Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Целый мир – в листе бумаги

Целый мир – в листе бумаги


Крылова Елена Сергеевна
воспитатель
МКОУ «Ямальский районный детский дом»
г. с. Мыс Каменный

Целый мир – в листе бумаги

«Истоки творческих способностей
 и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

Каждый день младшим школьникам приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.

Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

«Одаренные дети могут быть креативными, а могут и не быть ими. Дело тут даже не в способности, а в потребности. У многих детей, даже одаренных, нет потребности к творчеству». Данный ответ находит свое подтверждение по отношению к воспитанникам  моей группы - одаренных у нас нет, но благодаря целенаправленной работе по развитию творческих способностей, у большинства детей наблюдается «средний» или даже  «высокий» уровень креативности. «Насколько  важна креативность для обычных детей?» Хотя и существует разница между творчеством обычного человека и талантливого, но  к творчеству стремится  каждый. Склонность к творчеству есть практически у всех, но есть дети, у которых эта потребность, точнее способность, выражена ярче. У нас в семье мы уделяем особое внимание детям  любителей декоративно-прикладного творчества. Вместе мы рисуем картины, делаем поделки из спичек, вышиваем,  шьем игрушки, лепим, конструируем. Вместе с детьми разрабатываем и воплощаем задуманное.

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев и др.), опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, заложили теории психического развития ребенка. Развитию воображения и детского творчества большое внимание уделял Л.С. Выготский. Он подчеркивал, что во всех видах детского творчества (рисование, лепка, сочинение сказок, конструирование) деятельность фантазии является направленной на определенную цель - чем богаче опыт ребенка, тем ярче продукты его воображения.

Так что же такое творчество?

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности.

Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать - значит учиться самостоятельно, узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Формирование творческой личности - это одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в младшем школьном возрасте.

Таким образом, творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Творческая самореализация воспитанника детского дома проявляется тогда, когда дело ему по душе. Будь то занятие живописью или вышивкой, пением или танцами. Важно помочь ребенку разобраться в своих склонностях и задатках, которые впоследствии часто развиваются до профессионального уровня. И наши дети побеждают в различных конкурсах и смотрах.

          Работая воспитателем в детском доме в группе дошкольного и младшего школьного возраста, большинство занятий я посвящаю работе с бумагой. Бумага сама по себе – кладовая фантазии и игры воображения. А если соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Направлением моей работы является развитие творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой оказывает большое влияние на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат,  она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое-многое другое, что интересует ребенка.

Есть такое крылатое выражение: «Бумага — хлеб литературы и науки». Действительно, бумага — дело серьезное. Без нее нет ни тетрадок, ни рукописей, ни журналов, ни газет, ни книг, ни чертежей. Но, оказывается, бывает и веселая бумага, забавная, даже задорная! Это доказала выставка «Бумажная Вселенная», посвященная 80-летию организации детского технического творчества в России. Впервые подобная выставка состоялась семь лет назад. Нынешняя экспозиция, расположенная в уютном и просторном зале Санкт-Петербургского Центра детского технического творчества, несравнимо шире и разнообразнее.

Изготовление игрушек, поделок из бумаги – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.

Какой материал для творчества может быть доступнее, чем стопка газет или журналов – даже если вы не читаете свежую прессу по утрам, то наверняка обнаруживаете в почтовом ящике массу бесплатной макулатуры. Так почему бы вместо того, чтобы сдать лишнюю бумагу на переработку, не использовать шанс превратить ненужные журналы в интересные и полезные поделки? За этим занятием вам удастся совместить творческий подход и бережное отношение к природе, а в воспитательном смысле - развитие креативности и экологическое воспитание.

А почему бы и не из журналов? Преимущество этого вида «спорта» в том, что он во многом напоминает бумажный конструктор: из стандартных элементов можно собирать самые разные фигурки, а затем разбирать и делать новые. Недостаток модульного оригами в том, что изготовление треугольников-деталей – процесс долгий и нудный. Но если есть желание, а  мы с детьми проявили такое желание – почему бы не делать по пять штучек на сон грядущий.… А нет – так будьте актуальны и «сообразите» несколько бумажных корабликов: весна, ручьи и всё такое. И вот (Приложение 1), что у нас получилось. Эту работу мы отправили на районный конкурс «Гренадёры, вперед!», где получили благодарность. Мы нарезали 6 журналов «Космополитен», каждый лист журнала нарезали еще на 10 маленьких листочков и собирали всей семьей этот чудесный замок.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Квиллинг  (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток.

       В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В квиллинге присутствуют множество техник и стилей. А с их разнообразием связано и необычайное разнообразие самих работ. Для одних характерна фактурность, объем, другие же поражают ювелирной точностью исполнения из множества миниатюрных деталей. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью шила скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы. Яркие цветы, экзотические насекомые, райские птицы, цветущие сады, яркие краски осеннего леса, дивные пейзажи — все это сюжеты работ художников бумажного искусства. Уже на начальном этапе обучения этому виду творчества позволил нам при минимальном навыке получить красивый результат (Приложение 2).

Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.

Технология изготовления «торцовок» требует аккуратности. Итак, в правой руке у вас палочка для торцевания, в левой – квадратик бумаги. Приложите бумажный листочек центром к концу палочки, и, придерживая его, аккуратно сомните бумагу, оборачивая ею палочку. Обжимая бумагу, не надавливайте слишком сильно, чтобы не порвать ее. В результате у вас получится маленький пушистый конус. Пушистость ему придадут сложившиеся в складки стороны квадратика. После этого, не снимая конус со стержня, приклейте его к заготовке так, чтобы вершина конуса оказалась склеенной с поверхностью заготовки, а складочки этакой «гвоздичкой» смотрели бы на вас. Приклеивая торцовки, помните, что чем плотнее друг к другу вы разместите их на поверхности изделия, тем пушистее и аккуратнее оно будет выглядеть.

Все настолько просто и лаконично, что по силам любым детям. А уж если за это возьмутся настоящие мастерицы, то результатом их работ может стать настоящие шедевры техники торцевания. Так наши мастерицы выполнили такие работы на Всероссийский конкурс «Пасхальное яйцо» (Приложение 3), где получили грамоту, в районном конкурсе «Осторожно, огонь!» (Приложение 4) заняли II место.

Из чего делают бумагу? Конечно же, из дерева. Вот мы и решили попробовать выполнить поделки из спичек.

Спички – наиболее доступный и в то же время достаточно простой поделочный материал, который открывает неограниченные возможности для досуга и творчества! Из них можно создавать просто невероятные вещи.

Это отдельный вид искусства, который радует и поражает нас не меньше, чем, к примеру, поделки из стекла и величественные скульптуры.

Для того, чтобы сделать что-нибудь из спичек, необходимо огромное терпение.

Вот представьте, сколько труда и усидчивости необходимо, чтобы из спичек получился домик или колодец!

Более того, спички – самый полезный материал для конструирования различных головоломок. К тому же они развивают у детей сообразительность, точность движений, внимательность к отдельным частям, творческую активность и эстетический вкус, стремление к достижению своих целей!

Представьте, как здорово и весело можно провести время, конструируя поделки из спичек. Долгий процесс собирания маленьких запчастей в единое целое положительно влияет на нервную систему ребенка. Во время этого занятия стараюсь, чтобы всё внимание сконцентрировано на результате, остальное становится неважным и уходит на второй план. Это и есть  релаксация мозга!

Существует две основные техники изготовления поделок из спичек: с использованием клея и без использования клея. Безусловно, создание поделок из спичек с использованием клея является более простым методом, которые вполне по силам нашим детям. Сгибая и склеивая спички, можно изготовить самые разнообразные формы, фигуры животных и человечков, различные предметы, домики. Спички – это материал, который отлично клеится, поэтому мастерить такие поделки нашим детям было легко. (Приложение 5)

            Делая разнообразные поделки, можно склеить не только много спичек для домика, но и укрепить дружбу и взаимопонимание между членами семьи!

Важным моментом формирования детского творчества является обеспечение  востребованности детских работ. «Жизнь» детских работ не заканчивается после занятия. Каждая творческая работа ребенка украшает комнату либо отправляется на конкурс.

       Особое внимание нужно уделять анализу детских работ. Я стараюсь оценивать достижения ребёнка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его прежними работами, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер.

 В заключение хочу отметить, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует искреннюю увлеченность взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает творческие ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Показателями успешности развития творческих способностей детей в условиях детского дома является открытые искренние работы. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Я понимаю, как важно для ребенка-сироты быть умелым, получить признание, одобрение, поддержку, поэтому педагогический коллектив детского дома делает многое для развития творческих способностей детей, расширяя всеми способами их предметно-практические знания, увлекая интересом к познанию нового. Детский дом все же остается детским домом, а каждому ребенку нужна семья.

    


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт