Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » Техническое творчество в...

Техническое творчество в школе


Першин Николай Петрович
учитель технологии
МБОУ СОШ с УИОП
г. Салехард

Техническое творчество в школе

В последние годы в нашем обществе стали весьма актуальны вопросы подготовки специалистов технической направленности. Для расширения кругозора учащихся в нашей школе работает кружок«Судомоделирование». На уроках и занятиях кружка учащиеся изготовляют всевозможные поделки для школы и дома, учатся владеть различными инструментами, приобретают первые трудовые навыки, которые нужно развивать в различных направлениях, в том числе и в работе с конструкциями судов. Для составления последних детям требуются навыки по выполнению набросков, рисунков, эскизов и чтению чертежей. Также они узнают о физических,химических и термических свойствах материалов,знакомятся с устройством простейших машин,элементарным техническим расчетом,новыми инструментами и станками.

Постепенно юный техник все больше увлекается судомоделированием: находит себе любимое дело, мечтает построить свою первую действующую модель. На помощь ему приходит технический кружок. Сейчас в нашей школе посещают кружок более 20 учащихся. Обучение в кружке строится следующим образом:

·     Первый год обучения для тех,кто пришел впервые и не имеет еще опыта. Они получают первоначальные сведения по истории судостроения, физическим основам плавания судов, знакомятся спринципами их устройства и действия,учатся строить и запускать простейшие плавающие модели (парусные и самоходные).

·     Второй год — знакомство с основными этапами развития отечественного флота, расширение и углубление знаний по физическим основам плавания судов, по основам судостроения, овладение технологией постройки моделей.

·     Третий год — обучение строительству судомодели более сложной конструкции, задача руководителя – помочь  учащимся в овладении навыками самостоятельного проектирования и постройки моделей.

Часто кружок опережает школьную программу. Юные техники, например, делают электрические моторчики, не пройдя еще соответствующего раздела по курсу физики. В этом случае руководитель сообщает кружковцам некоторые сведения из учебной программы для старших классов, но только в том объеме, который необходим для намеченной практической работы. При этом нужно учитывать возраст и знания юных техников. Итогом работы кружка, является выставка работ, которую мы организуем в конце учебного года. Очень важно, чтобы итоговая выставка не только наглядно показывала результаты работы юных техников, но и давала перспективы будущей работы кружка.

Отрадно отметить, что положительным моментом является то, что восстановлена  в правах такая перспективная форма организации учебной деятельности как проект. Ведь именно он позволяет  осмыслить характер деятельности, увидеть объект труда с нескольких позиций: функциональной, экономической, экологической. В 5-8 классах при проектной деятельности учащиеся знакомятся с технической эстетикой. Любая вещь должна быть красивой, гармонировать с окружающими ее предметами. Например, опытные судомоделисты при одном только взгляде на модель могут определить, будет ли она хорошо плыть или нет. «Красивая модель хорошо плывет, не красивая – плохо», -говорят они. С удивлением узнают, что красота основана на различных вычислениях,законах математики. Самым распространенным известным еще в глубокой древности под названием «золотое сечение»является пропорциональное отношение отрезков а и b, выражающееся формулой (а+b)/а=а/b[1]. Любая фигура, обладающая этим отношением, будет человеческому взгляду казаться красивой. Учащиеся знакомятся с основными требованиями к проектированию изделий. Разрабатывают бизнес-план на это изделие.Таким образом, выполняя индивидуальный творческий проект, ребята разрабатывают, проектируют конструкцию изделия с учетом дизайна окружающих предметов. Они определяют материалы (древесину, фанеру, металлы, гвозди, шурупы и др.), составляют технологическую карту изготовления изделия, затем определяют стоимость изделия, проводят экономические расчеты. Кроме того, ребята учатся определять положительные и отрицательные стороны изделия. Работая творчески, учащиеся узнают для себя много нового и о своих способностях.

 

Участвуя в городских конкурсах и выставках, юные техники выполняют защиту своих проектов. Вот некоторые работы, занявшие призовые места:

 «Табурет», работа Рожковского Ильи (13лет).

 «Самовар», работа Краснова Максима (13лет).

Лидер эсминцев – крейсер «Ташкент», работа Суслина Никиты (13лет).

Таким образом, техническое творчество возрождается вновь, и большое внимание ему уделяется в нашей школе как в кружковой работе, так и на уроках технологии(технический труд). И в дальнейшем мы будем работать по этим направлениям, развивая исовершенствуя техническое творчество.

 

[1] Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему  (Прим. редактора)

    


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт