Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 5. Средства массовой информаци...

5. Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне (на примере ТРК «Надым»)


Рубилкина Инна Николаевна

МАУ ТРК «Надым»

МО Надымский район, г.Надым

 

Оглавление

1. Ведение

2. Актуальность

3. Постановка проблемы (1.5 стр)

4. Основная часть (8стр)

5. Заключительная часть. Вывод.

Введение

Война – это не просто даты 1941-1945 г. Это десятки миллионов жизней, исковерканных судеб. Настоящие люди смогли выстоять и победить фашизм. Вспоминаются строки поэта Роберта Рождественского:

"Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!.."

Самая масштабная общероссийская акция, в которой наглядно видно скольких семей коснулась Великая Отечественная война, «Бессмертный полк». В течение нескольких лет в прямом телеэфире люди идут с портретами своих родных-фронтовиков, рассказывают истории их жизни. Они гордятся своими героями. В 2019 году в шествии приняло участие более 10 млн. человек. [1] Даже пандемия 2020 года не смогла помешать почтить память родственников. Эта акция прошла в он-лайн формате. 2 392 199 героев было показано в телеэфире. [2] Провести её помогли технические возможности телевидения. Наши соотечественники хранят память о своих родственниках в семейных архивах.

Средства массовой информации в своих фондах могут сохранить для потомков, для истории прошедшие события.

Актуальность

Интерес жителей нашей страны к событиям Великой Отечественной войны в последние годы возрос. Так, в 2018 году о встречах с ветеранами сообщили 45% опрошенных (в 2014 г. – 35%), о посещении мест боевой славы, музеев, посвященных войне, - 61% (против 30% в 2014 г.), захоронений погибших воинов – 51% (против 28%). Большинство опрошенных (88%) смотрят фильмы о войне. Книги на эту тематику читает 23% (в 2014 г. – 30%). [3]

С другой стороны, в прессе всё чаще идёт обсуждение случаев искажения исторических фактов, фальсификации итогов Второй мировой войны, навязывания лживых образов. Пересматриваются исторические моменты, казавшиеся очевидными для предыдущих поколений. Чтобы противостоять этому необходимо создать видео-, фото-, аудио- архив, который позволит оперировать документальными материалами для доказательства исторической правды.

Для сохранения исторической памяти 2020 год объявлен президентом РФ Владимиром Путиным «Годом памяти и славы». Администрацией президента был разработан план на 2020 год. В каждом регионе, муниципальном образовании были запланированы свои мероприятия. Самые значимые события освещаются в СМИ разных уровней. В телеэфире, печатных изданиях, интернет ресурсах выходят материалы, посвященные этой теме. Все они остаются в архиве телекомпаний, редакций, интернете.

Постановка проблемы

В настоящее время достаточно острой проблемой становится искажение исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны в общественном сознании жителей России и мирового сообщества. Для того чтобы не допустить пересмотра исторических событий 1941–1945 гг. необходимо рассказывать о событиях Великой Отечественной войны средствами массовой информации. [4]

С другой стороны, тема исторической памяти – одна из самых сложных для написания качественного и интересного с журналистской точки зрения материала. Многолетняя практика говорит о том, что уровень понимания журналистами происходящих событий играет важную роль в оказываемом журналистом воздействии на свою аудиторию, которая вольно или невольно становится носительницей транслируемых идей. В случае с исторической памятью особенности аудитории таковы, что её представителями становятся самые различные люди: начиная с тех, кто связан с историей и культурой в силу своей профессиональной деятельности, и заканчивая теми, кто не проявляет никакого интереса к данной области, однако в силу необходимости сохранения памяти об исторических событиях, журналисту следует стремиться к тому, чтобы его статьи вызывали интерес и у данной категории людей. [5] Журналисту необходимо тщательнее готовить материал, чтобы не допустить ошибок при упоминании исторических фактов.

Основная часть

Телевидение опирается на новейшие, еще недостаточно освоенные общественным сознанием технологии создания моделей новой реальности. Изобретенное как техническое средство для передачи изображения на расстояние, оно стало массовым и доступным источником информации. С большим энтузиазмом было встречено появление цветного телевидения, что позволило значительно повысить уровень эмоционального восприятия у зрителей. Сейчас, не выходя из дома можно путешествовать, бывать на концертах, спортивных соревнованиях. Многие настолько проникаются увиденным, что для них телевидение становиться второй реальностью. Чем больше человек смотрит телевизор, у него начинает формироваться зависимость. Он вовлечен в то что происходит на экране и ему хочется участвовать в этом действии. Он переживает за увиденное и чувствует свою сопричастность.  У медиков появился такой термин как телемания. Телевизионная зависимость является самой распространенной среди информационных зависимостей.

Телевидение помогает человеку без особого труда войти в особую интеллектуальную и ценностную среду, свойственную сегодняшней эпохе и транслируемую на экране. Являясь авторитетным агентом социализации и обеспечивая существование человека в сложной и противоречивой урбанистической среде, телевидение дает огромному контингенту людей различного возраста и пола функционально пригодные механизмы представления о том, что правильно, а что неправильно в их поведении, желаниях, стремлениях и др. Телевидение может влиять на формирование креативно мыслящей личности, способной создать вокруг себя особую культурную среду, центром коммуникации которой становится индивидуальное место жительства. Формируется особый тип домашней культуры, когда человеку достаточно аудиовизуальной информации, представляемой экраном телевизора, чтобы чувствовать себя компетентным участником мировых событий, знатоком в различных сферах жизни. Разница в культурном уровне может обусловливаться лишь выбором программ. [6]

Таким образом, роль телевидения, как средства массовой информации играет огромную роль в формировании исторической памяти. Степень доверия к телевидению составляет 36%; новостные сайты в интернете -20%; форумы, блоги, сайты социальных сетей – 11%. Согласно этим исследованиям 77% населения России практически каждый день смотрит телевизионные программы. [7].

В XX веке особое место в процессах формирования исторической памяти отводится СМИ, которые способствуют не только распространению научных знаний, тиражированию художественных образов, личного исторического опыта, но и мифов, идеологических и пропагандистских штампов. СМИ, и особенно кинематограф (сочетает как черты искусства, так и СМИ), обладают кодирующим эффектом, что создает предпосылки для манипулирования исторической памятью. Кино создаёт «живые» образы, приобщая зрителей к тому, что происходит на экране, как свидетелей и очевидцев. В этом случает происходит слияние всех трех информационных каналов исторической информации (личного, научного, художественного), создавая синергетический эффект видимой исторической реальности, воспринимаемой зрителями.

Таким образом, в современном мире, естественные механизмы формирования исторической памяти постепенно замещаются искусственными, что позволяют рассматривать её как объект управления. Советский период дает множество примеров конструирования «новой» исторической памяти: забвению предавались неудобные для власти события и люди, и напротив, реанимировать и актуализировались те, которые работали на религиозную или национальную идею, были выгодны власти. [8]

Согласно выводам М.Элиаде, «…память об истинном и историческом событии или подлинном персонаже хранится в народе не более двух или трех столетий», затем событие ассимилируется с категорией мифического. Таким образом, реальная историческая память постепенно замещается мифической и гипотетической памятью, включающей даже не образы, а фрагментные представления об отдельных исторических фактах. Для реконструкции реального/живого уровня исторической памяти большое значение имеют воспоминания очевидцев или личный опыт, для мифического – тексты, относящиеся к категории «традиции», в том числе научные. [8]

С каждым годом участников и очевидцев Великой Отечественной войны становится все меньше. В Надымском районе, к сожалению, в живых остались только ветераны категории «дети войны». К ней относятся люди, родившиеся в промежутке с 22 июня 1928 года до 3 сентября 1945 года. То есть им в 2020 году исполнилось от 75 – 92 лет. Некоторые из них помнят о своем детстве и послевоенном времени, делятся своими воспоминаниями, но есть и те, кто во время войны был совсем мал и ничего не помнит. Причем дети воспринимают даже трагичные события по-другому и их воспоминания обрывочны. «Дети войны» - последние живые очевидцы Великой Отечественной войны. Очень важно собрать, записать их воспоминания и сберечь для потомков.

ТРК «Надым» уделяет большое внимание ветеранам и мероприятиям, посвященным Великой Отечественной войне. Например, в 2005 году был подготовлен цикл материалов «60-летию Победы посвящается…». В них собраны воспоминания 10 ветеранов ВОВ. Они рассказывают о том, как началась война, о боевых действиях в которых принимали участие, военных операциях советских войск и о том, где и как встретили День Победы. К сожалению, героев этих материалов уже нет в живых. Тогда наша задача была записать их воспоминания. Это простые люди, скромные и непривыкшие к интервью. Но все же их рассказы были ценны. Так как они на себе испытали все тяготы войны, были ранены, шли к Победе. Среди этих воспоминаний есть одно уникальное. Это воспоминание Евфалии Зброжек – труженицы тыла, жительницы села Ныда Надымского района. В 1941 году она была воспитателем в школе-интернате. Она прекрасный рассказчик! Благодаря феноменальной памяти её повествование имеет историческую ценность. Она с поразительной точностью называет фамилии посельчан, которые ушли на фронт, воспроизводит даты, когда проходила мобилизация. Описывает события в хронологическом порядке с описанием того что происходило вокруг, описывая чувства и настроение жителей.

За 30 лет журналистами телерадиокомпании были подготовлены тематические передачи: «Детство, опаленное войной», «Чтобы помнили…», «Этих дней забыть нельзя», «Верой и правдой», «Дети войны», «А завтра была война…». Несколько передач были посвящены нашему земляку герою Советского Союза Анатолию Звереву. Были и другие программы, в основе которых интервью непосредственных очевидцев событий. В основном это художественные программы без анализа исторических фактов 1941-1945г. В них также используются документальные кадры из военной хроники. Накоплен определенный материал, который хранится в телевизионном архиве нашей телерадиокомпании и используется при подготовке других программ.

С каждым годом всё сложнее снимать программы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, так как непосредственные носители памяти о тех событиях уходят. Особое внимание в 2020 году уделялось мероприятиям, приуроченным к 75-летию Победы. За 9 месяцев в информационной программе «Новости» вышел 81 сюжет. В интернете в нашей социальной группе «ВКонтакте» ТРК «Надым» было опубликовано более 140 заметок на тему ВОВ. Цикл тематических программ «Дайте слово» в этом году был посвящен 75-летию. В эфир вышло 10 передач. Главные герои рассказывают о том, как надымчане чтят память о ветеранах, о поисковой деятельности, об акциях посвященных великой Победе, о работе школьного музея боевой славы имени героя Советского Союза Анатолия Зверева, о роли церкви в годы войны и т.д. Единственная программа где главный труженица тыла Горшкова (родилась в 1930 г.). В начале войны ей было 11 лет.

Рубрика в информационной программе «Новости» «Навстречу Победе» рассказывала о том, как на Ямале тыл помогал фронту. Основана она на документальных кадрах из архива редакции. В утренней развлекательной программе «Утро на Вестнике» гости рассказывали о том, какие в городе проходят мероприятия, посвященные 75-летию Победы.

С 2018 года «Телерадиокомпания Надым» проводит для горожан акцию «Поющий Надым — Великой Победе». Как показал опыт прошлых лет, многие хотят выразить дань уважения и памяти тем, кто отважно стоял на защите Родины и отдал свою жизнь ради мирного будущего.

Через несколько лет следующие поколения надымчан смогут увидеть не только истории участников ВОВ, но и то, как их предки чтили память воинов. Один из плюсов СМИ они могут повторять ранее вышедший материал, тем самым активизировать интерес населения к данной теме.

Журналисту, который работает над данной темой, нужно быть внимательным в точности и правильности изложения материала. Так как у телевидения есть определенные механизмы привлечения внимания, любой материал показанный по ТВ имеет более сильную степень воздействия.

Формирование установок и мнений о социальном мире – это центральная идея «культивации убеждений», которая была разработана американским исследователем СМИ Георгом Гербнером. Главная идея заключается в том, что телевидение – это основной социальный институт современного общества. Влияние телевидения состоит не столько в передаче специфических установок и мнений, сколько в их культивации. Просмотр телепередач дает зрителю знания, которые он затем (ошибочно) считает правильными для реальных повседневных ситуаций [9].

Задача современных СМИ сохранить достоверные исторические данные, не поддаваясь манипуляциям заинтересованных лиц.

Вывод

Для формирования правильной исторической памяти необходимо соблюдение в СМИ следующих условий: информация должна быть достоверной, материал качественным. Если эти требования соблюдены, то возможности и ресурсы СМИ дадут широкое представление об исторических событиях. Использование визуальных и художественных приемов поможет аудитории лучше запомнить информацию. Разносторонняя подача материала сделает его интересным для любой аудитории. Технические возможности помогут сохранить его для других поколений. Информация в газетах, телевидении, радио и интернете доступна для широкой аудитории. Наглядная демонстрация уважения к людям и событиям ВОВ поможет сформировать правильное представление о почитании у подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. https://www.interfax.ru/russia/660668
  2. https://2020.polkrf.ru
  3. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9176
  4. Старых Н.П. Средства массовой информации как источник формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне.
  5. Бровчук Н. М. Историческая память общества как объект внимания СМИ
  6. Телевидение как средство массовой коммуникации: основные черты и специфика их проявления. И.А. Акимова https://cyberleninka.ru/article/v/televidenie-kak-sredstvo-massovoy-kommunikatsii-osnovnye-cherty-i-spetsifika-ih-proyavleniya
  7. https://fom.ru/SMI-i-internet/14170
  8. Л.Н.Мазур. Образ прошлого: формирование исторической памяти
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB_(%D0%A1%D0%9C%D0%98)

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт