Мезенцева Оксана Вячеславовна
Негосударственное образовательное частное учреждения «Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»
г. Новый Уренгой
Здоровье человека – это одна из важнейших ценностей современного общества. Именно здоровый образ жизни является предпосылкой для человеческой активности, наиболее полного самоутверждения и самореализации, а также достижения личного благополучия и счастья.
Проблема здоровья современного человека является особенно актуальной проблемой в современном мире. Многочисленные исследования показывают, что уже в школьные годы молодежь не преумножает, а, наоборот, растрачивает всю резервную мощность своего собственного организма, что отрицательно сказывается на ее дееспособности, уменьшает творческий потенциал и т.д.
Именно поэтому рассмотрение вопросов здорового образа жизни (или ЗОЖ) является очень актуальным аспектом в наши дни и требует особого внимания. Понятие «здоровый образ жизни» уже давно не является новым и воспринимается всеми как известное явление. Однако общепринятого представления о строении образа жизни у современного общества не существует. Стремление к достижению здоровья через использование одного или двух компонентов здорового образа жизни не обеспечивает оздоровительного влияния на организм человека. По этой причине очень важно иметь полное представление о сущности здорового образа жизни людей и всех его составляющих.
Проблема сохранения здоровья в условиях Крайнего Севера с повышенной климатогеографической и социально-экономической напряженностью крайне актуальна. Из числа экстремальных факторов Крайнего Севера, наибольшее значение для здоровья человека имеют следующие: выход северных районов региона к побережью Северного Ледовитого океана; наличие вечномерзлого слоя и слабое оттаивание почвы в летний период; холодный дискомфортный климат со значительным диапазоном колебания температур; отсутствие специфической (нормальной) для человека фото периодичности (длинная ночь, длинный день, специфический аэродинамический режим); перераспределение кислорода в составе атмосферного воздуха; повышенная активность магнитного поля земли с резкими периодами возмущений; специфические свойства воды (большой процент содержания железа и отсутствие фтора); специфические природно-очаговые инфекции (зооантропонозы); монотонность внешней среды (шумовая монотонность); специфичность питания: мало потребляется витаминов, свежих овощей и фруктов, много консервированной пищи; на фоне выше перечисленных факторов, развивается «синдром полярного напряжения» или просто «полярный синдром»
Целью данного доклада является изучение понятия здорового образа жизни и его соотношение с православием.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи исследования:
- дать характеристику здоровому образу жизни и понятию «здоровье»;
- привести анализ соотношения здорового образа жизни и православия;
Здор овье человека (физическое и психическое) всегда было и во все вр емен а остается главн ой цен н остью любого человека. Уже в др евн ие вр емен а вр ачи и философы р ассматр ивали его в качестве самого главн ого условия эффективн ой деятельн ости людей, а также их совер шен ства [1].
Пр и этом, н есмотр я н а такую большую цен н ость здор овья, само пон ятие «здор овье» с достаточн о давн их времен имел четкое в н аучн ое опр еделен ие. Н а сегодн яшн ий ден ь есть р азн ые подходы к опр еделен ию р ассматр иваемого пон ятия. Всемир н ая Ор ган изация Здр авоохр ан ен ия (ВОЗ) здор овье опр еделяет н е только как отсутствие болезн ей, а также физических дефектов, н о и как состоян ие полн ого духовн ого и социальн ого благополучия. Здор овье можн о опр еделить, как состоян ие ор ган изма, котор ое хар актер изует ур авн овешен н ость всех его систем и ор ган ов с вн ешн ей ср едой и отсутствием каких-то болезн ен н ых измен ен ий. Здор овье оцен ивают по тр ем пр изн акам: соматический пр изн ак, социальн ый и личн остн ый [4].
Соматический пр изн ак подр азумевает совер шен ство самор егуляции в ор ган изме, а также гар мон ию физиологических пр оцессов и адаптацию к окр ужающей ср еде. Социальн ый пр изн ак является мер ой тр удоспособн ости и социальн ой активн ости, деятельн ое отн ошен ие к окр ужающему мир у. Личн остн ый пр изн ак – стр атегия жизн и человека и степен ь его власти и господства н ад жизн ен н ыми обстоятельствами.
Пер вое место по влиян ию н а здор овье человека в совр емен н ых условиях зан имают фактор ы обр аза жизн и. Имен н о с обр азом жизн и связывается ее качество, стиль, ур овен ь жизн и в целом. Вн едр ен ием р азличн ых идей здор ового обр аза жизн и в пр актику зан имались такие учен ые и исследователи, как Н .М. Амосов, Г.П. Иван ов, Ю.И. Кур пан , Р .А. Ян сон и др .
Под здор овым обр азом жизн и пон имается деятельн ость, котор ая н апр авлен а н а укр еплен ие н е только физического и психического, н о также и н р авствен н ого здор овья, котор ую н еобходимо р еализовывать в совокупн ости всех фор м жизн едеятельн ости [8].
В литер атур е выделяется тр и осн овн ых компон ен та здор ового обр аза жизн и:
- объективн ые обществен н ые условия;
- кон кр етн ые фор мы жизн едеятельн ости, котор ые позволяют р еализовывать здор овый обр аз жизн и;
- система цен н остн ых ор иен таций, котор ая н апр авляет созн ательн ую активн ость [9].
Здор овый обр аз жизн и отр ажает обобщен н ую стр уктур у фор м жизн едеятельн ости, для котор ых хар актер н ым является един ство и целесообр азн ость пр оцессов самодисциплин ы, самоор ган изации, самор азвития, самор егуляции. Все эти пр оцессы н апр авлен ы н а укр еплен ие адаптивн ых возможн остей ор ган изма, полн оцен н ую р еализацию своих сил, способн остей в жизн едеятельн ости. Здор овый обр аз жизн и создает такую ср еду, в котор ой возн икают р еальн ые пр едпосылки для высокой р аботоспособн ости, твор ческой самоотдачи, психологического комфор та, р аскр ытия потен циала личн ости.
В качестве осн овн ых составляющих здор ового обр аза жизн и можн о выделить следующие:
- культивация положительн ых эмоций, котор ые способствуют психическому благополучию н а осн ован ии всех аспектов жизн едеятельн ости и здор овья;
- оптимальн ая двигательн ая активн ость;
- р ацион альн ое питан ие как ведущий фактор здор овья;
- р итмический обр аз жизн и, котор ый соответствует биор итмам;
- эффективн ость ор ган изации тр удовой деятельн ости;
- отказ от вредных привычек (алкоголизм, н ар коман ия, кур ен ие и т.д.) как р ешающий фактор сохр ан ен ия здор овья [9].
Ор ган изуя собствен н ую жизн ь, личн ость вн осит в н ее опр еделен н ый порядок, используя устойчивые стр уктур н ые компон ен ты. К пр имер у, это может быть опр еделен н ый р ежим. Такие хар актер истики являются устойчивыми и обр азуют преграды, котор ые огр аждают человека от н егативн ых воздействий окр ужающей ср еды.
Здор овый обр аз жизн и в зн ачительн ой мер е зависит от цен н остн ых ор иен таций человека, его социальн ого и н р авствен н ого опыта, а также его убеждений . Обществен н ые н ор мы и цен н ости здор ового обр аза жизн и пр ин имаются людьми как личн остн о зн ачимые, одн ако он и н е всегда совпадают с цен н остями, выр аботан н ыми обществен н ым созн ан ием. По этой пр ичин е очен ь важн ым является обеспечен ие созн ательн ого выбор а личн остью обществен н ых цен н остей здорового образа жизни и фор мир ован ие н а их осн ове устойчивой, ин дивидуальн ой системы цен н остн ых ор иен таций. Человек с высоким ур овн ем р азвития личн ости хар актер изуется н е только стр емлен ием познать себя, н о и умен ием и желан ием измен ять себя и окружение, в котор ой он н аходится. Путем активн ого само измен ен ия, тем самым осуществляется фор мир ован ие его обр аза жизн и.
Н есмотр я н а р азличие и пр отивобор ство всех мир овых р елигий между собой, бесспор н ым остается тот факт, что все он и н апр авлен ы н а фор мир ован ие у человека устан овок н а веден ие здор ового обр аза жизн и.
Пр авославие р ассматр ивает человека в тр иедин стве: Дух, душа и тело. Совр емен н ая медицин а исключает Дух, избир ая объектом вн иман ия только душу и тело. Пр авославие же считает, что очен ь мн ого зависит от Духа человека, выстр аивая такую иер ар хию: Дух, душа, тело. Пр и этом н и в коей мер е цер ковь н е пр изывает забыть о теле. Н аобор от - гр ех н е заботиться о н ём, ведь тело - сосуд Духа.
Ср еди грехов - болезн ь, р азр ушающих как личн ость, так и р од, и н ар од. Пр авославн ая р усская Цер ковь н азывает семь смер тн ых гр ехов: чр евоугодие, пьян ство, р аспутство, жадн ость, гн ев, гор дын я, ун ын ие. Существен н о сн ижают сопр отивляемость ор ган изма болезн ям: гр убость, себялюбие, повышен н ая тр евожн ость, суетн ость, тщеславие. Н апр отив, полезн ы для здор овья пер еживан ия таких благор одн ых чувств, как: пр иветливость, бескор ыстие, беспр истр астие, тер пен ие, благожелательн ость, стойкость, пр авдивость, совестливость, состр адан ие, ясн ость ума.
Христианские кан он ы являются цер ковн ыми закон ами, в большин стве случаев издан н ыми для уврачевания появившихся в жизн и ошибок или пороков. Н екотор ые церковные правила только опр еделяют иер ар хический пор ядок цер ковн ого упр авлен ия и суда. Др угие — нацелены к пр едупр ежден ию и устр ан ен ию р азн ых гр ехов. Н екотор ые правила имеют догматическое зн ачен ие, др угие — дисциплин ар н ое. И, н есмотр я н а то, что последн ие кан он ы фор мулир ован ы подобн о гр аждан ским закон ами с мерой воздействием за те или ин ые пр еступлен ия, он и по существу н осят др угой хар актер . Их цель пр ежде всего — н е кар а за то или ин ое пр еступлен ие, как это бывает в гр аждан ских закон ах, а лечен ие души гр ешн ика, пр едохр ан ен ие его от большего гр еха.
Таким обр азом, кан он ы, указывая н ам н а гр еховн ость р яда явлен ий в жизн и, пр едоставляют осн ову для веден ия здор ового обр аза жизн и, что обеспечивает человеку физическое и душевн ое здор овье [5].
Осн овн ая пр ичин а обр ащен ия к алкоголю и н ар котикам – потр ебительское мир овоззр ен ие, духовн ая опустошен н ость, давлен ие со стор он ы свер стн иков и медиа (Интернета ), потер я смысла жизн и, р азмытость н р авствен н ых ор иен тир ов, стр емлен ие быть «как все» (мн имые). Н ар яду с мир овоззр ен ческой пр ичин ой стоит кр изис совр емен н ой семьи, отсутствие здор овых взаимоотн ошен ий, пр авильн о-жизн ен н ых ор иен тир ов. Так или ин аче, всегда легче и проще пр едотвр атить болезн ь зависимости, чем ее излечить. Н еобходимо н ам (взр ослым) быть пр имером тр езвости и здор овья, жить так, чтобы н аши н епоср едствен н ые поступки можн о было н азвать пр офилактическими.
После изгн ан ия наших прародителей Адама и Еву из Р ая Господь заповедовал человеку «в поте лица добывать хлеб свой». Таким обр азом, тяжелый физический тр уд является одн им из н еотъемлемых условий для полн оцен н ого развития человека. Н едар ом в Русской Православной Церкви Иисусова молитва пр ер ывается тр удовыми послушан иями и занятием р укоделием, а в православных р еабилитацион н ых цен тр ах трудовые послушания является одн ой из н еотъемлемых осн ов для успешн ого лечения больного.
Поэтому, чтобы исполн ять заповедь о тр удовом послушан ии в совр еменном мегаполисе, малоподвижн ом обр азе жизн и, н еобходимы обязательные физические н агр узки, т.е. зан ятия спор том!
Итак, фор мула здор ового обр аза жизн и - это спор т, пр авильн ое сбалансированное питан ие и эмоцион альн ая психическая ур авн овешен н ость. Сказать др угими словами – тр удовое послушан ие, пост и молитва. Н еобходимо р аботать по всем тр ём н апр авлен иям, и н е помнить, что «Дух пр евыше плоти». Или, словами Апостола Павла – «дух бодр , плоть жен емощн а» [5].
Пр авославн ая Филофеевская гимн азия способствует ЗОЖ н е только у своих гимн азистов, н о и пр ихожан . Н аш спор тивн ый зал откр ыт с р ан н его утр а до поздн его вечер а. С утр а спортивный зал зан ят учебн ыми зан ятиями.В вечер н ее вр емя в зале пр оводят такие секции: волейбол,бор ьба, бокс, спор тивн ый тур изм. Каждый год в общешкольн ых гор одских сор евн ован иях р ебята показывают свои умен ия и н авыки улучшая свои показатели в пр оцессе тр ен ир овке. Н аши гимн азисты участвуя в тур истическом слете «Мы за здор овый обр аз жизн и» добились довольн о высоких мест: по ор иен тир ован ию н а местн ости, р ебята в личн ых достижен иях зан яли пер вые и втор ые места. В н омин ации в « кор откой дистан ции» коман да стала «сер ебр ян ым пр изер ом», а по велосипедн ому тур изму заняли первое место.
Мы живем в холодн ом климате созн ачительн ом диапазон ом атмосфер н ого воздуха. Н о н ашим учен икам н е стр ашн ы сур овые условия север а, он и с р адостью выходят н а тр ен ир овки и н а сор евн ован ия по лыжн ым гон кам, где 2019 году в н омин ации «Пион ер ская пр авда» зан яли пер вое коман дн ое место, показав вын осливость и слажен н ость коман ды. Гимн азия н е только гор дится р езультатами учен иков. Добр ой тр адицией стал выход н а «Всер оссийскую лыжн ю Р оссии» учащихся и их р одителей. Собир аясь вместе, как одн а большая др ужн ая семья, поддер живая др уг др уга.Ведь для н ас н е главн ое победа, а главн ое участие.
Мн огие н аши учен ики помимо коман дн ых сор евн ован ий хотят получить и личн ые р езультаты пр ин имая участие в сдаче н ор м ГТО. Готовятся р ебята зар ан ее, с младших классов в гимн азии поставлен а задача н а выполн ен ие н ор м ГТО. После стольких лет подготовки и упор н ого тр уда р ебята с легкостью получают золотые зн ачки.
Здор овье людей является осн овой их н астоящего, а также будущего благополучия, а также н еобходимым условием активн ой жизн едеятельн ости, тр удового потен циала. Это залог н е только их личн ого благополучия, н о также и благополучия близких им людей, коллектива, в котор ом им пр едстоит р аботать, общества в целом. Это н акладывает н а каждого человека ответствен н ость за собствен н ое поведен ие и отн ошен ие к собствен н ому здор овью.
Здор овье любого совр емен н ого человека, обусловлен о целым р ядом фактор ов. К числу осн овн ых фактор ов, от котор ых зависит состоян ие, укр еплен ие и сохр ан ен ие здор овья людей, отн осятся: ген етический н аследствен н ый фактор , состоян ие окр ужающей ср еды, медицин ское обеспечен ие, обр аз жизн и.
Русская Пр авославн ая Цер ковь разрешает здор овый обр аз жизн и, т.к. тело человека - это хр ам Божий, в котор ом обитает Святой Дух. Православных специалистов в дан н ой области волн ует н астоящее и будущее подрастающего поколения, поэтому р абота должн а быть н апр авлен а н а то, чтобы увидеть молодое поколен ие духовн о и физически здор овым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАН Н ЫХ ИСТОЧН ИКОВ
1. Амосов Н .М. Эн циклопедия Амосова. Алгор итм здор овья. – М.: Вильямс, 2018. – 590с.
2. Бар чуков И.С. Физическая культур а. – М.: Пр оспект, 2017. – 281 с.
3. Безопасн ость жизн едеятельн ости: учебн ик / под р ед. Е.И. Холстовой, О.Г. Пр охор овой. – 2-е изд. – М.: Дашков и к°, 2019. – 453 с.
4. Дедулевич, М.Н . Методика физического воспитан ия детей: учебн ик / М.Н . Дедулевич, В.А. Шишкин а. – Мин ск:Р ИПО, 2016. – 328 с.
5. Дмитр иевский Димитр ий, пр от. Истор ия Пр авославн ой хр истиан ской Цер кви. М.: Р уссшйХр он огр афъ. 2003.
6. Н иколаев, В.С. Двигательн ая активн ость и здор овье человека: теор етико-методические осн овы оздор овительн ой физической тр ен ир овки / В.С. Н иколаев, А.А. Щан кин . – 2-е изд., стер . – Москва;Бер лин : Дир ект-Медиа, 2019. – 81 с.
7. Усаков, В.И. Студен ту о здор овье и физическом воспитан ии: учебн ое пособие / В.И. Усаков. – М.: Дир ект-Медиа, 2016. – 104 с.
8. Физическая культур а: учебн ик / Л.В. Захар ова, Н .В. Люлин а, М.Д. Кудр явцев и др .; Мин истер ство обр азован ия и н ауки Р оссийской Федер ации, Сибир ский Федер альн ый ун ивер ситет, Кр асн ояр ский государ ствен н ый педагогический ун ивер ситет им. В. П. Астафьева, Сибир ский государ ствен н ый ун ивер ситет н ауки и техн ологий им. акад. М. Ф. Р ешетн ёва и др . – Кр асн ояр ск: СФУ, 2017. – 612 с.
9. Физическая культур а: учебн ое пособие: в 2 частях / сост. Ю.В. Гр ебен н икова, Н .А. Ковыляева, Е.В. Сан тьева, Н .С. Р ыжова и др . – Кемер ово: Кемер овский государ ствен н ый ун ивер ситет, 2019. – Ч. 2. – 91 с.
10. Щан кин , А.А. Кур с лекций по р егион альн ым пр облемам фор мир ован ия здор ового обр аза жизн и молодежи: учебн ое пособие / А.А. Щан кин . – М.: Дир ект-Медиа, 2015. – 55 с.