусского искусства.  В рамках церкви начинает развиваться профессиональная музыка, особенно хоровое пение. Почти семь столетий русская культура  развивалась в рамках, устанавливаемых религией. Именно христианство следует признать  самым важным источником  нравственного идеала. В нем находили вдохновение и силы композиторы и художники, писатели и мыслители.  Даже в основе светских  произведений, где нет явной религиозности,  мы находим христианский подход к людям и их судьбе -  сострадание и жалость,  вечные темы   добра и зла, поиски  духовно-нравственного  идеала. Многие писатели и философы важнейшим признаком подлинного произведения искусства считали его связь с религией.

За последнее столетие в России между православной религией и искусством почти исчезли эти  связи.  Практически разрушились традиции русского быта, тесно связанные с  воспитанием и образованием детей, семейными  отношениями и проведениями русских религиозных праздников. Русская культура подверглась разрушительному влиянию западной и американской идеологии. Восстановление традиционных и естественных для России связей между  культурой и религией — задача, от которого во многом зависит будущее нашего народа. Поэтому,  огромное значение приобретает воспитание и обучение детей в образовательных учреждениях на примерах лучших образцов древнерусской литературы, музыки, живописи и архитектуры.

Одной из  дисциплин, формирующей нравственное и духовное развитие подрастающего поколения в традициях русской культуры, является предмет «История изобразительного искусства», который изучается ребятами  в  художественной школе. На втором году обучения проходятся темы, посвященные древнерусскому искусству  X - XV веков:

1.    Искусство Киевской Руси

2.    Искусство Новгорода

3.    Владимиро-Суздальская архитектурная школа

4.    Феофан Грек и Андрей Рублев

На уроках акцентируется внимание на ведущей роли церкви в искусстве Древней Руси. Изучаются истории об основании Киева, о Крещении Руси и  переносе традиции константинопольской художественной школы в русскую художественную культуру. Подробно рассматривается шедевр архитектурного зодчества – Софийский собор. Внимание учащихся обращается на то, что православный храм отражал основные аспекты христианской веры. Так, например, Софийский собор – это  крестово-купольный храм, пятинефный, с тринадцатью ассиметрично расположенными главами. Самый большой купол отражал идею учения Христа, а другие купола – символ его двенадцати учеников.  Красочные фрески и сверкающие золотом мозаики внутри храма придавали ему особую торжественность. При этом роскошь отделки стен храма не была самоцелью. Дело в том, что сам храм был местом красоты, где душа находила Бога и успокоение. Эстетическое чувство очень важно  для русского человека. Известно, что при выборе веры, наших соотечественников, прежде всего, поразила красота византийского церковного обряда и  службы, самого храма и пения. И эта связь христианской религии и красоты, глубоко прочувствованная русскими людьми , долго  сохранялась в отечественной культуре.

При изучении Новгородской культуры, у учащихся формируется представление о Новгороде, как одном из уникальных и древнейших городов России. Ребята знакомятся с устройством города и особенностями уклада жизни. Выявляются  особенности новгородской архитектуры – использование простой планировки,  камня-известняка,  отсутствие декоративности. Более подробно рассматривается строение Софии Новгородской, которая имела пять глав, тесно расположенных друг к другу. Большой  купол находится в середине, он высоко возвышается над собором. Стены храма выглядят массивно и прочно, они лишены декоративных элементов, отличаются асимметрией.  Внутри нет мозаик, но стены покрыты потрясающей красоты фресками.

Особого внимания требует новгородская школа живописи, которая отличается эмоциональной выразительностью и непосредственностью чувств. Ранние иконы «Ангел Златые Власы» и «Спас  Нерукотворный» отличаются сдержанностью, но в них нет аскетической суровости византийских икон. В выражении лиц мы видим доброту и кротость. Отличается и цветовая гамма – новгородские мастера предпочитали яркие и сочные цвета. И,  конечно, изучается творчество Феофана Грека, который прожил в Новгороде около 30 лет. Разбирая особенности стиля этого иконописца, нужно отметить  суровый аскетизм его творений. Герои Феофана Грека – седобородые монахи-старцы, отшельники, принявшие обет отречения. Лица их отмечены страданием, отчаянием и сомнением. В них чувствуется трагизм, мольба и надежда.  Поражает удивительное понимание живописцем души человека, его высоких стремлений.

При изучении искусства Владимиро-Суздальского княжества выявляются главные отличия  владимиро-суздальской архитектурной школы:  белый камень в строительстве храмов; разделение поверхности стены аркатурно-колончатым поясом; узорчатые  фасады, в которых использовали приемы ажурной обработки дерева. Учащиеся знакомятся с  «Золотыми воротами» (1164), Успенским (1158-1161) и Дмитровским (1194-1197) соборами города Владимира; храмом  Покрова на Нерли (1165); с архитектурой города  Суздаля.  Разбираются особенности иконы «Дмитрий Солунский», в которой воплощен образ христианского святого и мученика, а также знаменитой иконы Владимирской Богоматери. Ребятам объясняются и показываются  шесть особенностей  архитектуры того времени:

1) Храмовое многоглавие. Луковичный и шлемовидные купола;

 2)  часто храмы были памятниками важным историческим событиям. Например, собор Покрова Пресвятой Богородицы, символ освобождения Руси от  врагов;

3) особенности композиции шатровых храмов в Московской архитектуре, как символе фигуры Богоматери, заступницы Руси. (Церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532);

4) Огненные храмы XVII века, их образ мог быть связан с сиянием небесных сил;

5) Многоярусный тип храма. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).

6) Сооружения, соединявшие в себе разные архитектурные типы.

Большое значение для воспитания  нравственного облика учащихся имеют беседы о творчестве Андрея Рублева. Разбираются  работы мастера во Владимирском Успенском соборе – иконы деисусного чина иконостаса, которые связаны с темой Страшного Суда и молении святых «за род человеческий» перед Спасителем. Центральная икона «Спас в Силах» изображает на престоле Иисуса Христа с раскрытым текстом Евангелия. Облик Христа дышит возвышенным благородством и душевной отзывчивостью. Одно из самых проникновенных произведений Рублева – «Звенигородский Спас». Лик Спасителя выражает душевную доброту и высшую человечность, он видит то, что неподвластно простым смертным.

Вершиной творчества Рублева является знаменитая «Троица», выразившая идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Отец Павел Флоренский писал  о  «Троице»: «Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках... «Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог». Так как написана икона была по заказу Преподобного Сергия Радонежского, великого святого Православной Церкви, ребятам рассказывается о жизни святого. Преподобный Сергий внес огромный вклад в развитие культуры  и воспитание нравственности народа.  Некоторые церковные обряды Сергий реформировал, а также литургически переосмыслил праздник Святой Троицы. В монастыре, который основал Сергий Радонежский, им была основана  библиотека.  Позднее монастырь стал крупнейшим культурным центром, где производили рукописные книги и иконы.

Учащиеся получают  представление об иконостасе; как он появился и развивался в византийском искусстве и об особенностях русского иконостаса. Знакомятся  с основами композиции «классического» высокого иконостаса в  храмах XV-XVII веков. Изучают иконостас Архангельского собора Московского Кремля как лучший  образец.

В курсе обучения ребятам предлагаются различные творческие задания, например:

-   линейно зарисовать икону Андрея Рублева «Св. Троица»;

- познакомиться с иконостасом местного храма,  посчитать количество рядов; обратить внимание на его декоративное оформление и расположение икон у царских врат; выполнить наброски  орнаментального мотива;

- изучить историю того, как был построен один из храмов;

- узнать историю создания какой-либо иконы и ее значение в жизни храма и русского народа;  и т. д.

Таким образом, изучая древнерусскую культуру, ребята понимают, каким глубоким смыслом она наполнена. Что красота русских произведений искусства неразрывно связана с высокими нравственными идеалами, воспитанными в нас христианской религией. Идеи Добра и Справедливости, борьбы со злом, любви к Богу и ближним,  сострадания,  любовь к Родине всегда были главными в русской культуре. Понимание этого помогает в достижении нашей главной цели - воспитывать нравственно здоровое и одухотворенное подрастающее поколение.

Список  литературы:

 1.Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры: Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси /С.С. Аверинцев. // -  М., 1991 - с.53-60

2. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература:  Учебное пособие для учащихся среднего возраста / Н.В. Давыдова// - М.: Мирос, 1992. - 256 с.

3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От истоков до XVII века. 10 класс/ Г.И. Данилова// - Базовый уровень.,  8-е изд. - М.: 2010. - 368 с.  

3.  Златоструй: Древняя Русь X-XIII вв.: историческая литература / сост., авт. текста, коммент.: А. Г. Кузьмина, А. Ю. Карпова. - М. : Мол. гвардия, 1990. - 304 с. 

4. Иванова, С. Ф. Введение во храм слова: кн. Для чтения с детьми в школе и дома. / С. Ф. Иванова.// – Москва: Школа-Пресс, 1994.– 272 с.

5. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. / О.В. Ключевский // - М.: Наука, 1989. — 512 с.

6. Культура Древней Руси // Культурология: Учебное пособие / Сост. отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.

7.  Шмелёв И. С. Избранное. / И.С. Шмелев./ - М.: Правда, 1989.  - с.281-686.

8. Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. / Г.Б. Федоров.// - М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. - 403 с.



Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт