Бурханова Дина Ренатовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
г. Муравленко
Актуальность и новизна
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребeнка за руку в детские годы, что вошло в его разум из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.Сухомлинский.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ дошкольное образование является первой ступенью общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, переработанной в соответствии с ФГОС ДО и предназначенной для обеспечения в Организации воспитательно-образовательного процесса с детьми от 1 года до 7 лет.
«Здравствуйте!». Так приветствуют друг друга люди при встрече. «Крепкого здоровья!», «Будьте здоровы!» желают при расставании. Крепкого, сильного здоровья желают люди очень разных национальностей и культур. Почему же не желают богатства, известности? Наверное, потому, что здоровье – это бесценный дар природы, родителей, который есть у человека. Именно от состояния здоровья зависит оптимальное качество жизни человека. Проживёт ли он полноценную, активную жизнь или проблемы со здоровьем будут мешать этому.
Известно, что состояние здоровья лишь на 7-8% зависит от здравоохранения и наполовину от образа жизни. Отсюда следует, что каждый человек должен заботиться о своём здоровье, не только беречь, сохранять его, но и укреплять, развивать, улучшать, совершенствовать.
Учить бережно, сознательно относиться к своему здоровью необходимо ещё в дошкольном возрасте. Как же научить малыша заботиться о своём здоровье? Необходимо формировать представления о здоровом образе жизни. Если эта работа будет вестись с детьми в детском саду в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, тогда ЗОЖ станет полезной привычкой, необходимой потребностью ребёнка и поможет в будущем сформировать гармонично развитую личность.
Постановка проблемы
Средняя посещаемость воспитанников детского сада за 2019-2020 учебный год составила 42,73%, за 2018-2019 учебный год - 57,9 %, уменьшение посещаемости на 15,7% произошло в результате увеличения количества дней, пропущенных воспитанниками по уважительной причине в связи с новой коронавирусной инфекцией и нерабочими днями детского сада в марте-мае 2020 года. В связи с данной причиной число пропусков в этом учебном году увеличилось на 1567 по сравнению с предыдущим годом. В 2019-2020 учебном году на 1287 снизилось количество дней, пропущенных без уважительной причины; на 1213 сократилось количество дней, пропущенных по болезни (Таблица 1).
Таблица 1.
Посещаемость воспитанников детского сада за последние 3 года
Учебный год |
Количество пропусков детского сада детьми |
|
|||
Всего пропусков |
Без уважительной причины |
По болезни |
Отпуск |
Уважительная причина |
|
2017-2018 |
8758 |
3850 |
3464 |
1444 |
- |
2018-2019 |
8553 |
3674 |
3227 |
1652 |
- |
2019-2020 |
10120 |
2387 |
2014 |
1447 |
4272 |
Анализируя группы здоровья воспитанников по детскому саду, увеличивается число детей со 2 группой здоровья (Таблица 2).
Таблица 2.
Учебный год |
|
|
1 группа здоровья |
2 группа здоровья |
|
2018-2019 |
75% |
25% |
2019-2020 |
67% |
33% |
Гипотеза
Мы предполагаем, что при реализации Парциальной программы «Здоровый ребенок» (разработчик - Куракина Т.Г., учитель-логопед МБДОУ «ДС «Сказка»), целью которой является сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и реализации Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Сказка», задачами которой являются:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование привычки к здоровому образу жизни;
- профилактика нарушений простудных заболеваний;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста сформируются устойчивые представления о здоровом образе жизни.
А также в нашем саду реализуется Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов» (Аристова Ю.В.). Она поможет создать модель образовательного процесса по формированию у детей самостоятельности и ответственности в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья, мотивации к занятиям физической культурой и спортом, основ гражданственности и патриотичности.
Пути решения проблем
В нашем детском саду «Сказка» работа по формированию представлений о здоровом образе жизни ведётся по следующим направлениям:
- организация развивающей предметно-пространственной среды группы, ДОУ;
- формирование представлений о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, двигательная активность, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье;
- формирование культурно-гигиенических навыков и умений;
- создание условий для оптимального двигательного режима;
- закаливание;
- прививание интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом;
- знакомство с основами техники безопасности;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
В течение учебного года в ходе родительских собраний администрацией детского сада совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским работником учреждения, воспитателями групп проводится работа по профилактике простудных заболеваний, осуществляется просветительная работа с родителями воспитанников по вакцинации детей согласно Календаря прививок, профилактике заболеваемости, формированию здорового образа жизни, регулярным занятиям физической культурой и спортом, организации питания воспитанников в детском саду и в семье.
В течение года на Совете здоровья, педагогических советах, малых педагогических совещаниях, на заседаниях административного совета, Совета учреждения детского сада, в формате онлайн- собраний и консультаций рассматриваются вопросы укрепления здоровья детей, профилактики ОРВИ, ОРЗ, ОКИ, профилактики новой коронавирусной инфекции.
В 2019-2020 учебном году вакцинировано от гриппа 117 воспитанников, 100% работников.
На сайте учреждения в разделе «Здоровье», в социальных информационных группах для родителей воспитанников размещаются профилактические информационные материалы и публикации о формировании здорового образа жизни, профилактике инфекционных заболеваний, вакцинации, воспитании у детей основ здорового питания и др.
В течение года 2019-2020 учебного года в детском саду реализовался проект «Азбука правильного питания» по формированию культуры питания. В рамках реализации проекта воспитатели проводят с детьми «Недели здоровья», «Урок здоровья», тематические беседы о здоровом питании, пользе различных продуктов для здоровья человека, полезных и важных качествах блюд, приготовленных поварами в детском саду. Организованные экскурсии на пищеблок, участие в выставках и конкурсах детского сада помогают формированию у дошкольников правильных пищевых предпочтений, здорового образа жизни, в воспитании уважения к труду повара.
В учреждении в течение года проведены Дни национальной кухни: русской, украинской, славянской в ходе которых ребята знакомились с национальными блюдами народов России.
Организована работа по взаимодействию с родителями в вопросе организации контроля по питанию. Совместно с родителями проведен смотр-конкурс «Столик накройся», родители выступили в качестве экспертов в оценке сервировки стола к обеду во всех группах.
Большое внимание уделяется в учреждении сохранению и укреплению здоровья воспитанников, организации физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Комплекс двигательной активности включает: утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику пробуждения, динамические паузы между занятиями, физкультминутки, дни здоровья, прогулки, спортивные праздники и досуги, самостоятельную активную деятельность.
Еженедельно с детьми проводятся три занятия по физической культуре: два в спортивном зале, одно – на свежем воздухе. Каждый день во время прогулки педогамии организуются подвижные игры с детьми на развитие быстроты, силовых качеств, ловкости и координации, ориентировки в пространстве и с элементами спортивных игр, упражнений со спортивным инвентарем.
Педагоги детского сада «Сказка» используют в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий: гимнастику пробуждения после сна, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, элементы дыхательной гимнастики, оздоровительный бег и утреннюю гимнастику на свежем воздухе по погодным условиям, лыжные прогулки и подвижные игры зимой.
Отмечается высокий охват родителей и детей «семей риска» в различных мероприятиях детского сада.
В детском саду реализуется ряд мероприятий, направленных на помощь, поддержку семьи в преодолении различных трудностей в воспитании детей, гармонизации отношений с детьми, развитии компетентности родителей: консультации, беседы, круглые столы, семинары-практикумы и др.
Заключение
В дошкольном возрасте происходит формирование основных ценностей человека, поэтому так важно именно в этом возрасте начать работу по реализации образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формированию представлений о здоровом образе жизни.
ЗОЖ требует от малышей определённых волевых усилий: нужно вовремя ложиться спать, а не пока не пересмотришь все мультики по телевизору, рано вставать, умываться и чистить зубы, и перед каждым приёмом пищи, после каждой прогулки мыть руки, делать зарядку или заниматься спортом, даже если лень и не очень хочется.
Необходимость соблюдения режима сна и распорядка дня, закаливание, соблюдение гигиены, занятия спортом делают детей собранными, внимательными, дисциплинированными, энергичными, активными и ответственными.
Список использованной литературы
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» . - 3-е изд-е исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 131 с.
2. Парциальная программа «Здоровый ребенок» (разработчик - Куракина Т.Г., учитель-логопед МБДОУ «ДС «Сказка»)
3. Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов» (Аристова Ю.В.)