Ежеквартальный информационно-методический журнал


Главная » Статьи » В будущее через научно-т...

В будущее через научно-техническое творчество


Юшта Елена Павловна
учитель информатики и ИКТ
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2
г. Надым

 

«Обучение навыкам поиска решений с помощью использования робототехники не означает, что наши ученики должны вырасти экспертами в робототехнике. Они даже не обязаны работать в области физики, технологии или математики.
Ведь навыки поиска решений – это универсальные умения, нужные на каждый день»

Тимоти Бёрнс, Школа Святого Луки, США

 

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество.

Изобретательская и исследовательская деятельность учащихся дает им возможность оказаться в среде, способствующей развитию их творческих способностей, получить свой личный опыт применения полученных знаний на практике.

Одним из факторов способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы является формирование их осознанного профессионального выбора при организации занятий научно-техническим творчеством.

В современных условиях научно-техническое творчество – это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.

Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет школьникам и будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства.

В МОУ СОШ №2 г. Надыма учителями информатики Юштой  Е. П. и Юштой В.В. создана система работы с детьми в научно-техническом направлении.

Эта работа ведется в трех направлениях: информационно-коммуникационные технологии (с 2007 года), программирование (с 2008 года), образовательная робототехника (с 2011 года).

С 2011 года МОУ СОШ №2 г. Надыма является пилотной площадкой, реализующей инновационный проект по оснащению классов при переходе на федеральные государственные стандарты учебно-методическим комплексом и ЦОР (образовательная робототехника).

С 2011 года в МОУ создана структура – школьный клуб обучающихся, занимающихся научно-технической деятельностью «Юный техник» (КЮТ). КЮТ работает в двух направлениях (два модуля): информационное (IT) и Лего-конструирование

В каждом направлении решается свой комплекс взаимосвязанных задач.Так, информационный модуль ориентирован на создание системы обучения, обеспечивающей формирование ИКТ компетентности обучающихся на основе использования цифровых образовательных ресурсов, мультимедийных продуктов, создание ЦОР и образовательных продуктов посредством IT-технологий. Модуль «Лего-конструирование», актуальность которого обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров, позволяет развивать конструкторское воображение, инженерное мышление, повысить технический кругозор школьников в процессе Лего-проектирования.

Каждый учебный год разрабатывается план работы КЮТ. В сентябре формируются группы учащихся в кружки научно-технического направления. В школе реализуются программы дополнительного образования «Лего-рубик» (срок реализации 1 год), «Юный техник» (срок реализации 3 года), «Анимация и программирование» (срок реализации 1 год), «Web-фото» (срок реализации 2 года).Проводятся индивидуальные занятия с одаренными детьми, занимающимися исследовательской деятельностью. В соответствии с планом работы КЮТ создаются индивидуальные программы научно-технического развития обучающихся.

В конце каждой четверти проводятся школьные соревнования в различных направлениях робототехники  (сумо,  траектория,  кегельринг, лабиринт, шагающий робот, подъем по канату, творческие проекты – модуль  «Лего-проектирование») и   направлениях IT (представление видео-роликов и флеш-роликов, сайты, мультимедийные презентации и др.)

Из победителей и призеров школьных робототехничеких соревнований формируется школьная робототехническая сборная команда «ЛЕГО-МОЗГ».

Члены команды «ЛЕГО-МОЗГ» принимают участие в муниципальных, региональных и федеральных соревнованиях. Внутри команды «ЛЕГОМОЗГ» создаются мини-команды, в которых школьники распределяются по ролям (главный конструктор, изобретатель, конструктор, программист).

Главная задача клуба «Юный техник» (КЮТ) – поддержка системы изобретательской и исследовательской деятельности обучающихся, проведение школьных и обеспечение участия в муниципальных, региональных и Всероссийских мероприятиях по данным видам творчества.

На занятиях по образовательной робототехнике совместно со школьниками решаем следующие задачи:

-  Постановка и решение задачи на поиск творческих альтернативных решений;

- Разработка решений, выбор лучших, построение модели, тестирование и оценка работы модели;

-  Мозговой штурм с целью найти лучшее альтернативное решение;

-  Обучение общению, совместной реализации идей и коллективной работе;

-  Практический опыт работы с датчиками, моторами и микропроцессором NXT.

Обучающиеся МОУ СОШ №2 г. Надыма ежегодно представляли и представляют научно-технические работы и проекты на конкурсах различных уровней, становятся призерами и победителями.

Научно-исследовательскаядеятельность

Муниципальный уровень:

1-е место в 3-й районной научно-практической конференции обучающихся и студентов «Здоровье – категория социальная» (Гребенникова А., Гильманова Р., 2008г.). Проект «Мультфильм как средство обучения и воспитания школьников»;

3-е место в VI районной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Старт в науку» (Гатауллин Р., 2009 г.). Проект «Создание развивающей игры «В гостях у Марсика»;

дипломант 5-й районной научно-практической конференции обучающихся и студентов «Здоровье – категория социальная» (Гатауллин Р., 2012 г.). Проект «Электронные учебники как средство визуализации  и облегчения веса школьного ранца»;

 2-е место  в районной научно-практической конференции  обучающихся и студентов «Старт в науку» в номинации «Математика, информационные технологии, программирование» (Гатауллин Р., 11б кл., 2013 г.). Проект «Электронное пособие как современное эффективное средство обучения»;

 

Окружной уровень:

 1-е место в 1-х  Окружных заочных соревнованиях «Ступень в будущее. Юниоры» (Гребенникова А., Гильманова Р., 2008 г.). Проект «Мультфильм как средство обучения и воспитания школьников»;

дипломанты VI-й Окружной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее» (Гребенникова А., Гильманова Р., 2009 г.);

 1-е место в 1-м  Окружном конкурсе юных изобретателей и рационализаторов «От замысла к воплощению» в номинации «Научно-техническое творчество»(Гатауллин Р.,  11б класс, 2012 г.). Проект «ЦОР «Культура народов Ямала»;

 1-е место в I-й окружной открытой научно-практическая конференция  учащихся и студентов «Ступень в будущее» в номинации «Математика, информационные технологии, программирование»( Гатауллин Р., 11б кл., 2012 г.). Проект «Электронное пособие как современное эффективное средство обучения».

Федеральный уровень:

3-е место в 8-й Всероссийской олимпиаде «Созвездие»  (Михайлюк Н., 2007г.). Создание мультфильма «Космические приключения Гуни»;

2-е место в 9-й Всероссийской олимпиаде «Созвездие» (Гатауллин Р., Сырай А.,  2008 г.). Проект «Развивающаяфлеш-игра «Приключения Марсика»;

дипломанты Всероссийских XVI-х юношеских чтений им. В.И. Вернадского (Гребенникова А., Гильманова Р., 2009г.). Проект «Мультфильм как средство обучения и воспитания школьников»;

 1-е место в 11-й Всероссийской олимпиаде «Созвездие», номинация «Программирование» (Гатауллин Р., 2010 г.). Проект «Флеш-игра «Логика настоящего программиста»;

1-е место в 13-й Всероссийской  олимпиаде «Созвездие», номинация «Программирование» (Сырай А. 10б класс, 2012 г.). Проект «Система управления школьным сайтом «Умная школа»;

1-е место в 13-й Всероссийской олимпиаде «Созвездие», номинация «Информационные технологии» победитель Гатауллин Р.,  10б класс, 2012 г. Проект «ЦОР «Культура народов Ямала»;

победитель Всероссийского форума научной молодежи "Шаг в будущее",  секция "Математика, информатика"( Гатауллин Руслан, 11б кл., 2013 г.). Проект «Электронное пособие как современное эффективное средство обучения».

С 2012 года обучающиеся МОУ СОШ №2 г. Надыма, члены робототехнической команды «ЛЕГОМОЗГ» являются активными участниками робототехнических состязаний различного уровня:

Муниципальный уровень:

2-е место в I-х районных  показательных соревнованиях по робототехнике (Кудратова Х. Буянкин К., Пузий Я. Сафин Р. Владыкин Е., 2012 г.).

Победители и призеры открытых городских соревнований по робототехнике в рамках отборочного тура Всероссийского фестиваля «Робомир 2013» в номинации «Сумо» и «Траектория» Владыкин Егор – 1-е место, Кудратова Хадижат – 2-е место, Захлебин Валерий – 2-е место, Буянкин Кирилл – 3-е место (апрель 2013).

Окружной уровень:

Победители соревнований молодых изобретателей  первой окружной Ассамблеи юных изобретателей команда "ЛЕГОМОЗГ" в составе Буянкина Кирилла, Владыкина Егора, Кудратовой  Хадижат, Панкова Дмитрия, (апрель 2013);

Дипломанты первой окружной Ассамблеи юных изобретателей с проектом «Роботизированная система управления и контроля за движением транспортных средств в аэропорту ArcticAir», в составе Буянкина Кирилла, Владыкина Егора, Кудратовой Хадижат, Панкова Дмитрия(апрель 2013);

Федеральный уровень:

5-е место в Открытых межрегиональные соревнования роботов  в г. Челябинске («Робокросс», Владыкин Егор, Буянкин Кирилл), сертификат участников.

Участники V Всероссийского молодежного робототехнического фестиваля РОБОФЕСТ 2013 в г. Москва (6-е место в номинации «Траектория», Владыкин Егор, Кудратова Хадижат; номинация "Сумо" Буянкин Кирилл), сертификат участников,           г. Москва 2013г.

Финалисты Всероссийского этапа "Международных состязаний роботов 2013"в составе Буянкина Кирилла, Владыкина Егора, Кудратовой Хадижат, г. Москва 2013г., диплом,http://wroboto.ru/robomir/robots/vserosrobots/sv/?vseros=1;

Участники Всероссийского конкурса по робототехнике и интеллектуальным системам среди обучающихся (Буянкин Кирилл, Владыкин Егор, Кудратова Хадижат), г. Москва 2013г.

Обучающиеся, достойно представляющие свои проекты в научно-исследовательской деятельности, являются лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи  министерства образовании и науки РФ (Михайлюк Никита (2007 г.), Гатауллин Руслан (2012 г.), Сырай Андрей (2012 г.); лауреатами премии Губернатора ЯНАО (Гатауллин Руслан, 2013 г.).

Для организации научно-технической деятельности в МОУ оборудован кабинет образовательной робототехники, оснащенный базовым оборудованием, программным обеспечением и литературой.

 

Базовое оборудование:

-  Наборы LegoMindstorms NXT 9797 (Перворобот) – 12 шт.

-  Конструктор Майндстормс NXT 2.0 8547 – 7 шт.

-  Ресурсный набор LegoEducation 9695 – 7 шт.

-  Набор "Простыемеханизмы" – 5 шт.

-  Green City Challenge Set (Экоград) – 5 шт.

-  Возобновляемыеисточникиэнергии – 5 шт.

-  Конструкторэлектронный, HiTechnicSuperPro Prototyping Sensor Kit – 5 шт.

-  Космос и аэропорт. LEGO– 1 шт.

-  Декорации. LEGO– 1 шт.

-  Набор для футбола роботов (WRO FootballKit) – 2 шт.

-  Датчики Verner– 7 шт.

-  Поля для соревнований – 3 шт.

Программное обеспечение пообразовательной робототехнике:

-  Программное обеспечение для настольного компьютера NXT v.2.1 MINDSTORMS. Школьная лицензия– 1 шт.

-  Программное обеспечение ROBOTC v.2.0. Школьная лицензия– 1 шт.

-  Программное обеспечение NI LabVIEVforEducation. Школьная лицензия– 1 шт.

 

Литература:

1.     Первый шаг в робототехнику.Практикум для 5-6 классов, рабочая тетрадь для 5-6 классов. Автор: Д. Г. Копосов. Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2012.

2.     Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW, Автор: Л. Г. Белиовская, А. Е. Белиовский, ДМК Пресс, 2010;

3.     Уроки Лего-конструирования в школе, методическое пособие, издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011, А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина.

4.     Робототехника для детей и родителей, С.А. Филиппов, С.П. «Наука», 2011,

5.     Руководство преподавателя по ROBOTC для LEGO MINDSTORMS Москва 2012

 

Занятия с обучающимися в направлении научно-технической деятельности проводят учителя информатики, прошедшие обучение тьюторству, что обеспечивает проектирование педагогами индивидуальных траекторий обучения и индивидуальных программ развития обучающихся.

Таким образом, предполагаем, что работа школьного клуба «Юный техник», в рамках пилотной площадки, позволит получить различные эффекты, в том числе социально-педагогические. Это прежде всего:

-  создание единого информационного пространства научно-технического творчества детей школы при сетевом взаимодействии образовательных учреждений города Надыма;

-  координация инновационной деятельности по развитию научно-технического творчества обучающихся;

-  поддержка развития научно-технического творчества учащихся;

-  развитие интереса и мотивации обучающихся к научно-техническому творчеству;

-  обеспечение соответствия материально-технической базы образовательного учреждений современному состоянию научно-технического прогресса;

-  разработка технологии формирования конструкторских умений и комплекта программ, УМК по развитию научно-технического творчества обучающихся.

     


Информация © 2011–2018
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2018
Интернет-компания СофтАрт