Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «А значит, нам нужна одна Побе...

«А значит, нам нужна одна Победа – одна на всех…»


Барыбина Татьяна Викторовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Губкинский

«А значит, нам нужна одна Победа – одна на всех…»

«Школьный учитель по-прежнему будет рядовым

в вечной войне за души детей»

Валерий Иванов, учитель истории

Один из соавторов Победы, английский премьер-министр Уинстон Черчилль однажды заметил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам приходится только мечтать» [7]. Скорее всего, премьер-министр Великобритании имел в виду, что именно учителя истории одни из немногих решают задачу формирования национального самосознания, чувства гражданственности и патриотизма у новых поколений. В этой связи трудно переоценить значение изучения Великой Отечественной войны в школе, тем более что события этой войны с каждым годом отдаляются от нас и становятся далекой историей. 75 лет – средний возраст жизни человека, а для истории – это совсем небольшой промежуток времени. Но 75-я годовщина со Дня Победы в Великой Отечественной войне – эта дата для нашей истории имеет совершенно иной смысл. Представьте, что 75 лет прошло с этого грандиозного и памятного Дня, а значит тех, кто был очевидцами событий Великой войны, осталось единицы. И поэтому сегодня очень остро встает вопрос о сохранении исторической памяти, вопрос - что же останется в памяти потомков после того, как уйдет последний ветеран?

Патриотическое воспитание – один из важных аспектов в воспитании подрастающего поколения, потому что патриотизм – является одним из качеств, которое соединяет в себе личное и общественное и, в конечном счете, формирует гражданскую позицию личности. В изучении событий Великой Отечественной войны, на наш взгляд, очень важным так же является личностный, эмоциональный аспект. Больше всего остается в памяти то, что касается лично тебя и твоих родных и близких, то, что происходило в твоем крае, в твоем городе, в твоей школе.

Мне повезло, я пришла работать после университета в такую школу. В школе № 139 Пролетарского района города Донецка в годы Великой Отечественной войны работала подпольная организация, в которую входили учителя, старшеклассники и выпускники этой школы. Организаторами подполья стали учитель истории Савва Григорьевич Матёкин и выпускники этой школы Борис Орлов и Степан Скоблов.  По предложению Матёкина на основе учителей и учеников школы в ноябре 1941 года была создана Будённовская патриотическая подпольно-партизанская организация, которая вела антифашистскую пропаганду и диверсионные действия на промышленных предприятиях и на железнодорожном транспорте. Результатом деятельности донецкого подполья стал тот факт, что за годы Великой Отечественной войны из города не было вывезено ни одной тонны угля, чем дончане очень гордятся[3].

В мае 1943 года всего за несколько месяцев до освобождения города, участники подполья были  арестованы. Савва Матекин был сброшен в шурф шахты 4/4 бис, Борис Орлов и Степан Скоблов были расстреляны немцами в 1943 году, после пыток. Перед смертью Степан Скоблов оставил надпись на стене тюремной камеры: «Прощайте, дорогие друзья! Я умираю на 24-м году жизни… В застенках немецкого гестапо последние минуты своей жизни я доживаю гордо и смело. В эти короткие, слишком короткие минуты я вкладываю целые годы, целые десятки недожитых лет, в эти минуты я хочу быть самым счастливым человеком в мире, ибо моя жизнь закончилась в борьбе за общечеловеческое счастье…»[3].  Трудно представить себе, что эти слова были написаны человеком  накануне смерти. Мы с учениками читали эти строки и представляли как нужно было верить и любить жизнь, чтобы написать такие слова!

Нам, учителям 80-ых не нужно было придумывать какие-то особые методы воспитания: стены школы, музейная комната и памятник в сквере – все хранило в себе частицу памяти о войне. Стоять в карауле в день Победы, общаться с ветеранами и их родственниками, разбирать экспонаты в музее – все это было частичкой жизни моей и моих учеников. Сейчас, продолжая работать учителем истории, мне приходится задумываться: как объяснять и какие найти слова, чтобы передать моим ученикам веру в то, что «наше дело было правое» и что «нам была нужна одна Победа».

Чаще всего учителю приходится использовать приемы моделирования ситуации: «представьте себе, что…», метод погружения в историю или обращаться к личной истории семьи.  Большую роль играет отношение к исторической памяти в семье. Один из моих сегодняшних учеников, Уразаев Алексей, когда он был еще учеником 6-го класса, поставил цель: найти сведения обо всех своих прадедушках-участниках Великой Отечественной войны. Конечно, огромную роль в этом душевном порыве сыграли родители Алексея: отец – Уразаев Эдуард и мама – Уразаева (Тарасова) Марина. Не один месяц, а три года продолжался поиск. В работе были использованы следующие методы исследования: сбор воспоминаний родственников, запросы и изучение данных  Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, сайтов «Подвиг народа» и «Мемориал». Но результат работы превзошел все ожидания – были найдены и описаны сведения о судьбе, а так же восстановлен жизненный путь всех четырех прадедов. В работе автор показал, как на примере изучения судеб близких родственников можно изучать историю страны. Вот выдержки из его работы: «Попытка восстановить судьбу моего прадеда является для меня не только делом чести, но и вкладом в восстановление частички истории моей семьи. Мне удалось собрать сведения о четырех моих прадедушках»[9].

   Один из них Залилов Шагит Хаматвалеевич –  простой парень, родился и жил в Татарстане, ушел в армию в 1937 году и прослужил в ней почти девять лет. Он был шофером в танковых войсках, прошел финскую, Великую Отечественную войну, войну с Японией, участвовал в боях за Варшаву и Берлин. Вернулся домой в 1946 году, имел правительственные награды.  Второй прадед – Уразаев Иван Николаевич – был трактористом и перевозил боевые орудия, часто под обстрелом артиллерийских войск противника. Он всегда доставлял орудия к месту назначения и поддерживал свой трактор в порядке, что было нелегко делать в период войны. Прошел всю войну, имел правительственные награды. Третий прадед – Овчинников Василий Федорович – юношей ушел с кавалерийским отрядом из Воронежской области, участвовал в битве на Курской дуге, был тяжело ранен. Имеет правительственные награды. Четвертый прадед – Тарасов Степан Федорович, был участником оборонительных боев под Москвой осенью 1941 года. На его долю выпали тяжкие испытания: участие в кровопролитных сражениях, фашистский плен, работа в лагере для военнопленных, возвращение на Родину и клеймо «врага народа». У его прадедов такие разные судьбы, но все они – герои, считает Алексей. Подводя итоги работы, он признался: «Начиная эту работу, я почти ничего не знал о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. На сегодняшний день мои знания пополнились фактами из биографий моих прадедов. Они и сейчас остаются неполными и фрагментарными. Думаю, что мне предстоит еще узнать многое об их жизни. Данная работа является для меня отправным пунктом в изучении событий Великой Отечественной войны»[9]. Приложение №1.

        Наш город Губкинский по масштабам России небольшой, но очень компактный – как говорят – «большая деревня».  Сегодня в нашем городе остался один ветеран, а вернее «ветеранша» – Анна Петровна Филичева. Перед глазами встают все они – такие до боли близкие и родные: Вахтанг Иосифович и Надежда Аркадьевна Элиашвили, Алексей Бунифатович Багинский, Василий Иванович Кукла, Виталий Федорович Староконь и многие другие, которые уже не встретят с нами День Победы[6].  И все же они останутся в нашей памяти: наши встречи, неспешные беседы и вопросы, вопросы, вопросы. У каждого из них своя, почти детективная история. Я пишу эти строки и боюсь ненароком, каким-то неловким словом обидеть их память. Но мне кажется, что они сейчас рядом со мной: слушают, улыбаются и одобряют…

Вахтанг Иосифович и Надежда Аркадьевна Элиашвили. Они встретились на войне: молодой грузин и красавица из Воронежа. Судьба приготовила им встречу весной 1944 года, не больше десяти минут, на какой-то приграничной станции. Вахтанг сразу выделил ее из стайки девчат, щебечущих у вагона. Говорил: «Она сразу запала мне в душу». Он успел взять ее воронежский адрес, а она шутливо сказала: «Три года после победы замуж не выйду». Только в 1947 году Вахтанг нашел свою Надежду, она, как и обещала, замуж не вышла, хотя от женихов отбоя не было. Когда Вахтанг привез Надежду в свой дом, соседи не поняли его: своих девушек на выданье полным-полно, а он поехал за невестой за тридевять земель. Рассказывал, что долго ходил домой огородами: стыдно было перед соседями, что выжил, а в каждый дом пришла похоронка, и не одна. И Надежде то же было сложно в чужом краю, приживаться в чужой семье с чужим национальным укладом, не зная языка. Как-то в минуту откровения свекровь призналась ей: «Ты мудрая женщина, хорошая хозяйка и мать, но ты ... русская». Помогли ей решимость, боевитость, трудолюбие и, конечно, муж. Он рассказывал, что однажды пришел домой с работы и почувствовал: опять была ссора. Сел и сказал матери: «Если ее не будет – я умру».  Вахтанг Иосифович был призван в армию в 1942 году. Служил снайпером, воевал на Калининском, Волховском и Витебском фронтах. В конце 1943 года был зачислен водителем-электромехаником на радиостанцию в 216-й Рижский пограничный полк. Войну Вахтанг Иосифович закончил под Либавой, награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и  многочисленными юбилейными медалями»[1].

Мы пригласили Вахтанга Иосифовича на встречу в школу не 9 Мая, как обычно, а 8 Марта. Он удивился: почему в женский день, что я могу рассказать? Расскажите ребятам о любви.  На вопрос: «Как вы поняли, что это она, как искали её, скромно ответил: «Просто я должен был это сделать». 1 сентября 1998 г. 76-летняя Надежда Аркадьевна и 78-летний Вахтанг Иосифович отметили полувековой юбилей совместно жизни. В Губкинском это была первая золотая свадьба»[6]. А потом Надежда Аркадьевна ушла, ушла раньше своего любимого. Но он себе не изменял, улыбаясь, говорил, глядя на её портрет, висящий прямо над кроватью: бабка моя в санатории отдыхает, ждет меня. Вахтанг ушел от нас в 2017 году на 96 году жизни. Сейчас в городе живут их дети и внуки, правнуки и прпаправнуки. Приложение №2.

Еще один наш любимый ветеран, недавно ушедший из жизни Багинский Алексей Бунифатович – родственник нашей коллеги, учителя русского языка и литературы  Кучеренко Галины Валентиновны жил на западной Украине. Когда в 2015 году там началась война, опасаясь за жизнь и здоровье своей матери и отчима, Галина Валентиновна решила перевезти их в Губкинский.            

Багинский Алексей Бунифатович родился 22 февраля 1927 года на Украине, в селе Иосиповка Барского района Винницкой области в многодетной крестьянской семье. Родители воспитывали 9 детей, Алексей был вторым в семье. До начала войны он успел закончить 6 классов школы. Отец и старший брат ушли на фронт, а Алексей, оставшись кормильцем семьи, пошел работать в колхоз ездовым на лошадях. Но вскоре пришла и его пора: Алексей был призван в армию досрочно в декабре 1944 году, когда ему исполнилось 17 лет. Был стрелком в 251 зенитном артиллерийском полку противовоздушной обороны. В 1951 году остается на сверхсрочную службу. В своей специальности телеграфиста-бодиста, Алексей Бунифатович достиг высшего класса, и был назначен в город Львов, где он продолжил службу при штабе округа. Ему по роду своей деятельности прищлось работать с такими маршалами, как Конев, Батов, Еременко и другими выдающимися личностями»[5].       

На военной службе Алексей Бунифатович находился до 1956 года, а затем работал специалиста-телеграфиста на военном заводе. За боевые заслуги он был награжден правительственными наградами: орденом Отечественной войны II степени, орденом мужества III степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а так же многочисленными юбилейными медалями.

 С большим юмором и обаянием, на встречах с нашими учениками, он рассказывал, как был призван в ряды Красной Армии, как сложно было научиться передавать радиограммы, как сложилась его боевая судьба, где он встретил День Победы.  Ему приходилось слышать и передавать приказы легендарных маршалов, принимать участие в легендарной Висло-Одерской операции. За мужество и отвагу Алексей был отмечен многочисленными медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За боевые заслуги», «Защитник Отечества», Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Мужества III степени и другими наградами»[3].

Когда накануне 9 мая в 2016 году Алексея Бунифатовича не стало, его дело воспитания подрастающего поколения продолжила его жена, Анна Дмитриевна.

Наши ученики всегда желанные гости в её большой и дружной семье, ведь все её внуки и правнуки учатся в нашей школе. Анна Дмитриевна неспешно ведет рассказ о детстве и юности Алексея Бунифатовича, о его личных качествах, об отваге и самоотверженности в боях за освобождение Родины. Ребята могут прикоснуться к семейным реликвиям: орденам и медалям, наградным документам, фотографиям довоенных лет. В этой семье, где Алексей Багинский нашел свой покой, свято хранят память о нем, а внуки и правнуки с любовью называют, «дедушка Алик». Приложение №2.

Анна Петровна Филичева – последний живой свидетель и участник боевых действий в нашем городе.  Наша очередная встреча с Анной Петровной состоялась 9 мая 2019 года. Перед нами предстала элегантная, скромная и очень красивая женщина. О возрасте женщины не принято говорить, на мы знали, что недавно Анна Петровна отметила свой 95-летний  юбилей, который превратился в большое городское мероприятие»[1]. 

В 1941 году, когда началась война, ей было всего лишь 17 лет, и она  закончила 1 курс педучилища.  Но все молодые люди считали тогда: больше они нужны на фронте. Вначале Анна служила вольнонаемной в  29 отдельном полку связи, а затем перевелась военнослужащей          в 70-ю морскую стрелковую бригаду. Да, эта миниатюрная хрупкая женщина была стрелком и стреляла Анна лучше многих мужчин. За время войны она побывала в Польше, Норвегии и Украине, а закончила войну в 1945 году в Чехословакии. Награждена медалью Жукова, Орденом Славы и медалью «За Победу над Германией», а так же медалью «Ветеран труда». После войны девушка закончила экстерном Калужский пединститут и получила специальность – учитель истории. Она работала и простым лаборантом и вахтером, а так же на разных управленческих должностях. Но больше всего Анна Петровна любит рассказывать о своей работе в школе. Когда в 60 лет она вышла на пенсию, судьба приготовила ей еще один сюрприз: сын пригласил на крайний Север, а невестка предложила поработать в школе»[1].

 Ей как бывшему учителю истории с тридцатилетним стажем, все интересно: по каким учебникам занимаются ученики, как изучают история Великой Отечественной войны, насколько заинтересованы в том, чтобы узнать больше, кто собирается стать учителем истории? Она даже взяла экземпляр учебника истории, чтобы почитать на досуге. Правда свободного времени совсем немного: она ведет активную общественную работу, поет в хоре ветеранов «Лейся песня». Встречи с Анной Петровной для ребят всегда – открытие. Как сохранить оптимизм, веру в добро, когда на твою долю выпало столько испытаний? Секрет в её любознательности, прекрасном характере и уважении к людям. Приложение №2.

Еще вчера мы могли организовать встречи с очевидцами Великой Победы. Сегодня мы невольно задумываемся: что станет с нашей памятью через 10-20 лет, когда не останется ветеранов войны. Приходят такие мысли: мы должны рассказать нашим детям и внукам все, что сами знаем о войне.

На протяжении нескольких лет мне довелось возглавлять военно-патриотический клуб «Память» в городе Губкинский и даже побывать вместе со своими учениками  составе поискового отряда Тюменской области на Вахте памяти в Новгородской области, именно там, где пыталась прорваться к Ленинграду вторая ударная армия. Долгое время подлинные масштабы этой катастрофы замалчивались советскими историками. Что же произошло со второй ударной армией? Отрезанная от главных сил,  окруженная в районе деревни Мясной бор, 2-я ударная армия в течение трех месяцев сдерживала значительные силы противника.  Триста тысяч погибших солдат и офицеров 2- ударной, 52-й и 59-й армий Волховского фронта, остались лежать непогребенными на огромном пространстве от Мясного Бора до Красной Горки. Но как говорили те, кто выжил, они завидовали тем, кто остался лежать под верхним Бором, потому что выжившим была уготована роль еще более страшная судьба, судьба предателей.

Красноармейцы сражались так, что немцы поставили на дороге к Мясному бору указатель с надписью «Здесь начинается ад». Дословно фраза звучит так: «Hier beginnt der Arsch der Welt», а поисковики прозвали это страшное место «Долиной смерти».  В  2005 году в Санкт-Петербургском издательстве «Политехника» вышла книга «Трагедия Мясного бора». Это – уникальное собрание воспоминаний ветеранов 2-й ударной армии, тех немногих, кому повезло чудом вырваться из «котла», кто заглянул в ад, прошел «Долиной смерти» и рассказал всю правду о трагедии Мясного Бора»[2]. 

Нам повезло,  мы смогли встретиться с составителем этой книги Изольдой Ивановой. Именно такие книги-воспоминания наиболее ценные для учителя и учеников. Ребята, участники Вахты Памяти возвращаются из таких поездок совершенно другими. Учителя и родители спрашивали: что вы там с ними делали? Почему они вернулись совсем другими? Даже взрослому человеку сложно осознать некоторые факты, о которых не прочитаешь в учебниках. Результатом участия в поисковой экспедиции стала исследовательская работа Багмут Артема и Аксенова Алексея «Судьба II ударной армии в годы Великой Отечественной войны». Ребята приняли участие в городской и окружной научно-практической конференции «Ступень в будущее». Их работа была удостоена Диплома I степени и рекомендована для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Национальное достояние России». По итогам Всероссийской конференции данная работа получила право на публикацию в сборнике студенческих научно-исследовательских работ Московского политехнического университета имени Баумана.  Ребята постарались ответить на многие открытые вопросы. Большим подспорьем для них стали воспоминания очевидцев. Многие данные были взяты из отчетов работы поисковых групп»[10].

 Интересной темой для изучения стала история поискового движения. Первыми начали вести поиск и захоронение павших воинов путевой обходчик из Новгорода, Н.И. Орлов.  Из воспоминаний Николая Орлова: «Когда мы пришли на болото, я впервые увидел людей, погибших и незахороненных в сорок втором году. На болоте они сохранились так, как будто только вчера были убиты (для тех, кого этот факт удивит, сообщаю, что болотный мох обладает особыми свойствами и благодаря этому мы и в восьмидесятые годы находили все еще неразложившиеся до конца трупы солдат, погибших в 1942 году.) … Во мху я увидел останки старшего лейтенанта. На хорошо сохранившейся гимнастерке были целы петлицы, на которых аллели три кубика. Над клапаном кармана торчала авторучка. И над ней был виден стрелковый значок… Я увидел в кармане часы и еще какую-то черную пластмассовую отвинчивающуюся крышку. Когда я открутил ее, то увидел, что внутри лежит свернутая в тугой рулончик бумажка. Так я впервые познакомился с формой номер 4 , или так называемым медальоном. Я сейчас уже не помню фамилии старшего лейтенанта, но очень хорошо помню, что отец, бывший фронтовик, сказал: «Надо написать» [4].

Николай Иванович Орлов был талантливым и глубоко интеллигентным человеком. Тем не менее, он сделал поиск смыслом всей своей жизни. По опознавательным медальонам он устанавливал связь с семьями погибших. В то время это было очень важно не только потому, что фактически с семьи погибшего снималось клеймо пропавшего без вести и по закону им полагалось пособие, но еще и потому, что так восстанавливалась историческая справедливость: нет, они не канули бесследно, они были героями.

В одном из походов он подорвался на мине, истекая кровью, еле выбрался из леса. Но, выйдя из госпиталя, он снова отправился в Мясной Бор. Вскоре, разряжая противотанковую мину, погиб его брат Валерий, но отказаться от Мясного Бора Николай Иванович Орлов уже не мог [8]. 

Сегодня каждый из нас, любой человек, кому не безразлична память о войне, может участвовать в Вахтах Памяти. На сегодняшний день найдено 11 тысяч останков. А сколько их еще не предано земле?! Говорят, что души пропавших без вести солдат не могут отойти в мир иной, пока их не перезахоронят. Поисковики часто повторяют слова Суворова; «Война не окончена, пока не захоронен последний, павший на ней солдат». Так что и на долю молодежи работы хватит. Поэтому каждую весну, как только сходит снег, начинают свою работу поисковые отряды. В Губкинском такой отряд возглавляет Рожков Олег Васильевич, руководитель военно-патриотического клуба «Форпост». Олег Васильевич и его сотрудники, молодые ребята, выпускники и ученики школ города не только ежегодно участвуют в Вахтах Памяти, они ведут огромную работу по патриотическому воспитанию молодежи не словом, а делом. Современные средства массовой коммуникации позволяют оперативно распространять информацию об истории Великой Отечественной войны, новости из поисковых отрядов, отмечать памятные даты. Ученики всех школ города и учителя истории частые и желанные гости в клубе[11].

Для того, чтобы сделать выводы об отношении современной молодежи к событиям Великой Отечественной войны, мы провели анкетирование среди старшеклассников нашей школы. В анкетировании приняли участие 68 респондентов в возрасте от 14 до 17 лет.

Для анкетирования мы взяли следующие вопросы:

  1. Был ли кто-то из ваших  родственников на фронте в годы Великой Отечественной войны?          
  2. Что из истории Великой Отечественной войны вызывает у Вас чувство гордости? 
  3. За что сражались советские люди в годы войны?
  4. Откуда Вы получаете основные сведения о Великой Отечественной войне? Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве семей были участники войны (90%). У большинства участников анкетирования чувство гордости вызывает массовый патриотизм и героизм на фронте – 59%. Так же почти 30% учащихся назвали единство разных народов СССР в борьбе. 11% выбрали другие варианты ответа. На вопрос «За что сражались советские люди?» большинство учащихся (62%) ответили традиционно – «За Родину, 16 % – «За родных и близких», 22% – «За светлое будущее». Ребята понимают, что в иерархии семья, Родина и будущее высшая ценность – Родина. Будет Родина, будет семья, будет будущее. Это мы выяснили в ходе беседы после анкетирования. Последний вопрос имел своей целью выяснить, откуда учащиеся черпают сведения о Великой Отечественной войне. Большинство учащихся источником знаний о войне назвали родителей – 43%, учителей – 38%, интернет –

24 %, школьные учебники – всего 5% в основном учащиеся 11 класса. Таким образом, старшеклассники осознают, что война коснулась практически каждую семью, в большинстве своем люди были охвачены патриотическими чувствами и шли сражаться «За Родину». Одной из причин нашей гордости при изучении событий войны учащиеся называют массовый патриотизм. Знания о событиях военного времени учащиеся получают от учителей и родителей. Приложение №3.

Преподавая сегодня историю, я старюсь применять активные формы обучения, такие как работа с историческими источниками, обсуждение проблемных вопросов истории, встречи  с участниками событий, проектная и исследовательская деятельность, игровые методики, дебаты. Приложение №4.

Особенно удачно прошли в нашей школе дебаты на тему «Победа Советского Союза в войне с фашистской Германией была бы невозможна без помощи союзников». Участниками стали ребята 9-ых классов. Им пришлось серьезно подготовиться для того, чтобы ответить на вопросы, предложенные в качестве дискуссионных. Почему США вступили в войну только в декабре 1943 года? Почему СССР не отказался от помощи по ленд-лизу? Почему Япония так и не вступила в войну с СССР, пока он не объявил ей войну в августе 1945 года? Почему Красная армия в начальный период войны несла тяжелейшие потери и не смогла остановить натиск противника? Почему некоторые страны не смогли оказать сопротивление немецким войскам, и были оккупированы за очень короткий промежуток времени? Почему открытие второго фронта началось только 6 июня 1944 года?  На мероприятии присутствовали представители администрации, классные руководители, педагоги школы. Рассуждения ребят поразили нас своей серьезностью и аргументированностью. Независимые эксперты и члены судейской коллегии во многом согласились с мнением учащихся. Сегодня в арсенале учителя и учащихся огромное количество информации. Как они воспользуются ей, зависит от степени их критичности и степени образованности.

Война против нацизма — самая тяжелая из войн в истории нашей Родины. Она стала суровым испытанием для всех народов Советского Союза. И это испытание советские люди выдержали с честью потому, что всем была нужна только Победа, одна на всех.

Великая Отечественная война закончилась 75 лет тому назад. Но битва за души наших детей продолжается и сегодня. Учителя истории никак не могут устраниться от этой битвы, битвы за память, которая и сегодня продолжает определять исход войны. Не той войны, которую выиграли наши отцы, деды и прадеды, а войны за патриотические и гражданские чувства молодежи, где линия фронта проходит через душу каждого нашего ученика.

Патриотическое воспитание, на наш взгляд, это не одноразовая конкретная акция и не один открытый урок. Патриотическое воспитание молодежи – это каждодневный методичный труд родителей, учителей, представителей общественных организаций, государственных органов. В этом направлении необходимо делать акцент на воспитание на примере деятельности выдающихся личностей: потомков и современников. Важно, чтобы личное участие молодежи в событиях так же становилось частью истории семьи, города, страны. Патриотическое воспитание должно носить очень личный, практический и комплексный характер. Важно показать подросткам, что от их действий, от их личного участия и от их мнения зависит многое в их собственной жизни, жизни города, жизни страны. У нас есть позитивный опыт патриотического воспитания, который необходимо активно использовать и передавать.

 

Список использованной литературы и интернет-источников

  1. Свидетели Победы: Книга Памяти города Губкинского ЯНАО/ Составитель Романенко Т.И. – «Баско»: Екатеринбург, 2005.
  2. Трагедия Мясного Бора. Сборник воспоминаний участников и очевидцев Любаньской операции/ Составитель  Иванова И.А.– Политехника: С-Пб, 2005
  3. Война и мир Алексея Багинского. – Губкинская неделя 8 мая 2015 год
  4. https://evgensemenihin.livejournal.com/2200024.html  День партизан и подпольщиков.
  5. novgorod.net/~dolina/istor  История создания поискового движения.

6.https://gubadm.ru/gubadm/news/ Лица Победы. Губкинские ветераны Великой Отечественной войны.

  1. https://gazeta-licey.ru/author/vivanov Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?

8.http://biblioklad.ru/publ/stati/poiskovaja_dejatelnost/  Поисковик Николай Иванович Орлов

  1. https://project.1sept.ru/persons/291-036-696   Уразаев А. Моя семья в годы Великой Отечественной войны
  2. http://gcbs.ru/cbs/gub/lica_gub/Molod_politica/Pamyat.htm  Военно-патриотический клуб «Память»
  3. https://vk.com/forpost_89 Военно-патриотический клуб «Форпост» г.Губкинский

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт