Складанная Дина Алексеевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2» п. Ханымей, пос. Ханымей, Пуровский район, ЯНАО
«Божий покров над святыми угодниками»
«Божий покров над святыми угодниками»
Почему-то происходят такие события, когда Бог дает человеку силу, и тут же посылает испытание этой силе, веру и сопротивление окружающих к верующему, любовь, а через время разлуку с любимым человеком, с детьми да с кем угодно? Почему человека, поднимающегося выше по духовной лестнице, чаще бьют жизненные обстоятельства, он становится похож на боксерскую грушу? Избитый до синяков, оплеванный как Иисус Христос на Голгофе, физически изнемогающий и измотанный, вдруг взлетает как голубь к облакам и сияет для всех своей духовной мощью, особой красотой и становится для всех оплотом надежды и спасения. Да, да, тот самый, который еще вчера растерзанный лежал на земле в одиночестве всеми забытый, проклинаемый, изувеченный, один на один с собой, но несгибаемый перед тяжелыми обстоятельствами, сохранивший до конца смирение, веру и любовь. Почему такая «одежка» впору совсем немногим, а другим, большему числу людей, она не по размеру?
Кто они эти сильные люди, как они приходят в этот мир и как уходят? Чем же сверхъестественным они обладают? Святые угодники, святые мученики, просиявшие в земле русской, это я о вас сейчас рассуждаю.
О многих святых страдальцах я ничего не знаю, а о ком-то знаю, узнавая понемногу из книг, по фильмам, из чьих-то рассказов. Когда читаю или смотрю историю их жизни, обычно обильно смачиваю лицо слезами, понимая и принимая ту боль, которая коснулась этих святых людей. Они могли быть нашими соотечественниками, жить в наше время, жить почти рядом с нами. Не такое уж большое временное расстояние разделяет нас от последних Новомучеников, просиявших в земле русской в лике святых.
В 1961 году почил святитель Лука (Войно-Ясенецкий), а я родилась в 1955 году. В шестилетнем возрасте я могла бы его видеть и хорошо запомнить на долгие годы, сколько Бог дал бы мне жизни и памяти. Нет, этого никак не могло произойти! Святитель Лука жил в Крыму, а я в Луганске; так близко и в тоже время так далеко! Кто он и кто я?! Вот это и есть та пропасть между обычными людьми и Божьими избранниками! Об этом святом я и хочу рассказать, о святителе Луке, архиепископе Симферопольском и Крымском, в миру Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком выдающемся русском хирурге, докторе медицинских наук, ученом с мировым именем, профессоре. В 2000 году святитель Лука канонизирован Русской Православной Церковью в сонме Новомучеников и исповедников Российских, а это всего лишь 19 лет как он признан святым. Не так быстро происходит причисление святых к таковым, так и знакомство мое со святителем Лукой произошло не сразу.
В 2009 году я впервые побывала в селе Ташла, где есть Свято-Троицкий храм, а в нем находится чудотворная икона Богородицы «Избавительница от бед». Там же есть и святой источник Богородицы по названию ее иконы. Так произошло, что первое наше посещение источника с мужем было на удивление спокойным и немноголюдным. В женскую купальню стояло всего 3 женщины, а так как мужская купальня была закрыта, то двое мужчин выстроились за ними. Меня пропустили в первую группу с женщинами.
Страх, трепет перед святыней, неизвестность – все смешалось в моей душе. Женщины погружались в источник обнаженными, кто в платочке на голове, кто без платочка. Вода была плохо освещена, дна было не видно, поэтому какая-то паника овладела мною, но я вспомнила из прочитанных накануне рассказов, что в воду сама Царица Небесная вводит человека за руки. Я успокоилась и доверилась Богородице. Перекрестившись, и, трижды погрузившись с головой в святую воду, вышла из купальни и понимая, что-то важное и нежное произошло со мной. Было ощущение радости и умиротворения. Подобное произошло и с мужем. Набрав святой воды, усевшись в машину, мы потихоньку отправились в путь, пребывая долгое время в тишине и в собственных размышлениях.
Размышляла я о том сне, который мне приснился перед поездкой на святой источник. Сон был непростой. Помню этот сон так, будто в пещерке стоит благовидный старичок, а в центре пещерки исходит свет. Свет виден от свечек, которые похожи на стеклянные колбы, наполненные светящейся жидкостью. Со всех сторон тянулись руки к этому огню, но дотянутся до огня они не могли. Рук этих было очень много! Я, как и все, протянула руки перед собой в сторону огня. Старичок прикоснулся к моим рукам, посмотрел на меня строго и произнес следующее: «…но это не царские!» Когда утром я подошла к иконам для прочтения утренних молитв, увидела на иконе изображение святого угодника Серафима Саровского в полный рост, каким я его видела во сне, то сразу поняла, кого на самом деле я видела. Он так же был одет, так же стоял немного в профиль, так же была наклонена голова немного набок, когда говорил со мной, точь-в точь как на иконе. Я опустилась на колени и заплакала от стыда и обиды, что во сне не признала такого святого угодника, по чьей милости было касание моего грешного тела и моей недостойной души.
После посещения источника пришел ответ на слова великого старца. Значит, «царскими» касаниями моего тела и моей души, а возможно и лечения, Серафим Саровский обозначил касания Царицы Небесной и Царя Небесного. Теперь все выстроилось в логическую цепочку, я смогла расшифровать о ком шла речь во сне, произнесенной самим Серафимом Саровским.
Что удивительно, но со временем я побываю и в Дивеево, и окунусь на святом источнике Серафима Саровского – великого святого угодника, но все это будет позже. Сейчас я хочу сообщить о других событиях.
На ташлинский источник довелось заехать нам с мужем еще пару раз. Зная о важности благословения, я предложила мужу и еще одной паре – попутчикам по поездке, приехать так в Ташлу, чтобы успеть на утреннюю службу в храм, взять у священника благословение на посещение источника, погрузиться в святую воду и со спокойной совестью и душой отправиться дальше в путешествие. Все получилось по воле Божьей, мы смогли побывать кругом и в нужное время.
Утренняя служба в Ташле началась с короткого сообщения. Батюшка обратился ко всем присутствующим с такими словами: «Вчера мы с вами обошли наше село с чудотворной иконой и попросили дождя, так как его уже давно не было в это лето. Тучи нависли над селом, и пролился обильный дождь после крестного хода. Помолимся и поблагодарим за такое чудо Богородицу «Избавительницу от бед» и Бога».
Я сразу вспомнила, что перед тем как въехать в село, кругом пекло беспощадное солнце, а потом мы «нырнули» под хмурые облака, зависшие только над селом в форме тарелки, и на нас сразу пахнуло холодом и ароматной влагой. Так вот в чем дело? Оказывается, Богородица, по своей милости, устроила такую благодать для верующих и просящих.
Чудо произошло еще одно. Я во время службы все поглядывала на чудотворную икону «Избавительница от бед», висевшую на стене, и думала о том, что она находится под толстым стеклом в увесистой раме, а хотелось бы прикоснуться не только к стеклу над иконой, но и к самой иконе. Закончилась служба и батюшка попросил моего мужа и второго мужчину – нашего попутчика приподнять раму со стеклом и подержать на плечах, пока все присутствующие не поцелуют чудотворную икону. Мои мысли были услышаны Богородицей и чудо произошло.
Взяв у батюшки благословение на посещение святого источника, мы вышли во двор храма. Я спросила у своих мужчин о том, очень ли тяжело держать такой стеклянный оклад на плечах. Муж сказал, что было легко, он даже не заметил веса рамы, а второй наш попутчик был другого мнения. Он признался, что ему было очень тяжело и неудобно. Оба они сильные, довольно крупные мужички, а попутчик и вовсе спортсмен, и преподает физкультуру в общеобразовательной школе. Разница в ощущениях тяжести был, вероятно, по другой причине.
Во дворе храма стоял небольшой домик, где продавалась церковная утварь и различные изделия, материалы для духовного развития людей. Я увидела среди выставленной литературы необыкновенно ценную книгу о Луке. Называлась она «Лука, врач возлюбленный» с жизнеописанием святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого), автором которой являлся В.А. Лисичкин. Графическое оформление обложки придавало ее содержанию какую-то особую интригу и загадочность. На черном фоне проявлялся образ сильного человека с цепким и просвечивающем, словно рентген, взглядом. В фотообразе святого угодника пропечатывалось все: красота, притяжение, вера и уверенность, магнетизм и искренность, сила и смелость, ум и благородство.
По приезду домой я приступила к прочтению книги и поразилась тому, с каким доказательным материалом ведется сопровождение жизнеописания Святителя и хирурга Луки на всех этапах его жизни. На каждой странице болью отражалось все повествование о нем, и я полными от слез глазами, почти наугад дочитывала каждый абзац. Не хочу вас томить долгим вступлением, поэтому сразу перейду к главному.
Святитель Лука жил и подвизался на служение Богу на земле в наше время. Родился он 27 апреля 1877 года в Керчи. В 1898 году успешно окончил медицинский факультет Киевского государственного университета имени святого князя Владимира. В 1904 году женился на Анне Васильевне Ланской, которая работала сестрой милосердия и покорила сердце Валентина Феликсовича своей добротой и кротостью, а в скором времени в семье появилось четверо деток: одна дочь и трое сыновей. Семья была многодетной, забот много, а тут вдруг серьезная болезнь у жены. Казалось бы, муж врач, и все мог бы уладить со здоровьем жены, но Господь посылает на этом пути тяжелейшее испытание.
Свой трудовой путь начал Валентин Феликсович с полным пониманием важности и полезности того, что он делал. Спасать людей было главным решением и смыслом всей его жизни от юных лет и до глубокой старости. Его пациентом мог быть и богач и бедняк. Трудился в военном госпитале, в земских больницах, а также работал над докторской диссертацией по гнойной хирургии. В марте 1917 года семья переехала в Ташкент, где Валентину Феликсовичу предложили должность главного врача в городской больнице. Почему переезд был в Ташкент, да потому что для болящей жены требовался более благоприятный климат. И, все же, через два года умирает его жена, и операционная сестра Софья Сергеевна берет на себя попечение над детьми Валентина Феликсовича и, практически, заменяет им мать.
Валентин Феликсович, будучи человеком верующим, посещал пунктуально храм в Ташкенте, куда он переехал в 1917 году, и где его застала революция. Священников в храме было мало, если не сказать, что их практически не было. Многих сослали в ссылку, других расстреляли, и вести службы было некому. В стране царил духовный голод, а Валентин Феликсович был человеком истинно верующим, поэтому ратовал за духовное возрождение, спешил перед работой на службу в храм, где не всегда велась божественная Литургия и не исполнялись различные требы для прихожан. Для Валентина Феликсовича было делом чести и ответственности перед Богом взять миссию священничества в свои руки, а поэтому рукоположение Валентина Феликсовича в священники было быстрым, можно сказать, стремительным. В январе 1921 года его посвятили в чтеца, затем в певца, следом в иподиакона и тут же в диакона. Буквально через неделю был рукоположен во иерея. Совмещал в трудах своих то, что было несовместимым. Никто раньше, да, пожалуй, и сейчас не в состоянии иметь светскую профессию и руководящую духовную должность. Валентин Феликсович читал лекции на медицинском факультете в университете, оперировал людей, проводил службы в храме, являясь врачом для душ и телес своего прихода и для всех страждущих как физически, так и духовно. Никогда святитель Лука не оперировал больных без икон в рабочем кабинете и без священнического облачения. За такую «дерзость» и своеволие он был гоним чиновниками и различного рода начальниками, но все превозмог, выстоял в этой борьбе, оставаясь верным людям и Богу.
Первый арест Святителя Луки был в 1921 году с отправкой его в Москву в Бутырскую тюрьму. Условия пребывания в тюрьме поменялись на более жесткие. Последовал перевод его уже в Таганскую тюрьму за то, что оставался верным православию, на сговор по обвинению других священников не шел, был тверд в своей правоте, не отступал от выбранного им пути раз и навсегда. От него требовалось лишь одно – это отречение от церкви, чтобы при выполнении светской работы не одевал церковного облачения, а в награду сулили и престижные больницы, и должности, и «достойное» общество. На все подобные предложения, уговоры, угрозы, лицемерие, исходящих от начальников тюрем, Святитель Лука давал однозначные отказы. Несмотря ни на что, 30 Май 1923 года, отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, а позже иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. В то время такой поступок мог закончиться смертным приговором. На тот период Валентин Феликсович был арестован по ложному навету и не имел возможности общаться со своей паствой и священниками, но это не мешало Святителя Луку оставаться верным служителем православной веры. Знание иностранных языков давало ему возможность читать святое писание на немецком языке и в тюремных застенках. Многие священники, которые шли на сговор с обвинителями, позже были расстреляны или сосланы туда, откуда никто из них не вернулся живым.
В марте 1924 года Валентина Феликсовича отправляют дальше по этапу в Енисейск. В Енисейске он берется за сложнейшие операции и заслуживает огромную популярность среди больных. Любовь к точным формам, которую Валентин Феликсович приобрел, занимаясь живописью в юности, сыграла не последнюю роль в овладении мастерством хирурга. Удивительным было то, что, где бы святитель Лука не работал, куда бы его не отправляли в ссылку, он еще с большим энтузиазмом лечил и оперировал больных. Многих людей, которым было отказано другими хирургами в оперативной помощи, оперировал, не жалея себя, работая на пределе человеческих возможностей. Не удивительно, что разносилась слава о Валентине Феликсовиче как о высококлассном хирурге, который имел еще и высокий духовный сан. Он был «скальпелем» в руках Бога!
Земные мытарства были еще долгими и порой невыносимыми. Ссылки, тюрьмы, холодные и голодные дни заключения подкашивали здоровье Войно-Ясенецкого, но Бог хранил своего праведника даже тогда, когда казалось, что земля уходила из-под его ног. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий как раз и проходил по статье как священник – то есть, ученый муж, сошедший с «правильного пути». Вместо того, чтобы отказаться от священнического сана и стать светским хирургом, работая где-то в Москве в престижном больничном комплексе, он наоборот, еще поднимается выше по духовной лестнице, получая новый сан и новые церковные полномочия. За такое невиданное своеволие Святитель Лука и платил дорогую цену – новые допросы, холодные тюремные камеры, пытки и нечеловеческое отношение к нему блюстителями порядка. Взять хотя бы такой случай, когда в 1938 году святителя Луку терзали непрерывными допросами без сна при сидении на стуле в течение трех недель, доведя его до состояния тяжелейшей психической депрессии, до потери ориентации во времени и пространстве, до галлюцинаций, до паралича задних шейных мышц и огромных отеках на ногах.
Он не был в оппозиции власти, просто поступал по совести: читал проповеди после отслуженной Литургии, любую операцию начинал всегда с молитвы, чем удивлял своих коллег и раздражал власть.
В 1940 году ему снова предстояла Сибирь сроком на 5 лет в Красноярский край, где в марте стоят еще 40 градусные морозы, тогда как в Ташкенте цветут сады и светит жаркое солнце. Обворованный жуликами по пути следования на поселение, святитель Лука остается без средств к существованию, сильно бедствует без постоянной квартиры и полноценного питания, почти дойдя до полного истощения.
Начинается Великая Отечественная война, и Святитель Лука направляет письмо Председателю Президиума Верховного Совета М.И. Калинину с просьбой прервать его ссылку и направить как специалиста по гнойной хирургии в госпиталь для оказания помощи раненным воинам в тылу, на передовой, где ему будет доверено. После войны готов вернуться в ссылку и отсидеть свой срок. Письмо имело положительный ответ, потому что на период войны нужен был каждый врач, тем более с большим опытом работы и с профессорским званием. Святитель Лука был назначен главным хирургом эвакогоспиталя и, работая в течение 2 лет, показал блестящие результаты по оперирующим больным. Солдаты и офицеры всегда салютовали при появлении епископа в послеоперационных палатах. Он лично знал каждого пациента, в памяти держал их истории болезней, тысячи бойцов прошли через его руки, которым он сохранил жизнь. Было за это время три смерти, которые епископ Лука очень тяжело перенес. Молился за умерших, сильно страдал из-за того, что не смог их вытащить из лап смерти.
Отношение властей к Владыке весной 1942 года улучшилось. Ему разрешили ехать в г. Томск для работы в библиотеке медицинского факультета. За два месяца он успел перечитать всю новейшую литературу по гнойной хирургии на немецком, английском и французском языках. В 1943 году Владыку назначают архиепископом Красноярским. Владыку перестали преследовать, а в Красноярских «кругах» говорили, что пусть служит, это политически необходимо. Святитель Лука признавался сыну Михаилу в письмах, что как туп и ограничен атеизм и как живо и реально общение с Богом любящих его!
Срок сибирской ссылки архиепископа официально закончился в июле 1942 года, но фактически продолжался до 1943 года. В июне 1943 года в жизни Святителя совпали две даты - двадцатилетие со дня хиротонии во епископа и двадцать лет, проведенных в тюрьмах и ссылках. В 1944 году был назначен на Тамбовскую кафедру, где до революции было сто десять церквей, теперь их было всего две. В Тамбове по просьбе Президиума хирургического общества святитель Лука выступил с докладом об остеомиелите на окружной конференции Орловского военного округа. Выступал и заседал в Президиуме в рясе, с крестом и панагией.
В декабре 1945 года председатель Тамбовского облисполкома вручил архиепископу медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Во время вручения медали Владыка произнес свою речь перед присутствующими, что он вернул к жизни тысячи раненных, но если бы его столько лет ни за что, ни про что не таскали бы по острогам и ссылкам, сколько бы еще было спасено им людей. К сожалению, ему весь этот ужас, пребывания в тюремных застенках, не забыть никогда. В феврале 1946 года Патриарх всея Руси Алексий наградил Святителя правом ношения бриллиантового креста на клобуке. Это была высшая архиерейская награда. В декабре 1945 года постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР выдающийся хирург, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий за научную разработку по лечению гнойных заболеваний и ранений был награжден Сталинской премией Первой степени, за что получил 200 тысяч рублей. Большую часть этих денег, а это130 тысяч рублей сразу были им перечислены детям-сиротам, а остальные деньги были потрачены на нужды церкви и в помощь бедным. Так вот какое богатое сердце и щедрая душа была у Святителя Луки! Удивительным было ни это, а другое обстоятельство, что лауреатом был не просто хирург, а еще и действующий архиепископ Русской Православной Церкви, против которого десятилетиями велась борьба чиновников из высокого эшелона власти.
В мае 1946 года Войно-Ясенецкий был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. В отчетах за 1947 год он сообщал, что Крымская епархия находится в весьма тяжелом состоянии, такая же обстановка была и в 1948 году, потому что священников с семинарским образованием на весь Крым было всего 16 человек и те в возрасте от 69 до 83 лет. Много сил было отдано Владыкой на восстановление церковного уклада, на достойное ведение церковных служб и на проведение разъяснительных проповедей, так необходимых для душ человеческих в период своего служения в Крыму.
В день Прощенного воскресенья 1960 года архиепископ Лука произнес свою последнюю проповедь, а 11 июня 1961 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в 6 часов 45минут утра Владыки не стало. Прощаться с великим архиереем вышел весь город: люди заполнили крыши, балконы, сидели даже на деревьях, наблюдая за процессией,провожая своего любимого архиепископа песнопением: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!» Было за что так горевать и так прославлять своего Святителя Луку. Немало чудес он совершил при жизни, еще больше после причисления его к лику святых. К мощам святого Новомученика едут и едут страждущие, немощные, отчаявшиеся и просят об исцелении.
Расскажу об одном случае, который поразил меня тем, что чудо произошло с маленьким болящим ребенком, которого усыновила нам очень хорошо известная семья. Мама этого мальчика является начальником Департамента образования Пуровского района Васильева Светлана Михайловна. На тот момент она уже имела несколько приемных деток. У мальчика диагностировали опухоль головного мозга уже неоперабельную. Мать была в полном отчаянии, потому что спасти ребеночка уже не представлялось возможным. Приехав в Крым со всем своим большим семейством, она посетила храм с мощами Святителя Луки и слезно попросила его о спасении болящего малыша. Оставшись с малюткой у мощей, Светлана Михайловна взмолилась со слезами, объясняя, что это последняя надежда на святого угодника, ведь все уже давно отреклись и врачи отказались его лечить. Положив ребенка на стеклянную крышку над мощами, застыв в молитвенной просьбе, даже не надеясь на чудо, реально понимая, что это невозможно, осталась на какое-то время возле Святителя Луки. Потеряв счет времени, словно очнувшись, Светлана Михайловна взяла ребенка на руки и в полном неведении дальнейшей его судьбы, вернулась к остальным деткам. По возвращении из Крыма в Тарко-Сале, Светлана Михайловна проходит с ребенком медосмотр, сдает анализы с рентгеном головного мозга и убеждается, что опухоли нет и ребенок абсолютно здоров! Вот уж, где была радость! Я слушала этот рассказ из уст Светланы Михайловны и плакала, понимая трагичность ситуации до поездки ее в Крым, и плакала от радости, оценив особую заботу и милость Святителя Луки, исцелившего маленького ребенка без хирургического вмешательства! Это произошло в 2018 году, и это, действительно, чудо из чудес!
К сожалению, нет возможности описать весь жизненный путь Святителя Луки, но есть еще одно важное сообщение, о чем умолчать никак нельзя. Я столько раз думала о том, почему столько страданий, столько испытаний выпало на долю одного человека? Почему ссылки, издевательства, унижения были такими длительными во времени? Святитель Лука попал в жернова Великой октябрьской революции, он был свидетелем Великой Отечественной войны. Почему свидетелем, он был активным гражданином своего Отечества во время войны. Известно, что он начинал оперировать раненых больных, еще будучи совсем молодым, участвуя в Русско-японской войне в качестве полевого хирурга в 1904-1905 годах. Своей деятельностью опроверг социалистическую догму, что наука и религия вещи не совместимые. Еще как совместимые!
Что же помогло этому сильному человеку выстоять, остаться живым в период его пребывания в местах ссылок, ведь порой Святителя Луку отправляли в такие места для поселения, где не было ни одной живой души в округе на сотни верст, где жить приходилось без питьевой воды и без крыши над головой, где ждала его явная гибель. Одна из самых нечеловеческих ссылок была у него на Ледовитый океан (станок Плахино), где Святитель пребывал 10 месяцев в полном одиночестве без тепла и света. Бог расстилал свой покров над святым угодником и вставал на защиту своего любимого Святителя, и все менялось, начиная от возвращения его в более сносные места ссылок, до признания его врачебного таланта и профессорского гения.
Жизненный путь святителя Луки прошел красной кровавой линией через три войны. Был невинно осужден и провел в лагерях и ссылках 20 лет с 1923 года по 1943 год. Святитель Лука оставил о себе светлую память, поднявшись над всем гнусным и омерзительным, что его окружало, при этом оставаясь нашим вечным небесным покровителем для всех живущих на земле. Когда-то Бог под своим покровом хранил в земной жизни святителя Луку и как любимого сына провел через земные мытарства и страдания, ради приобретения им святости, однозначного воссоединения с Богом как своего возлюбленного врача и защитника!
Слава Богу за все!