Усатенко Ольга Леонидовна,
ГБУ ЯНАО «Центр социальной помощи семье и детям «Садко»,
г. Новый Уренгой
Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся.
Преподобный Серафим Саровский
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни. Его целью является устойчивое гармоническое развитие человека: воспитание чувства ответственности, долга, справедливости и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека[1].
Одним из определений духовности в православии является существование в человеке бессмертной составляющей – души. Она может быть в различном состоянии – здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу; душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Состояние души влияет на земную жизнь человека, физическое здоровье, отношение к миру, его социальное поведение. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. С позиции православия духовным можно назвать человека, в котором душа достигла достаточной чистоты и силы. Такой человек сам становится источником света и духовной силы для других людей [2].
Основы духовно-нравственного развития человека закладываются в семье. Именно здесь с самого раннего возраста ребенок видит образцы отношения взрослых друг к другу, к окружающим их людям, к нему самому. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека [3].Образом жизни отца и матери, их добрым примером изначально определяется воспитание души, доброго нрава ребёнка, формирование его способности к духовной жизни.
Значение семьи для всех его членов исключительно велико; она играет роль оплота, своего рода убежища, территории, защищённой не только стенами, крышей над головой и законом, но и столь необходимой человеку атмосферой родственности, близости и доверия. В семье, в заботе и любви друг о друге, во взаимной поддержке и единении формируются основные человеческие добродетели [4].
К сожалению, семья может выступать не только в качестве положительного, но и в качестве негативного, отрицательного фактора воспитания. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта, ощущение одиночества, заброшенности и ненужности в раннем детском возрасте могут определить характер человека и его судьбу на всю жизнь, а иногда и привести к трагическим последствиям. Посмотрев фильм Ролана Быкова «Люба», или «Я больше сюда никогда не вернусь», понимаешь всю глубину детского несчастья, беспомощности и безысходности маленькой жизни, превращенной родной мамой в постоянный кошмар, из которого ребенок сам вынужден найти единственно возможный драматический выход.
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это сложный и трудоемкий процесс, который требует от родителей много сил и терпения. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают нежную привязанность и искреннюю любовь к своим детям, в процессе воспитания могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как запугивание, телесные наказания, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что в некоторых случаях такая тактика воспитания – это нарушение прав детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Положение ребенка в семьях с низким уровнем духовной культуры, где ребенок является не радостью жизни, а обузой, значительно хуже, чем в благополучных семьях. Дети, воспитывающиеся в семьях, где присутствуют такие факторы, как бездуховность, утрата семейных ценностей и духовных ориентиров, алкоголизация, социальная неустроенность, стрессы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности стать жертвами жестокого обращения со стороны родителей или других близких родственников. В результате подростки убегают из дома, совершают правонарушения, кончают жизнь самоубийством.
Насилие – это не только физическая сила, но и более изощренные, психологические формы воздействия, которые способны принести еще больший вред ребенку. Дети склонны строить свои взрослые отношения по образу и подобию родительских. Они, ставшие свидетелями домашнего насилия, перенимают модель поведения родителей и сами воспроизводят ее в следующем поколении. Наблюдается высокий риск криминального поведения (склонность к преступлениям, жестоким формам проявления поведения). Социологические данные о распространенности насилия в семье, по сути, не соответствуют действительности, поскольку эта проблема редко выносится из семьи.
Согласно аналитическим данным Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социальной помощи семье и детям «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой» за последние 3 года в среднем ежегодно:
– на стационарную форму обслуживания Центра помещается 91 несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, самовольно оставившие семью, ставшие жертвой насилия;
– в полустационарной форме социального обслуживания ежегодно проходит курс социальной реабилитации 151 несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, в том числе дети-инвалиды;
– на социальном сопровождении Центра состоят 123 семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, 67 семей, находящихся в социально опасном положении;
– в условиях Центра проходят курс социальной реабилитации два несовершеннолетних ребенка, в отношении которых в судебном порядке установлен статус «ставший жертвой насилия» и «подвергшийся жестокому обращению».
В связи c указанными фактами совершенно очевидна повышенная потребность «семей риска» в социальной поддержке и помощи. Наиболее эффективной работа в данном направлении будет в случае использования мер ранней профилактики. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми. Кроме того, работа с проблемными семьями должна иметь комплексный подход и основываться на отлаженном межведомственном взаимодействии и социальном партнерстве: объединение усилий субъектов профилактики детской безнадзорности и правонарушений, сотрудничество с общественными организациями, фондами и учреждениями, привлечение неравнодушных и заинтересованных лиц для оказания необходимой помощи семьям через проведение социально значимых мероприятий, использование средств массовой информации и т.д. позволит добиться положительных результатов и принесет пользу родителям и детям.
Проведение такого рода работы невозможно без опоры на духовный и нравственный потенциал семьи и должно осуществляться при сотрудничестве Центра с православной церковью, обладающей высоким духовным авторитетом, нравственные уроки которой являются фундаментом воспитания, духовного возрождения человека.
Рассмотренные выше факторы обусловили необходимость проведения ежегодного масштабного городского мероприятия с целью привлечения внимания населения города Новый Уренгой к проблемам домашнего насилия.
Осенью 2009 года специалистами Центра при содействии ведомств и учреждений системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений, а также при поддержке общественных организаций города в рамках Международного десятилетия «Культура ненасилия и мира в интересах детей планеты» (2001 – 2010 гг.) проведена городская социальная акция «Остановим насилие в семье!».
Программа акции предусматривала создание Межведомственного координационного совета по предотвращению домашнего насилия и защиты от него, а также проведение в городе профилактических мероприятий различной направленности. Так, был проведен социологический опрос среди школьников в возрасте 12-16 лет и их родителей; организованы классные часы с привлечением родителей; работал «телефон доверия»; проведены семинар-практикум «Проблема домашнего насилия: теория и практика вопроса», социально-психологические мини-тренинги для детей «Шаг навстречу», практикум для родителей «Воспитание ненасилием в семье», мини-тренинг для родителей «Азбука языка принятия»; прошёл конкурс рисунков для учащихся образовательных организаций «Мой мир – моя семья»; осуществлялась информационная кампания в средствах массовой информации и другие воспитательные мероприятия.
Вторая акция была проведена в апреле 2010 года. Несовершеннолетние и их родители участвовали в конкурсе рисунков, в телепередаче «Гамбит» МУ ТРИА «Импульс», где обсуждалась тема «Комендантский час», побывали на встрече с заместителем директора по воспитательной работе православной гимназии Силантьевым М. А., киновстрече. Для воспитанников Центра были организованы сеансы кинотерапии с просмотром мультипликационных фильмов «Король Лев», «Большой Зай», «Мадагаскар», художественных фильмов «Хор», «Спеши любить». Проведено социологическое исследование «Информированность населения города Новый Уренгой о проблеме насилия в семье», работала горячая линия «телефона доверия» Центра социально-психологической помощи подросткам и молодежи. Для воспитанников Центра проведен ряд мероприятий воспитательной и коррекционной направленности. По итогам акции опубликованы статьи в печатных средствах массовой информации.
В 2011 году наработанный опыт оформлен в социальный проект «Мир вашему дому!». По итогам участия Проекта в окружном конкурсе на лучшую программу и методику учреждения социальному проекту присуждено 3 место.
|
|
В настоящее время Проект успешно реализуется специалистами Центра: ежегодно проводится акция городского масштаба «Мир вашему дому!»; участниками каждой Акции становятся не менее 250 несовершеннолетних воспитанников Центра и их родителей, а также семьи города, воспитывающие несовершеннолетних детей.
Акция проводится в апреле месяце, объявленном во многих странах мира месяцем по предотвращению насилия над детьми. Символом мероприятия служит синяя лента. Это своего рода персональное обещание никогда не совершать насилия, не мириться с ним, не искать оправданий для тех, кто его совершает.
План Акции включает в себя ставшие традиционными мероприятия с участием родителей и детей.
В рамках информационной кампании специалистами и воспитанниками Центра осуществляется распространение информационного материала: листовок, буклетов, памяток о проведении Акции, духовно-нравственных аспектах воспитания детей, правовой ответственности за жестокое обращение, направленных на воспитание навыков ответственного родительства. Материалы распространяются среди жителей города, в образовательных организациях, на остановочных павильонах, в городском общественном транспорте, в ходе проведения мероприятий.
|
|
|
|
|
|
Специалисты Центра инициируют проведение на городском телеканале «Сигма» опроса жителей города о применении в отношении детей физического наказания. По результатам опросов (2014-2017 годы) отмечается снижение количества граждан, считающих допустимым физическое наказание ребенка.
В рамках Проекта при поддержке социальных педагогов школ города собираются подписи на листовках в книгу «Сделай мир хоть чуточку счастливей!». Сбор подписей предполагает изменение общественного мнения в сторону нетерпимости к проявлению любых форм насилия как средства решения проблем, в том числе в семейном окружении.
Диспут «Дети глазами родителей, родители глазами детей» собирает в игру-диалог воспитанников и их родителей. Участникам предоставляется возможность решать предложенные проблемные ситуации на тему семейных взаимоотношений, найти пути выхода из создавшихся ситуаций, определить причины возникновения конфликтов. Родители учатся ответственности, терпимости, любви, самоотдаче, дети – уважительно и почтительно относиться к родителям. Участники приходят к пониманию того, как важно с детства прививать добрые навыки: послушание и уважение к родителям, трудолюбие, умение бороться со своими желаниями, дурными мыслями, приучаться к честности в делах, словах и мыслях.
Познавательное мероприятие «Согласие да лад – для общего дела клад» проводится с участием воспитанников Центра. На мероприятии решаются такие духовно-нравственные задачи, как воспитание в детях внимания и сострадания к окружающим, ценностного отношения к дружбе, воспитания чувства ответственности за младших братьев и сестер, рассказывается о традициях православного воспитания в многодетных семьях.
Круглый стол «Все начинается с семьи» собирает воспитанников старшего возраста и их родителей. Здесь ведется рассуждение о трех слагаемых, на которых должна строиться семейная жизнь с позиции православного христианина: любовь и правильное понимание этого понятия, правильное понимание целей и задач семейной жизни, правильная семейная иерархия. Участники обсуждают такие вопросы, как «Что такое настоящая любовь?», «Существует ли любовь с первой встречи?», «Возможна ли любовь до брака?» «Что такое влюблённость и является ли она любовью?», «Как сохранить и укрепить любовь?», «Что такое семейная жизнь?». Дети и взрослые приходят к выводу о том, что ради мира, любви и семейного счастья можно многое принести в жертву.
Круглый стол «Созависимость и семья» для родителей и несовершеннолетних проводится с участием представителей общественных организаций и заставляет задуматься о вреде употребления алкоголя, психоактивных веществ, их возможных негативных последствиях на семейные отношения в будущем. О данных пристрастиях говорится как о болезнях нравственного, духовного порядка, указывается на необходимость нравственного самовоспитания, соблюдения духовной дисциплины.
Родительская мастерская «Час доброго общения» проводится с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, и затрагивает темы развития духовно-нравственных аспектов в семье, родительских умений в совместной деятельности с детьми. К диалогу приглашаются представители традиционных религиозных конфессий, общественных организаций «Милосердие», «Дарим детям». Семьям оказывается необходимая поддержка на духовном уровне, и это является актуальным, поскольку эти семьи в силу понятных причин изолированы от общества, растеряны в своем мировидении.
Практикум для родителей «Воспитание ненасилием в семье» формирует у родителей навыки культуры поощрения и наказания ребенка в семье, помогает доказать преимущества ненасильственных методов воспитания детей, позволяет обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций, определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье. Родители приходят к выводу о том, что воспитание детей требует много мудрости и терпения, а православное воспитание подразумевает личный положительный пример родителей и обращение к христианским нормам и правилам.
Традиционным в рамках проведения Акции стало ежегодное проведение заседаний круглого стола «Отношение религии к жестокому обращению в семье», «Начало начал», «Духовная природа семьи» с участием священнослужителей, представителей православной гимназии, врача-нарколога, общественного помощника Уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО. На заседаниях поднимаются темы отношения религии к жестокому обращению в семье, роли семьи в духовно-нравственном становлении личности ребенка, основных законах правильного воспитания детей. Такие встречи собирают большое количество участников, оставляют много впечатлений и создают особую мотивацию стать правильными и хорошими родителями.
|
|
|
|
Эффективной является и такая форма работы, как проведение психолого-педагогических тренингов, групповых занятий, сеансов семейной кинотерапии, направленных на повышение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания детей и установлению доверительных отношений в семье.
|
|
Литературно-музыкальная композиция «Мы за мир, и песню эту пронесем друзьям по свету», подготовленная воспитанниками Центра, включает в программу концерт для родителей и детей; песни и стихи о дружбе, о материнской любви и ласке, о семье и детском счастье не могут оставить равнодушными, трогают душу и сердце.
Завершающим этапом реализации социального проекта «Мир вашему дому!» является выставка семейных работ декоративно-прикладного искусства «Мир моей семьи», к участию в которой привлекаются семьи города Новый Уренгой.
Ежегодно в среднем ее участниками являются около 200 семей. На выставке представляются творческие работы, выполненные в разных техниках. Все участники награждаются грамотами за участие.
|
|
|
|
|
|