Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 1. Здоровый образ жизни как фо...

1. Здоровый образ жизни как форма воспитания ответственности у молодёжи


Бурханова Дина Ренатовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

г. Муравленко

 

Актуальность и новизна

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребeнка за руку в детские годы, что вошло в его разум из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В.Сухомлинский.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ дошкольное образование является первой ступенью общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, переработанной в соответствии с ФГОС ДО и предназначенной для обеспечения в Организации воспитательно-образовательного процесса с детьми от 1 года до 7 лет.

«Здравствуйте!». Так приветствуют друг друга люди при встрече. «Крепкого здоровья!», «Будьте здоровы!» желают при расставании. Крепкого, сильного  здоровья желают люди очень разных национальностей и культур. Почему же не желают богатства, известности?  Наверное, потому, что здоровье – это бесценный дар природы, родителей, который есть у человека. Именно от состояния здоровья зависит оптимальное качество жизни человека. Проживёт ли он  полноценную, активную жизнь или проблемы со здоровьем будут мешать этому.

Известно, что состояние здоровья  лишь на 7-8% зависит от здравоохранения и  наполовину от образа жизни. Отсюда следует, что каждый человек должен заботиться о своём здоровье, не только беречь, сохранять его, но и укреплять, развивать, улучшать, совершенствовать.

Учить бережно, сознательно  относиться к своему здоровью необходимо ещё в дошкольном возрасте. Как же научить малыша заботиться о своём здоровье?  Необходимо формировать представления о здоровом образе жизни. Если эта  работа будет вестись с детьми в детском саду в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, тогда ЗОЖ станет полезной привычкой, необходимой потребностью ребёнка и поможет в будущем сформировать  гармонично развитую личность.

Постановка проблемы

Средняя посещаемость воспитанников детского сада за 2019-2020 учебный год составила 42,73%, за 2018-2019 учебный год - 57,9 %, уменьшение посещаемости на 15,7% произошло в результате увеличения количества дней, пропущенных воспитанниками по уважительной причине в связи с новой коронавирусной инфекцией и нерабочими днями детского сада в марте-мае 2020 года. В связи с данной причиной число пропусков в этом учебном году увеличилось на 1567 по сравнению с предыдущим годом. В 2019-2020 учебном году на 1287 снизилось количество дней, пропущенных без уважительной причины; на 1213 сократилось количество дней, пропущенных по болезни (Таблица 1).

Таблица 1.

Посещаемость воспитанников детского сада за последние 3 года

 

 

Учебный год

Количество пропусков детского сада детьми

 

Всего пропусков

Без уважительной причины

По болезни

Отпуск

Уважительная причина

2017-2018

8758

3850

3464

1444

-

2018-2019

8553

3674

3227

1652

-

2019-2020

10120

2387

2014

1447

4272

Анализируя группы здоровья воспитанников по детскому саду, увеличивается число детей со 2 группой здоровья (Таблица 2).

Таблица 2.

 

Учебный год

 

1 группа

здоровья

2 группа

здоровья

2018-2019

75%

25%

2019-2020

67%

33%

Гипотеза

Мы предполагаем, что при реализации Парциальной программы «Здоровый ребенок» (разработчик - Куракина Т.Г., учитель-логопед МБДОУ «ДС «Сказка»), целью которой является сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и реализации Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Сказка», задачами которой являются:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- формирование привычки к здоровому образу жизни;

-  профилактика нарушений простудных заболеваний;

- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

- привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста сформируются устойчивые представления о здоровом образе жизни.

А также в нашем саду реализуется Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов» (Аристова Ю.В.). Она поможет создать модель образовательного процесса по формированию у детей самостоятельности и ответственности в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья, мотивации к занятиям физической культурой и спортом, основ гражданственности и патриотичности.

Пути решения  проблем

В нашем детском саду «Сказка» работа по формированию представлений о здоровом образе жизни ведётся по следующим направлениям:

- организация развивающей предметно-пространственной среды группы, ДОУ;

- формирование представлений о составляющих здорового образа жизни (правильное питание, двигательная активность, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье;

- формирование культурно-гигиенических навыков и умений;

- создание условий для оптимального двигательного режима;

- закаливание;

- прививание интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом;

- знакомство с основами техники безопасности;

- взаимодействие с семьями воспитанников.

В течение учебного года в ходе родительских собраний администрацией детского сада совместно со специалистами детской поликлиники, медицинским работником учреждения, воспитателями групп проводится работа по профилактике простудных заболеваний, осуществляется  просветительная работа с родителями воспитанников по вакцинации детей согласно Календаря прививок, профилактике заболеваемости, формированию здорового образа жизни, регулярным занятиям физической культурой и спортом, организации питания воспитанников в детском саду и в семье.

В течение года на Совете здоровья, педагогических советах, малых педагогических совещаниях, на заседаниях административного совета, Совета учреждения детского сада, в формате онлайн- собраний и консультаций рассматриваются вопросы укрепления здоровья детей, профилактики ОРВИ, ОРЗ, ОКИ, профилактики новой коронавирусной инфекции.

В 2019-2020 учебном году вакцинировано от гриппа 117 воспитанников, 100% работников.

На сайте учреждения в разделе «Здоровье», в социальных информационных группах для родителей воспитанников размещаются профилактические информационные материалы и публикации о формировании здорового образа жизни, профилактике инфекционных заболеваний, вакцинации, воспитании у детей основ здорового питания и др.

В течение года 2019-2020 учебного года в детском саду реализовался проект «Азбука правильного питания» по формированию культуры питания. В рамках реализации проекта воспитатели проводят с детьми «Недели здоровья», «Урок здоровья», тематические беседы о здоровом питании, пользе различных продуктов для здоровья человека, полезных и важных качествах блюд, приготовленных поварами в детском саду.  Организованные экскурсии на пищеблок, участие в выставках и конкурсах детского сада помогают формированию у дошкольников правильных пищевых предпочтений, здорового образа жизни, в воспитании уважения к труду повара.

В учреждении в течение года проведены Дни национальной кухни: русской, украинской, славянской в ходе которых ребята знакомились с национальными блюдами народов России.

Организована работа по взаимодействию с родителями в вопросе организации контроля по питанию. Совместно с родителями проведен смотр-конкурс «Столик накройся», родители выступили в качестве экспертов в оценке сервировки стола к обеду во всех группах.

Большое внимание уделяется в учреждении сохранению и укреплению здоровья воспитанников, организации физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Комплекс двигательной активности включает: утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику пробуждения, динамические паузы между занятиями, физкультминутки, дни здоровья, прогулки, спортивные праздники и досуги, самостоятельную активную деятельность.

Еженедельно с детьми проводятся три занятия по физической культуре: два в спортивном зале, одно – на свежем воздухе. Каждый день во время прогулки педогамии организуются подвижные игры с детьми на развитие быстроты, силовых качеств, ловкости и координации, ориентировки в пространстве и с элементами спортивных игр, упражнений со спортивным инвентарем.

Педагоги детского сада «Сказка» используют в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий: гимнастику пробуждения после сна, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, элементы дыхательной гимнастики, оздоровительный бег и утреннюю гимнастику на свежем воздухе по погодным условиям, лыжные прогулки и подвижные игры зимой.

Отмечается высокий охват родителей и детей «семей риска» в различных мероприятиях детского сада.

В детском саду реализуется ряд мероприятий, направленных на помощь, поддержку семьи в преодолении различных трудностей в воспитании детей, гармонизации отношений с детьми, развитии компетентности родителей: консультации, беседы, круглые столы, семинары-практикумы и др.

Заключение

В дошкольном возрасте происходит формирование основных ценностей человека, поэтому так важно именно в этом возрасте начать работу по реализации образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формированию представлений о здоровом образе жизни.

ЗОЖ требует от малышей определённых волевых усилий: нужно вовремя ложиться спать, а не  пока не пересмотришь все мультики по телевизору, рано вставать, умываться и чистить зубы, и  перед каждым приёмом пищи, после каждой прогулки мыть руки, делать зарядку или заниматься спортом, даже если лень и не очень  хочется.

Необходимость соблюдения режима сна и распорядка дня, закаливание, соблюдение гигиены, занятия спортом делают детей собранными, внимательными, дисциплинированными, энергичными, активными и ответственными.

Список использованной литературы

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» . - 3-е изд-е исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 131 с.

2. Парциальная программа «Здоровый ребенок» (разработчик - Куракина Т.Г., учитель-логопед МБДОУ «ДС «Сказка»)

3. Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов» (Аристова Ю.В.)


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт