Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 2. Вопросы духовно-нравственно...

2. Вопросы духовно-нравственного воспитания на примере жизни Александра Невского


Ведерникова Ирина Валентиновна

Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие» в муниципальном образовании город Салехард»

г. Салехард

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является главной задачей современной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье, которое в российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада. В этой связи – духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи, что, в свою очередь, является основой стабилизации общества и страны в целом.

На сегодняшний день задача становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является одной из приоритетных в системе социальной защиты. Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие» в муниципальном образовании города Салехард» осуществляет социальное обслуживание детей,  а также выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности несовершеннолетних, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Ежегодно получателями социальных услуг  учреждения являются  более 150 детей, имеющих индивидуальные программы  социальной реабилитации, направленные на устранение выявленных проблем. Кроме того, одновременно осуществляется работа с семьей ребенка в рамках социального сопровождения. И только совместная комплексная работа специалистов учреждения, ребенка и его семьи дает положительные результаты по коррекции и устранению нежелательных проявлений в их жизнедеятельности.

Одним из направлений деятельности учреждения  является работа по духовно-нравственному воспитанию, реализуемая через приобщение детей к культурным ценностям и традициям. Практика показывает, что социальная реабилитация несовершеннолетних,  посредством приобщения к духовным ценностям, наиболее эффективна для детей из социально-неблагополучных семей, какими и являются основная часть получателей социальных услуг. Поскольку в школьных коллективах, дворовых или  других детских группах такие дети часто подвергаются изоляции, отторжению, насмешкам. Для самоутверждения и самореализации  они вынуждены   защищать себя, выбирая приемлемый для ребенка способ, в большинстве случаев которым является асоциальное поведение, демонстрация негативных поступков. Работая  с несовершеннолетними специалисты учреждения помогают  снять  негативное напряжение, преподать уроки милосердия, сострадания, добра,  помогают прибрести  модели поведения и  формы общения, устойчивые к негативным проявлениям социальной среды. Дети получают дополнительный опыт позитивных эмоциональных переживаний, которого, порой, не хватает в  их обычной жизни. Участвуя в мероприятиях, которых проводятся  в рамках индивидуальных программ, значительно расширяется кругозор несовершеннолетних, способы восприятия  ими реальности, отмечается интерес к событиям,  повышается уровень духовно-нравственной культуры,  компетенции несовершеннолетних и их родителей, формируется  у несовершеннолетних и их родителей   стойкая  жизненная позиция, сохраняется приоритетное родительское воспитание  ребенка в семье.

Работа по данному направлению осуществляется в основном в группе дневного пребывания учреждения, которую посещают русские и ненцы, ханты и украинцы, татары, турки. Состав детей определяется случайным набором. Реабилитационный  процесс в группе строится таким образом, чтобы при самостоятельной или групповой деятельности дети   принимают и осознают разнообразие и многогранность мира, образа жизни народностей, выбора религии, не боятся  быть отличными от других.

Приобщая  детей к духовно-нравственным ценностям, специалисты учреждения используют многообразные формы работы,  в том числе   чтение  литературы, обсуждение просмотренных фильмов, на примере которых раскрываются нравственные основы, фор­мируются человеческие ценности: совесть, доброта, гуманизм. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом, уже на протяжении многих веков для наших соотечественников, служит образ святого  великого князя Александра Невского - потомка великого рода, сформировавшего Русь как единое православное государство.

На примере подвигов Александра Невского, формируются  национальные ценности, например, такие как, патриотизм, социальная солидарность,  гражданственность, миролюбие.

Патриотизм  Александра Невского проявлялся в преданной любви к своему народу, своей Руси, он утверждал, что  «готов положить живот свой за люди своя», защищая и сохраняя православие,  достигая цели:  сохра­нение православия как нравственно-политической силы русского народа. Спасение  православной веры было для князя Александра основным делом его жизни. Православие не на словах, а на деле было  для него «столп и утверждение истины». Подвиг Невского - подвиг христианского смирения, сопряженный с патрио­тизмом и христианской нравственностью и мировоззрения. Христианское вероучение в корне изменило сознание лю­дей того времени, их образ жизни, культуру и нормы морали. Александр  часто посещал Орду, даже жил там какое-то время.  Но, несмотря на непрекращающиеся войны и усобицы, в этот период происходит окончательное формирование новой общеевропейской христианской цивилизации, сплоченной, единой рели­гией.

Такие факты жизни великого князя не могут не быть примером и образцом для подражания  в привитии  сегодняшнему подрастающему поколению таких ценностей как воспитание гражданственности,  человечности,  межнационального согласия, толерантности,  культуры межнационального общения, формирование правильного восприятия других.

Воспитание любви к Родине, к своему народу, интереса к истории  Отечества, осуществляется с детьми, посещающими наше учреждение,  через уроки Мужества, патриотические уроки, литературно-музыкальные композиции, встречи с ветеранами войны, просмотры художественно-патриотических произведений с дальнейшим обсуждением. На примере жизни, подвигов великого полководца проводятся разъяснительные беседы, читательские часы, виртуальные экскурсии по памятным местам, с целью ознакомления  детей с историческими событиями в разные периоды его жизни. Несовершеннолетние активно вступают в дискуссии, высказывают свою точку зрения.

Стало традиционным участие детей  в Интернет. В  период пандемии, охватившей  всех в 2020 году, дети  продолжали  свою познавательную деятельность в изучении истории государства, приобретая знания в ином,  дистанционном, формате: мероприятия проводились с использованием онлайн – платформ, в мессенджерах, социальных сетях. Так, например,  в  дни празднования 75-летия Великой Победы, чтобы  ребенок не потерялся в мире информации, которая обваливается на него со всех сторон, на помощь пришел незримый образ великого князя: специалисты включали в онлайн занятия сообщения о значении имени Александра Невского в Великой Отечественной войне, предлагали посмотреть фильм о подвиге великого полководца, нарисовать его образ. Заинтересовал детей рассказ об ордене Александра Невского,  после которого, они нашли   информацию о героях времен Великой Отечественной войны, которые награждены этим орденом.  А подростки приняли участие во Всероссийском проекте «Память Победы», приуроченном   к 75-ой годовщине  Победы в Великой Отечественной войне,   проведя  исследовательскую работу и  создав  видеоролики о своих  земляках и прадедах – участниках войны.

Хочется сказать еще о том, что  в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, посещающих учреждение, не последнюю роль играет  взаимодействие с  представителями Салехардской  и Новоуренгойской Епархии.     

Православная церковь всегда была укрепляющей  нравственной силой в нашем Отечестве, которая и сегодня принимает участие в решении многих социальных проблем  в обществе. Используется ее богатый опыт в таких вопросах, как укрепление семьи, попечение детей-сирот, профилактика социальных явлений и других.

Участие представителей религии в процессе воспитания способствует созданию благоприятных условий для утверждения в сознании несовершеннолетних идеалов добра, снятия с них психоэмоционального напряжения, оздоровления морального климата и строится на основе принципа индивидуального подхода к личности. Привлечение детей  к мероприятиям, проводимым священнослужителями, осуществляется с учетом  их желания и интереса, исключительно на добровольной основе.

С 2017 года заключено Соглашение о совместной добровольческой деятельности ГКУ ЯНАО «СРЦН «Доверие» в МО г. Салехард» и Приходом храма Святых Апостолов Петра и Павла города Салехарда в сфере духовно-нравственного и эстетического  воспитания несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в социально опасном  положении или  трудной жизненной ситуации. Для работы по данному направлению в учреждении разработана программа «В мире добра и света», реализуемая на протяжении уже 8 лет. Ее эффективность актуальна и на сегодняшний день.

Представители Епархии, в рамках благотворительных акций  «Спешите делать добро», «Соберем ребенка в школу», организуют посещение малоимущих семей, оказывают им помощь в виде предоставления  продуктовых наборов, канцелярских принадлежностей, предметов первой необходимости, одежды, обуви  для детей и их родителей.  Вместе со специалистами  организуют традиционные праздничные встречи на Рождество Христово и  Светлый праздник Пасхи, где священнослужители знакомят несовершеннолетних с  традициями, обрядами  православных праздников.  Регулярно проводят индивидуальные доверительные беседы с детьми и с родителями, направленные на укрепление семейных отношений, формирование законопослушного поведения, ведение здорового образа жизни. Зачастую, в своих рассказах берут, как пример для подражания,  образы святых, в частности  духовно-нравственной личности великого князя Александра Невского – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве Епархии, специалистов и семьи. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе детях недостижимо и воспитание цельной личности.

Такое сотрудничество способствует воспитанию у несовершеннолетних уважительного отношения к нравственным нормам, традициям, формированию духовно-нравственных ориентиров, приобщению к русской культуре, истории Отечества.

В фонде библиотеки учреждения  сформирован раздел исторической и религиозной направленности с целью духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних. Данный раздел представлен не только Детской библией и рассказами на библейские темы, есть книги об истории России, о великих исторических  личностях, об известных орденах и медалях России, о русских святых.  С жизнью великого князя Александра Невского дети знакомятся на примере литературных произведений В. Лунина, В. Ян, К. Симонова и др., а также через живописные репродукции работ  В.М. Васнецова, Г.И. Семирадского, которые  помогают детям XXI века лучше представить некоторые эпизоды жизни святого князя.

Такая деятельность способствует формированию патриотических чувств, духовных  и нравственных ценностей детей на примере жизни Алексан­дра Невского, чувства гордости и уважения к историческому прошлому России.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт